https://ria.ru/20211103/syromolotov-1757632718.html
Олег Сыромолотов: Россия и США могут и готовы договариваться
Олег Сыромолотов: Россия и США могут и готовы договариваться - РИА Новости, 03.11.2021
Олег Сыромолотов: Россия и США могут и готовы договариваться
Заместитель министра иностранных дел РФ Олег Сыромолотов рассказал в интервью РИА Новости о том, чем важен принятый в Первом комитете Генассамблеи ООН проект... РИА Новости, 03.11.2021
2021-11-03T19:25:00+03:00
2021-11-03T19:25:00+03:00
2021-11-03T19:25:00+03:00
интервью
москва
владимир путин
министерство иностранных дел российской федерации (мид рф)
олег сыромолотов
россия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/105341/79/1053417948_29:0:583:312_1920x0_80_0_0_18a71713e6c2125a63ecd08eaeeb1c67.png
Заместитель министра иностранных дел РФ Олег Сыромолотов рассказал в интервью РИА Новости о том, чем важен принятый в Первом комитете Генассамблеи ООН проект резолюции по международной информационной безопасности, как удалось договориться об этом с Соединенными Штатами, и готова ли Москва и дальше работать с Вашингтоном в этой сфере.– В Первом комитете 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был принят российско-американский проект резолюции по проблематике международной информационной безопасности (МИБ). Данный сюжет уже вызвал широкий резонанс среди мировой общественности. Могли бы вы пояснить, в чем заключается значимость данного документа?– Не будет преувеличением сказать, что консенсусное одобрение упомянутого проекта резолюции при рекордном количестве соавторов – 107 стран (по состоянию на 3 ноября 2021– ред.) – является важной вехой в глобальном переговорном процессе по МИБ. Чтобы в полной мере осознать масштаб и неординарность этого момента, следует обратиться к предыстории вопроса.С 2018 года в ООН существовал концептуальный позиционный раскол между Москвой и Вашингтоном, который воплощался в параллельном продвижении сразу двух документов по данной тематике в рамках Первого комитета ГА ООН. Основным камнем преткновения была разница в видении того, как и в каком формате должна быть организована международная дискуссия по вопросам МИБ. По этой причине с 2019 года во исполнение резолюций Генассамблеи во всемирной Организации существовало два профильных переговорных трека – учрежденная по инициативе России Рабочая группа ООН открытого состава (РГОС) и Группа правительственных экспертов (ГПЭ), предложенная американской стороной. И если РГОС стала первым в истории открытым для участия всех государств переговорным механизмом, в рамках которого на основе принципа консенсуса они имели право принимать конкретные решения в области обеспечения МИБ, то ГПЭ представляла собой группу экспертов, уполномоченных вырабатывать необязательные для исполнения рекомендации государствам-членам ООН.Вместе с тем, несмотря на разницу в статусе и охвате участников, обе группы успешно завершили свою деятельность принятием консенсусных итоговых докладов (в марте и мае 2021 года соответственно), содержащих полезные практические договоренности, в том числе на перспективу.Все члены международного сообщества по достоинству оценили этот результат и выразили настрой на сохранение конструктивной атмосферы в дискуссии под эгидой ООН по столь чувствительной и острой проблематике, как МИБ.Именно эта логика легла в основу соответствующего российского проекта резолюции в 2021 года, на базе которого был позднее согласован совместный с США документ. На наш взгляд, нам удалось выработать сбалансированный и объективный текст, который закрепляет успешное окончание первой РГОС и ГПЭ и фактически объединяет мировое сообщество вокруг идеи о необходимости продолжения переговоров по МИБ под эгидой ООН в формате единого механизма. В этом контексте в нем приветствуется запуск созданной по нашей инициативе РГОС по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ 2021-2025 и, что еще особенно важно, признается ее мандат в соответствии с резолюцией ГА ООН №75/240. К слову, соавторами нынешнего проекта стали многие страны, включая всех членов ЕС, которые еще в прошлом году голосовали против данной резолюции о созыве новой Группы.В документе отражены такие неоспоримые и фундаментальные принципы обеспечения МИБ, как продвижение мирного использования ИКТ, недопущение их применения в преступных и террористических целях, предотвращение конфликтов в информпространстве. В нем также предусмотрена возможность выработки дополнительных правил, норм и принципов ответственного поведения государств, включая договоренности, имеющие обязательную силу. Закрепление этого принципиально важного для России и ее единомышленников положения в проекте резолюции ГА ООН носит беспрецедентный характер.Рассчитываем, что в декабре 2021 года упомянутый проект резолюции будет консенсусно одобрен Генеральной Ассамблеей ООН.– В американских СМИ решение России и США внести в Первом комитете ГА ООН совместный проект резолюции от лица двух государств уже сочли одним из симптомов "оттепели" в двусторонних отношениях. На ваш взгляд, что могло стать причиной готовности американской стороны к такому шагу в этом году?– Безусловно, на общем негативном фоне российско-американских отношений достижение договоренности с США о выработке единого текста резолюции само по себе является довольно нетривиальным политическим ходом с нашей стороны. Еще большую значимость он приобретает, если учитывать контекст нашего взаимодействия с Вашингтоном на направлении информбезопасности.Однако истинная сила дипломатии, по нашему мнению, заключается в способности самых ярых оппонентов преодолевать принципиальные разногласия и находить взаимоприемлемые прагматичные решения. Мы всегда подчеркивали, что готовы к взвешенному, неполитизированному диалогу с американской стороной по вопросам МИБ как на двусторонней основе, так и на международных площадках. Подробно конкретные предложения по восстановлению сотрудничества наших стран изложены в соответствующем заявлении президента Российской Федерации Владимира Путина от 25 сентября 2020 года. В этой связи отрадно отметить, что мы фиксируем постепенное сближение позиций по перспективам выстраивания дальнейшего взаимодействия в этой сфере.Наглядным примером этого стало внесение от лица двух стран проекта резолюции по МИБ в Первом комитете ГА ООН. С удовлетворением отмечаем, что несмотря на "клубок" внутренних противоречий и общую политическую конъюнктуру, Вашингтон проявил конструктивный подход и заметную гибкость при согласовании упомянутого документа, а также пошел на учет принципиально важных для России положений. Таким образом, нам удалось транслировать миру важный сигнал о том, что наши страны могут и готовы брать на себя ответственность и договариваться по самым острым вопросам, в том числе в области МИБ.– Первого июня 2021 года состоялась организационная сессия новой РГОС 2021-2025. Каково российское видение дальнейшей работы данного механизма, как идет подготовка к его декабрьской сессии?– В ходе оргсессии РГОС консенсусом была утверждена кандидатура председателя – им стал постоянный представитель Сингапура при ООН в Нью-Йорке (Бурхан – ред.) Гафур – и основные модальности ее работы, включая принцип принятия решений консенсусом. Фактически тогда же мы и начали подготовку к первой содержательной сессии РГОС, запланированной на 13-17 декабря 2021 года в Нью-Йорке. Россией как страной-инициатором процесса была представлена концепция функционирования Группы, которую мы распространили в качестве официального документа 75-й сессии ГА ООН.Суть нашего предложения заключается в том, что деятельность РГОС должна быть направлена на выработку конкретных договоренностей по каждому из направлений ее мандата, закрепленного в упомянутой резолюции №75/240. Учитывая, что механизм будет действовать в течение пяти лет, он должен обладать достаточной гибкостью и способностью эволюционировать по мере изменения потребностей международного сообщества. С целью оптимизации процесса оформление таких договоренностей может происходить по мере их достижения.Считаем, что дискуссия в новой РГОС должна носить специализированный, конкретный и прагматичный характер, охватывающий все аспекты проблематики МИБ. В этом контексте крайне важно, что все решения в Группе должны приниматься на основе консенсуса. Таким образом, для каждой страны независимо от уровня ее политического, социально-экономического и технологического развития будет гарантирован учет ее национальных интересов и право высказывать озабоченности на самом представительном форуме по МИБ в ООН.Как мы неоднократно подчеркивали, РГОС – общее достояние всех без исключения государств, причем работа в рамках этого уникального механизма ведется на равноправной, открытой и подлинно демократичной основе.На наш взгляд, Группа должна стать площадкой для прагматичных и конструктивных переговоров, ориентированных на практический результат.Со своей стороны примем самое активное участие в работе РГОС с привлечением всех заинтересованных российских ведомств.
https://ria.ru/20211019/rezolyutsiya-1755129932.html
https://ria.ru/20210512/bezopasnost-1731883372.html
https://ria.ru/20211103/zakharova-1757582878.html
москва
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/105341/79/1053417948_69:0:597:396_1920x0_80_0_0_82541c5801489766d525468c6d6c662e.pngРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
интервью, москва, владимир путин, министерство иностранных дел российской федерации (мид рф), олег сыромолотов, россия
Интервью, Москва, Владимир Путин, Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД РФ), Олег Сыромолотов, Россия
Заместитель министра иностранных дел РФ Олег Сыромолотов рассказал в интервью РИА Новости о том, чем важен принятый в Первом комитете Генассамблеи ООН проект резолюции по международной информационной безопасности, как удалось договориться об этом с Соединенными Штатами, и готова ли Москва и дальше работать с Вашингтоном в этой сфере. – В Первом комитете 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был принят российско-американский проект резолюции по проблематике международной информационной безопасности (МИБ). Данный сюжет уже вызвал широкий резонанс среди мировой общественности. Могли бы вы пояснить, в чем заключается значимость данного документа?
– Не будет преувеличением сказать, что консенсусное одобрение упомянутого проекта резолюции при рекордном количестве соавторов – 107 стран (по состоянию на 3 ноября 2021– ред.) – является важной вехой в глобальном переговорном процессе по МИБ. Чтобы в полной мере осознать масштаб и неординарность этого момента, следует обратиться к предыстории вопроса.
С 2018 года в ООН существовал концептуальный позиционный раскол между
Москвой и Вашингтоном, который воплощался в параллельном продвижении сразу двух документов по данной тематике в рамках Первого комитета ГА ООН. Основным камнем преткновения была разница в видении того, как и в каком формате должна быть организована международная дискуссия по вопросам МИБ. По этой причине с 2019 года во исполнение резолюций Генассамблеи во всемирной Организации существовало два профильных переговорных трека – учрежденная по инициативе
России Рабочая группа ООН открытого состава (РГОС) и Группа правительственных экспертов (ГПЭ), предложенная американской стороной. И если РГОС стала первым в истории открытым для участия всех государств переговорным механизмом, в рамках которого на основе принципа консенсуса они имели право принимать конкретные решения в области обеспечения МИБ, то ГПЭ представляла собой группу экспертов, уполномоченных вырабатывать необязательные для исполнения рекомендации государствам-членам ООН.
Вместе с тем, несмотря на разницу в статусе и охвате участников, обе группы успешно завершили свою деятельность принятием консенсусных итоговых докладов (в марте и мае 2021 года соответственно), содержащих полезные практические договоренности, в том числе на перспективу.
Все члены международного сообщества по достоинству оценили этот результат и выразили настрой на сохранение конструктивной атмосферы в дискуссии под эгидой ООН по столь чувствительной и острой проблематике, как МИБ.
Именно эта логика легла в основу соответствующего российского проекта резолюции в 2021 года, на базе которого был позднее согласован совместный с
США документ. На наш взгляд, нам удалось выработать сбалансированный и объективный текст, который закрепляет успешное окончание первой РГОС и ГПЭ и фактически объединяет мировое сообщество вокруг идеи о необходимости продолжения переговоров по МИБ под эгидой ООН в формате единого механизма. В этом контексте в нем приветствуется запуск созданной по нашей инициативе РГОС по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ 2021-2025 и, что еще особенно важно, признается ее мандат в соответствии с резолюцией ГА ООН №75/240. К слову, соавторами нынешнего проекта стали многие страны, включая всех членов ЕС, которые еще в прошлом году голосовали против данной резолюции о созыве новой Группы.
В документе отражены такие неоспоримые и фундаментальные принципы обеспечения МИБ, как продвижение мирного использования ИКТ, недопущение их применения в преступных и террористических целях, предотвращение конфликтов в информпространстве. В нем также предусмотрена возможность выработки дополнительных правил, норм и принципов ответственного поведения государств, включая договоренности, имеющие обязательную силу. Закрепление этого принципиально важного для России и ее единомышленников положения в проекте резолюции ГА ООН носит беспрецедентный характер.
Рассчитываем, что в декабре 2021 года упомянутый проект резолюции будет консенсусно одобрен Генеральной Ассамблеей ООН.
– В американских СМИ решение России и США внести в Первом комитете ГА ООН совместный проект резолюции от лица двух государств уже сочли одним из симптомов "оттепели" в двусторонних отношениях. На ваш взгляд, что могло стать причиной готовности американской стороны к такому шагу в этом году?
– Безусловно, на общем негативном фоне российско-американских отношений достижение договоренности с США о выработке единого текста резолюции само по себе является довольно нетривиальным политическим ходом с нашей стороны. Еще большую значимость он приобретает, если учитывать контекст нашего взаимодействия с Вашингтоном на направлении информбезопасности.
Однако истинная сила дипломатии, по нашему мнению, заключается в способности самых ярых оппонентов преодолевать принципиальные разногласия и находить взаимоприемлемые прагматичные решения. Мы всегда подчеркивали, что готовы к взвешенному, неполитизированному диалогу с американской стороной по вопросам МИБ как на двусторонней основе, так и на международных площадках. Подробно конкретные предложения по восстановлению сотрудничества наших стран изложены в соответствующем заявлении президента Российской Федерации
Владимира Путина от 25 сентября 2020 года. В этой связи отрадно отметить, что мы фиксируем постепенное сближение позиций по перспективам выстраивания дальнейшего взаимодействия в этой сфере.
Наглядным примером этого стало внесение от лица двух стран проекта резолюции по МИБ в Первом комитете ГА ООН. С удовлетворением отмечаем, что несмотря на "клубок" внутренних противоречий и общую политическую конъюнктуру, Вашингтон проявил конструктивный подход и заметную гибкость при согласовании упомянутого документа, а также пошел на учет принципиально важных для России положений. Таким образом, нам удалось транслировать миру важный сигнал о том, что наши страны могут и готовы брать на себя ответственность и договариваться по самым острым вопросам, в том числе в области МИБ.
– Первого июня 2021 года состоялась организационная сессия новой РГОС 2021-2025. Каково российское видение дальнейшей работы данного механизма, как идет подготовка к его декабрьской сессии?
– В ходе оргсессии РГОС консенсусом была утверждена кандидатура председателя – им стал постоянный представитель
Сингапура при ООН в
Нью-Йорке (Бурхан – ред.) Гафур – и основные модальности ее работы, включая принцип принятия решений консенсусом. Фактически тогда же мы и начали подготовку к первой содержательной сессии РГОС, запланированной на 13-17 декабря 2021 года в Нью-Йорке. Россией как страной-инициатором процесса была представлена концепция функционирования Группы, которую мы распространили в качестве официального документа 75-й сессии ГА ООН.
Суть нашего предложения заключается в том, что деятельность РГОС должна быть направлена на выработку конкретных договоренностей по каждому из направлений ее мандата, закрепленного в упомянутой резолюции №75/240. Учитывая, что механизм будет действовать в течение пяти лет, он должен обладать достаточной гибкостью и способностью эволюционировать по мере изменения потребностей международного сообщества. С целью оптимизации процесса оформление таких договоренностей может происходить по мере их достижения.
Считаем, что дискуссия в новой РГОС должна носить специализированный, конкретный и прагматичный характер, охватывающий все аспекты проблематики МИБ. В этом контексте крайне важно, что все решения в Группе должны приниматься на основе консенсуса. Таким образом, для каждой страны независимо от уровня ее политического, социально-экономического и технологического развития будет гарантирован учет ее национальных интересов и право высказывать озабоченности на самом представительном форуме по МИБ в ООН.
Как мы неоднократно подчеркивали, РГОС – общее достояние всех без исключения государств, причем работа в рамках этого уникального механизма ведется на равноправной, открытой и подлинно демократичной основе.
На наш взгляд, Группа должна стать площадкой для прагматичных и конструктивных переговоров, ориентированных на практический результат.
Со своей стороны примем самое активное участие в работе РГОС с привлечением всех заинтересованных российских ведомств.