«Не считаю страны — запоминаю эмоции!»
Тревел-фотограф о своих приключениях
Ольга Цынская
В труднодоступные, но такие красивые и удивительные места в России и мире можно попасть — если очень захотеть. «Не считаю страны — запоминаю эмоции!» — девиз тревел-фотографа Лены Лисейкиной. О том, как она ночевала в ямальском чуме, чуть не погибла в американской Долине Смерти, что с ней произошло в полярной тундре и кто такие мансийские болваны, путешественница рассказала в интервью РИА Новости.
Мне всегда хотелось посмотреть мир.
Даже в свадебном путешествии. Мы с мужем сели в машину, захватив с собой палатку, и отправились куда глаза глядят. Навигаторов тогда не было, ездили по бумажным картам и дорожным указателям.
Уже через пару лет совершили на машине большой трип из Владивостока в Москву.
Это сейчас там довольно хорошая дорога и куча информации в интернете. А тогда приходилось подгадывать время и погоду, чтобы без проблем преодолеть участок Чита — Хабаровск. Искать гостиницы на месте, расспрашивая таксистов, и ждать появления бандитов на трассе, которые отбирают машины у перегонщиков.
Когда есть возможность, всегда беру с собой детей.
Вместе с ними мы проехали весь Урал, побывали в Австралии, почти во всех странах Европы, исколесили больше десяти тысяч километров по США.
Вот так и катаемся уже больше 20 лет.
Иногда заранее досконально планируем маршрут, а иногда просто садимся в машину и едем. Некоторые путешествия особенно запомнились.
Маньпупунер
Это красивое и загадочное место Северного Урала называют по-разному: Маньпупунер, Мань-Пупыг-Нер, Болвано-Из, Мансийские болваны.
Уникальное плато в Республике Коми, здесь находятся «Семь столбов выветривания», или Гора каменных идолов — семь скал, обточенных сильным ветром и лютым морозом.
Это одна из самых труднодоступных достопримечательностей страны, входит в топ-7 чудес России.
А еще сюда пускают не больше 1,5 тысячи человек в год, чтобы не навредить природе и уникальному ландшафту.
В переводе с языка манси «маньпупунер» означает «Малая гора идолов».
Шесть столбов выстроились на ровном плато в ряд, а один стоит чуть в стороне. Высота — около 40 метров, причудливые очертания. Манси это место считали святым и ходить сюда запрещали.
Путь до плато обычно занимает чуть меньше недели от поселка Якша, что на реке Печора.
Можно добраться на вездеходе, квадроцикле, аэролодке, снегоходе. Потом десять километров пешком по горам в заповеднике: на транспорте там нельзя. Ну или альтернативный вариант — прилететь на вертолете прямо на плато.
Я поступила именно так, потому что совсем не фанат пеших походов. Просто прилететь и улететь было бы как-то обидно. Поэтому ночевать я решила в лагере «Вологодская грань», в десяти километрах от плато. Ну а на следующее утро еще раз заглянула к гигантским исполинам, чтобы уже в одиночестве проникнуться местной атмосферой.
Ямал
В чум к оленеводам на Ямале первый раз я попала зимой.
И сразу с полным погружением: мы тогда четыре дня прожили с ними в тундре. Мороз — минус 40, до цивилизации — полсотни километров, снег, низкие лиственницы и стадо оленей в 200 голов. Оказалось, что сырая рыба и оленина очень вкусные. А если укрыться достаточным количеством оленьих шкур и положить рядом с собой собаку, то не холодно спать даже на полу, печку никто не топит.
Второй раз на Полярный Урал я отправилась уже летом.
На огромных квадровездеходах мы решили доехать до одного из самых больших и живописных его озер — Хадатаёганлора. Это 150 километров по бескрайней тундре, когда вокруг ничего кроме нескольких стойбищ оленеводов, болот и полчищ комаров с мошками.
В первый же день у одного из квадроциклов отвалилась задняя полуось, и колесо вместе с ней просто отделилось от моста.
Пытались его починить подручными средствами, прямо на дороге. Но к вечеру, заметно прокачав свои навыки, расширив кругозор и словарный запас, поняли, что это бесполезно. Пришлось своим ходом вернуться в Лабытнанги и оперативно найти столяра, который изготовил недостающую деталь. Утром отправились дальше.
Долина Смерти в США
Долина Смерти, одно из красивейших мест Калифорнии, — национальный заповедник США.
Сюда приезжают туристы и фотографы всего мира. Удивительные ландшафты, а еще тут зафиксировали самую высокую температуру на планете — 54,4 градуса по Цельсию. Практически раскаленная духовка!
Меня интересовали не только необычные высохшие озера, каньоны с разноцветными стенами и песчаные дюны.
Очень хотелось попасть на Рейстрек (Racetrack), где по дну высохшего озера причудливым образом перемещаются камни, оставляя за собой следы. Долгое время ученые не могли объяснить этот феномен. Это место потрясающей красоты и загадочности. И самое плоское в мире. Камни двигают легкий ветер и тонкий лед. У Долины Смерти много загадок, и эта одна из самых интересных.
Добраться туда непросто.
Нужно проехать около полусотни километров по дороге с очень острыми камнями. Для этого требуются хорошие шины и большой дорожный просвет, поэтому стандартный прокат автомобилей здесь не рекомендуется. За бортом пекло, 40 градусов. За сутки здесь проезжает не больше пары машин, а мобильной связи нет вообще.
Редко кто возвращается отсюда с целыми колесами.
Поэтому к тому, что придется ставить запаску, мы были готовы. Но вот что пробьем сразу два колеса — нет. Поздний вечер, рядом кратер давно потухшего вулкана Убехебе, на небе звезды, где-то вдалеке воют койоты, а мы не в состоянии передвигаться. До отеля и места, где ловит сотовая связь, — примерно сто километров.
Уже собрались расположиться с детьми на ночлег прямо в машине.
Оставалось лишь надеяться, что утром мимо проедут рейнджеры или еще какие-то путешественники, у которых мы сможем попросить помощи. И вдруг вдалеке мы заметили фары. Нам очень повезло, что еще пара туристов задержались на плато и возвращались только сейчас.
Бросив машину в пустыне, с ними мы доехали до гостиницы.
А утром начался квест по поиску эвакуатора и двух шин нужного размера. И то, и другое нашлось в 300 километрах от отеля. Ну а дальше — просто вопрос времени и денег. Практически все, услышав, где стоит наша машина, удивленно крутили пальцем у виска. Эвакуатор тогда обошелся в 900 долларов. И еще по 200 за шину.
Но если мне предложат поехать туда еще раз, соглашусь без раздумий!