Рейтинг@Mail.ru
Открывается музей "святых 90-х": почему это прекрасно - РИА Новости, 27.09.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Открывается музей "святых 90-х": почему это прекрасно

© AP Photo / Ng Han GuanДеревня в провинции Шэньси
Деревня в провинции Шэньси - РИА Новости, 1920, 27.09.2021
Читать ria.ru в
Рядовое вроде бы событие, но очень типичное: создана еще одна реставраторская мастерская, восстанавливающая "старинную" деревню. Вот только старине в данном случае и столетия нет. А это всегда примечательно — когда нация вдруг начинает интересоваться не только своим Средневековьем, но и чем-то только что ушедшим. И особенно интересна внезапность разворота: вот еще вчера всех волновало лишь нечто из глубины веков, а сегодня те же "все" интересуются чем-то из конца XX века. Что бы это значило?
Возникла-то деревня Юньшаньтунь (провинция Гуйчжоу, Китай), о которой речь, еще в конце XIV века. Но бюро известного архитектора Юэ Цзяня восстанавливает тот внешний вид ее домов, каким он был относительно недавно. Недавно — когда Юньшаньтунь не покинули жители, а соседний город еще не добрался до ее границ. Средневековыми могут оказаться разве что каменные плиты, образующие пороги и часть фундаментов домов. А прочее — доски из посеревшего дерева, которым максимум полвека. Это все равно как если бы кто-то начал реставрацию довоенных заброшенных домов, в немалом количестве косо стоящих вдоль российских шоссе. Кстати, на восстановленной деревне в Китае хотят заработать — там таких уже десятки по всей стране, с магазинами и танцами, туда возят туристов в немалых количествах.
История здесь длинная. В 1990-е годы в Китае вдруг в моду вошло классическое Средневековье. Крыши с приподнятыми краями, крытые зеленой глазированной плиткой, традиционные одежды со стоячими воротничками, фильмы из эпохи какой-нибудь династии Тан, когда танцевали с развевающимися рукавами и рубились на мечах.
Феномен этот легко объяснить. В эпоху зрелого маоизма с историческим прошлым яростно боролись (и не зря происходившее называли "культурной революцией" — она ею и была). Затем, в 1970-80-е, возникла усталая пауза, а дальше пришел новый Китай и новый век — и тут культура и история вернулись, причем довольно бурно.
Посетители у Дворца земного спокойствия в Запретном городе в центре Пекина - РИА Новости, 1920, 03.05.2021
"Чудо, которое войдет в историю". Китай поборол тысячелетнюю нищету
В нашем столетии пришла еще одна волна, особенно в архитектуре — волна бешеного технологического модернизма. Она докатилась даже до садоводства — вот новости о создании на окраине Пекина "футуристического фруктового сада", где работает умная система компьютерного мониторинга состояния почвы и созревания фруктов. Страна с грохотом ворвалась в светлое будущее, и Средневековье не то чтобы вышло из моды, скорее отступило. Это чем-то похоже на 60-е в СССР, когда публика волновалась не столько по поводу смысла интриг при дворе царя Ивана Васильевича, сколько насчет того, что мы скажем инопланетянам, когда вскоре встретим их на других планетах.
А сегодня в Китае снова сменилась эпоха. В центре внимания оказались те самые 60-е и многие прочие десятилетия минувшего века. В Пекине только что завершился международный кинофестиваль, где выяснилось — самой многообещающей для рынка новинкой стал китайский фильм "Битва у озера Чанцзинь" про Корейскую войну 1950-1953 годов. Это тот самый прошлый век.
Да, можно сказать, что это актуальное патриотическое кино, поскольку в той войне китайские войска встретились с американскими — и войну как минимум не проиграли. Но, во-первых, Средневековье и древность тоже могут укреплять патриотизм, поскольку и тогда воевали за родину. А во-вторых, "Битва…" по атмосфере весьма ностальгична и очень грамотно передает тогдашний повседневный пейзаж, то есть прежде всего показывает, "как это все выглядело".
Люди рядом с памятником серпу и молоту в Нанниване, провинция Шэньси - РИА Новости, 1920, 27.06.2021
Вредные Советы. Чему китайских коммунистов научил развал СССР
Реставрация деревни Юньшаньтунь тоже, по сути, показывает, как это было совсем недавно, при жизни людей старших поколений. Правда, и столетиями до того деревня выглядела так же. И в 80-е, и даже в 90-е почти весь Китай, кроме нескольких городов, был примерно таким, как та самая деревня, по цвету — во всех оттенках серого. Пекин был, как и столетия до того, в основном одноэтажным и похожим на Ташкент до землетрясения — кварталы глухих дворов, глинобитные внешние стены без окон, жилища без особых удобств. Дальше тот Пекин почти весь снесли, а деревянные деревни начали сами разваливаться и пустеть, зато пришел хайтековый модерн. И наконец, началась та эпоха, о которой мы ведем речь. Эпоха под лозунгом "это только что было, а потом исчезло".
Здесь, наверное, наиболее яркое событие — телевизионный сериал "Наши времена" про китайские 90-е годы. С любовью воспроизведены первые тяжелые мобильники, стационарные компьютеры с экраном в виде телевизора. Но если для нас 90-е — лихие, то для Китая — время первых успехов людей нынешнего зрелого поколения, тех, кто создавал из серых развалин свой бизнес и одновременно новую страну. Играют два жутко симпатичных молодых актера, которые откровенно любуются вот этими, прежними китайцами, работающими как бешеные, не успевающими испугаться и даже оглянуться: как же это у нас все здорово получилось. Немножко в духе американского фильма "Какими мы были" с Барброй Стрейзанд, лирической эпитафией бурным 60-м в Америке — и не только там.
Россия чем-то похожа на Китай, а чем-то не очень. Все каналы нашего телевизора сегодня регулярно оказываются забиты точно таким же кино, но не о 90-х, а скорее о 50-х, 60-х, 70-х, в общем — об СССР. И видно, как трудно сделать такие ленты. Предметов обстановки можно натащить в кадр сколько угодно, о костюмах и говорить нечего, а что-то главное — дух эпохи — это вам не реквизит, с ним сложно. И одни фильмы четко вписываются в идею "в СССР все было хорошо — газировка, бесплатная медицина, дружба народов", другие подыгрывают иной фантазии, что СССР был сплошным Мордором, со слежкой, ГУЛАГом, поломанными судьбами, дикими неграмотными людьми. А было, как известно, и то и другое — однако как оно выглядело вместе, уже и не объяснишь.
Кадр из фильма Шан-Чи и легенда десяти колец
​"Шан-Чи и легенда десяти колец" — китайская супергероика Marvel
Но 90-е у нас точно приговорены народом, и на экранах, как и в литературе, они однозначно про одно — про бандитов и борцов с ними. Никакой ностальгии, никакой Барбры Стрейзанд.
Хотя кто знает — вдруг придет время, когда мы посмотрим и на ту эпоху с лирической грустью. Так, как сейчас смотрят на серый и горький XX век китайцы, навсегда с ним наконец прощаясь.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала