Российские винодельни — среди лучших в мире:
чем удивит наш энотуризм
Светлана Баева
Виноградники трех российских виноделен вошли в рейтинг лучших по версии World’s Best Vineyards. «Долина Лефкадия» (Lefkadia Valley) и «Имение Сикоры» (Sikori Vinery) заняли 23-е и 20-е места соответственно, а «Виноградники Гай-Кодзора» попали в первую сотню. И это не предел, говорят эксперты. Россияне могут претендовать на бронзу, серебро и даже золото.
А еще это гостеприимные места, где проводят дегустации и рассказывают о традиционных технологиях с тысячелетней историей. О том, как туда попасть и почему у нас есть все шансы потеснить в рейтингах Францию или Италию, — в материале РИА Новости.
Золотое сечение российского вина
«Все виноградники в списке 50 лучших стоит посетить, — уверяют создатели рейтинга. — Это незабываемые впечатления!» Конкурс с 2019 года проводит The World’s Best Vineyards Academy, в жюри входят 600 экспертов в области виноделия, путешествий и энотуризма. Теперь среди призеров есть и российские марки, что не может не радовать.
Ведь учитывают все: и терруары, и производство, и «фишки» — современные архитектурные чудеса, древние погреба, охраняемые ЮНЕСКО, рестораны с мишленовской звездой и небольшие семейные винодельни.
Российские победители, по словам одного из руководителей нового рейтинга Top100wines.ru Игоря Сердюка, не маленькие, но и не гигантские. Зато у них очень правильное соотношение объема производства, цены, качества. «Золотое сечение», — говорит эксперт.
И все они рады туристам. Где-то можно и на ночь остаться, где-то нужно бронировать туры заранее. Правда, поговорить с виноделами сейчас непросто: самая горячая пора, сбор урожая. У некоторых экскурсии на сентябрь уже расписаны, ждите октября.
«Сами нас нашли»
«Заявку на участие мы не подавали. Список ста лучших виноделен мира — выбор жюри, — рассказали в «Имение Сикоры». — То есть World’s Best Vineyards сами нас нашли». Особенно отметили архитектуру, образцовые виноградники, возможности приема гостей и индивидуальный подход к ним.
День на винодельне можно начать с прогулки по тропинке вдоль террас на холмы, где в окружении леса, на высоте 250 метров над уровнем моря стоит часовня со смотровой площадкой. Вид — на всю долину Семигорье.
Но дальше интереснее: знакомство с тем, как работают на виноградниках, путешествие на одно из самых современных винных производств России. В погребе вам позволят прикоснуться к бочкам, где выдерживают вино. Особенно «Имение Сикоры» гордится «Рислингом» и «Каберне-Совиньон».
В «Лефкадии» похожая история. «Нас никто не предупреждал о визите экспертов, так что все происходило естественно, без подготовки», — говорит Михаил Николаев — младший, управляющий партнер проекта «Долина Лефкадия».
Тут фирменный продукт — игристые вина, «Темелион» или напитки бренда «Магнатум». «Они очень свежие и хрустящие, если сравнивать с другими образцами южных регионов по всему миру. Сказывается влияние прохладного континентального и горного климатов. Считается, что у нас наиболее подходящий терруар для игристых».
На экскурсии вам покажут виноградники, а также само производство (потом, как водится, — дегустация). Тут есть музей, а также ресторан и пиццерия, энотека. Рядом с прогулочной зоной — гостевой дом. Дегустации предлагают разные: от организованных групповых до безлимитных — с сомелье.
«Мы скорее объект агротуризма — место, где можно не только приобрести и попробовать вино, но и отдохнуть от города, побродить среди красот природы и перезагрузиться, — отмечает Михаил Николаев. — Мы считаем, что оптимально приехать с одной ночевкой: побывать на экскурсии и дегустации, насладиться полноценным ужином в ресторане «Амфора», прогуляться по Французскому саду».
Кроме того, в хозяйстве есть сыродельня, лимитированное производство оливкового масла, собственный мед.
Суть жизни
В винодельню «Виноградники Гай-Кодзора» на экскурсии и дегустации попасть непросто, нужно заранее бронировать. Тут вас познакомят с собственной винной философией. «Мы обсуждаем и затрагиваем все аспекты, касающиеся производства: и историю, и СССР, и Бургундию, и виноградарство. Но упор делаем на воспитание правильных чувств и отношения ко всему, что с этим связано», — объясняет один из владельцев Эдуард Александров.
На выбор участков, подготовку почвы, изучение сортов винограда по отношению к терруару, анализ климатологической ситуации за последние 30-40 лет ушли годы. В итоге получился практически научный труд, который и сейчас актуален.
«Процессами руководят «наши» французы: Алэн Дюга, Ноэль Рабо, Давид Риедер», — уточняют на винодельне. Зарубежные эксперты принесли с собой не только технологии. «Широкое понимание сути нашей жизни: что первично, что вторично, отношение к деньгам, к людям, самому себе, времени, успеху, — перечисляет Эдуард. — Это тоже служит основой выращивания винограда и производства».
Рук не хватает
«Энотуризм в стране развивается семимильными шагами, главное создать инфраструктуру, — говорит заслуженный сомелье России, автор ежегодного гида «Российские вина» Артур Саркисян. — Людям интересно вино, это очень правильный продукт, вокруг него можно сделать много всего классного. Это и гостиничный бизнес, и гастрономия, экскурсии, мероприятия. Только за год в России открылись шесть-семь отелей, связанных с винодельнями, на сезон у всех номера были расписаны».
По словам Игоря Сердюка, в винном туризме ощущается дефицит людей, способных с толком провести экскурсию. «Туристический тренд затронул и гигантов типа «Кубань-Вино» — там заявили о серьезнейшем проекте по развитию энопутешествий. Соседняя «Фанагория» тоже активно работает в этом направлении, — рассказывает эксперт. — В «Абрау-Дюрсо» туризм всегда был на высокой волне. Они стали примером для подражания».
Собеседник напоминает, что звезда нашего виноделия Павел Швец (Севастополь), специализирующийся на биодинамическом вине, тоже принимает гостей, у него есть великолепный видовой ресторан с террасой. «Недешево, но туда трудно попасть, все забронировано», — уточняет Игорь Сердюк.
Франция еще подвинется!
«Винодельни продолжат развиваться, это в тренде. Если у тебя ее нет, а ты богатый человек, что-то с тобой не так», — шутит (или нет?) Артур Саркисян.
Недавно запустило производство «Шато де Талю». «Думаю, со временем марка попадет в престижный рейтинг World’s Best Vineyards. Считаю, хорошие шансы и у винодельни «Поместье Голубицкое», у них все впереди», — добавляет эксперт.
Одной из лучших виноделен, по его словам, обещает стать Winepark в Крыму. Пока там, правда, собирают только первый урожай, а гостей угощает робот-сомелье, которого сотрудники в шутку окрестили Кондратием.
«Знаете, как владелец винодельни может стать миллионером? — рассказывает (и это точно не шутка) Артур Саркисян. — Он должен быть миллиардером. Это не путь быстрого обогащения, а деньги, которые играют вдолгую. Сейчас стадия становления, но мы уже видим серьезные изменения. Наши вина признают за рубежом — авторитетные издания, специалисты, конкурсы. Тот путь, на который другим странам понадобилось полвека, мы проходим за полтора десятилетия».
Развитие виноделия и энотуризма только началось — и его ждет большое будущее. Нужно лишь время. Не хватает виноградников, чтобы добиться хотя бы 200 тысяч гектаров, требуется еще как минимум лет десять.
Ну и другие цифры: один французский регион Бордо — это порядка пяти тысяч виноделен, а у нас на всю Россию — примерно 60, уже выпускающих вино с собственных виноградников. Но две из них — среди 25 лучших в мире. Так что еще потесним в рейтингах победителей.