«Нас загнали в угол»:
откровения вертолетчика о ситуации в Заполярье
Мария Марикян
![Родовая община Ямб-то Родовая община Ямб-то](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/1b/1747498902_0:0:1000:667_900x0_80_0_0_06979691c12be21cac2888e80dc1604e.jpg)
В Ненецком автономном округе фактически нет дорог — людей выручает авиация. Сотрудники Нарьян-Марского авиаотряда перевозят жителей сел, обслуживают нефтяные месторождения, эвакуируют экипажи терпящих бедствие морских судов. Но согласно недавнему постановлению правительства все транспортные площадки необходимо модернизировать.
На это нужны сотни миллионов рублей — таких денег у предприятия нет. А если авиасообщение прекратится, местные окажутся полностью отрезанными от Большой земли.
Год за два
«Вот очередной вертолет возвращается с санзадания. Если экипаж в защитных костюмах — значит, вылетали на вызов по ковиду», — гендиректор авиаотряда Валерий Остапчук внимательно вглядывается в небо из окна рабочего кабинета.
Остапчук работает в Заполярье уже 35 лет, начинал вторым пилотом на Ми-8. В Нарьян-Мар попал случайно. После окончания Кременчугского училища планировал перебраться в Петрозаводск. Но его товарища по распределению направили на Крайний Север, и Валерий решил составить компанию. Спустя годы об этом нисколько не жалеет. Хотя первое впечатление о городе было не очень: деревянные тротуары, двухэтажные срубы, суровый климат.
![Валерий Остапчук Валерий Остапчук](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/1b/1747495095_0:0:3071:2048_900x0_80_0_0_00652cebc060c370f1d836bedc7d2adb.jpg)
![Генеральный директор Нарьян-Марского авиаотряда Валерий Остапчук Генеральный директор Нарьян-Марского авиаотряда Валерий Остапчук](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/1b/1747498900_0:0:1200:800_900x0_80_0_0_513e4ca7c9dbd1c61d854c6387560263.jpg)
В советские времена летчики здесь надолго не задерживались — год службы засчитывали им за два. К 35 годам выходили на пенсию и уезжали. Квартиры выделяли только работникам с большим стажем. Но Валерий так и не дождался жилья: «До 1996-го ютился в комнатушке в 11,8 квадратных метра. С женой, которую встретил тут, и двумя детьми. Откладывал по копейке и купил наконец «однушку». Через несколько лет обменял на «трешку» — живу в ней до сих пор».
![Вид из кабины пилота Вид из кабины пилота](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/1b/1747492843_0:0:3144:2047_900x0_80_0_0_543ed72b7ba58970bdd671d6ad9cf82f.jpg)
![Пассажиры в аэропорту Нарьян-Мара Пассажиры в аэропорту Нарьян-Мара](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/1b/1747498892_0:0:1000:667_900x0_80_0_0_2f7b64e72957bb8159d4e2ecd1b8741c.jpg)
Авиаотряд тогда обслуживал в основном геологоразведку — доставляли на месторождения технику, стройматериалы, продукты. Помогали и сельчанам. «Пассажиры у нас бывали разные. Однажды привезли нам канадского племенного быка. Так мы перебрасывали его из одного хозяйства в другое», — смеется Валерий.
В 1990-х Нарьян-Марский авиаотряд был на грани банкротства. Чтобы прокормиться, летчики собирали грибы, ягоды, ловили рыбу. Общими усилиями все же удержались на плаву.
А в начале нулевых в Заполярье пришли нефтяники — работы прибавилось, платили достойно. «К 2010-му — новый спад. Опять затягивали пояса, пока не пришли другие добытчики, — рассказывает Остапчук. — Обновили парк техники, набрали людей».
Прогноз нелетный
Кроме основной работы, авиаотряд ежегодно выполняет до десяти спасательных операций. За одну из них Валерия наградили орденом Мужества.
«Октябрь 1994-го. Мы вылетели спасать экипаж судна «Яхрома», терпящего бедствие в десятибалльный шторм в Баренцевом море. Двенадцать человек — вытащили всех, — вспоминает собеседник. — Ветер тогда был 33 метра в секунду, а для вертолета предел — двадцать пять. Но в определенных ситуациях приходится отступать от правил».
Спускать лебедку из-за сильных порывов ветра и десятиметровых волн было слишком опасно. Поэтому моряки поднимались на борт по веревочной лестнице. Хотя, по словам Валерия, авиаотряд богат «историями и похлеще».
Например, операция в районе села Усть-Кара в 500 километрах от Нарьян-Мара. Тридцать первого декабря 2006-го летчикам сообщили, что в тундре потерялись дети: двенадцатилетняя девочка, мальчики пяти и семи лет. Позже выяснилось, что отец напился и решил покатать их на снегоходе. Попали в метель, несколько суток блуждали по тундре, набрели на чей-то чум.
«Прогноз нелетный. Я и второй пилот рискнули, выдвинулись на поиски. Расстояние большое, пришлось заправиться на полпути в поселке Варандей», — рассказывает Остапчук.
В Усть-Кара вертолет встретил оленевод. Он знал, где примерно могут находиться дети, и вызвался сопровождающим.
Заблудившихся увидели довольно быстро: они светили карманным фонариком. Но почти час из-за непогоды не удавалось посадить машину — при спуске ее постоянно срывало и подбрасывало.
Летчики действовали самостоятельно. Заблудившихся увидели довольно быстро: они светили карманным фонариком. Но почти час из-за непогоды не удавалось посадить машину — при спуске ее постоянно срывало и подбрасывало.
![Взлет Ми-8АМТ Взлет Ми-8АМТ](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/1b/1747492821_0:0:2560:1677_900x0_80_0_0_f18572f4dc18e32f6cb0348f97faf21f.jpg)
«Мы были вынуждены отлететь от зоны завихрения почти на километр. Не могли развернуться и двигаться напрямую против ветра — пятились», — описывает ситуацию Валерий.
Дети сильно обморозились: один мальчик в итоге лишился руки, второй — ноги. «Оленеводы к подобному относятся спокойно, — разводит руками Валерий. — А мне до сих пор тот день в кошмарах снится».
Единственное спасение
Сейчас в авиаотряде 640 сотрудников, больше двадцати вертолетов (три — с медицинскими модулями), а также семь самолетов Ан-2. В теплое время года летчики выполняют до тридцати рейсов в неделю, зимой — до 15. Расписание часто корректируют из-за переменчивой погоды.
Ежегодно отряд перевозит около 25 тысяч человек. В основном пассажиры летают в Нарьян-Мар: в больницу, на учебу или в отпуск. Большинство — ненцы, представители коренного малочисленного народа. Две трети стоимости билета им компенсирует бюджет округа.
![Самолет АН-2 в поселке Каратайка Самолет АН-2 в поселке Каратайка](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/1b/1747492826_0:0:2560:1707_900x0_80_0_0_0b675c031fea7962f231fcc8552e43a8.jpg)
![Вертолет Ми-8Т Вертолет Ми-8Т](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/1b/1747495098_0:0:3072:2048_900x0_80_0_0_d3e2f38fb8706acfab1211511c3fb2a8.jpg)
![Пассажиры загружают вещи Пассажиры загружают вещи](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/1b/1747498917_0:0:1000:667_900x0_80_0_0_46ca79f12d10acce6efb9b0594e7768b.jpg)
Уже из Нарьян-Мара можно отправиться в Москву, Санкт-Петербург, Архангельск и Сыктывкар. «НАО — единственный субъект, у которого нет прямой дороги на Большую землю. С июня до октября — на корабле. С января до середины апреля — зимники. Все остальное время — только авиация», — объясняет летчик.
Авиаотряд участвует и в соцпрограммах округа — доставляет детей оленеводов в школы-интернаты, а на каникулы домой. В ходе избирательных кампаний летчики развозят бюллетени, затем их собирают.
![Сотрудники Нарьян-Марского отряда привезли кочевникам подарки на День оленя Сотрудники Нарьян-Марского отряда привезли кочевникам подарки на День оленя](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/1b/1747498898_0:0:1000:667_900x0_80_0_0_c3c6f87665c2976adcd28382a8fb61b0.jpg)
![Оленеводы встречают вертолет из Нарьян-Мара Оленеводы встречают вертолет из Нарьян-Мара](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/1b/1747495119_0:0:3072:2048_900x0_80_0_0_feaa1899c5dd36e2b57c309d2d2865aa.jpg)
![Оленевод Оленевод](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/1b/1747495106_0:29:1000:639_900x0_80_0_0_63661b2a4b5f2a6348506ce0edc11c31.jpg)
![Чум в тундре Чум в тундре](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/1b/1747495092_0:0:1919:1235_900x0_80_0_0_5cfa939eae2a704261c1589629532566.jpg)
Главный местный праздник в начале августа — День оленя — тоже не обходится без авиации. Оленеводы устраивают концерты, традиционные спортивные состязания, гонки на упряжках. В деревни съезжаются чиновники, депутаты, нефтяники.
![Дикие северные олени Дикие северные олени](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/1b/1747492837_0:51:1962:1200_900x0_80_0_0_24fc8deb8d68fe9c256563eeddf34426.jpg)
![Рога дикого северного оленя Рога дикого северного оленя](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/1b/1747495081_0:0:2099:1242_900x0_80_0_0_abbbe49b585498b1721b089c21cea44e.jpg)
Остапчуку в следующем году исполнится 60. Работу он очень любит и бросать пока не собирается — старается каждый месяц проводить в воздухе хотя бы по двадцать часов, несмотря на руководящую должность и возраст. «Понимаю, что осталось летать год-два. Скоро врачебная комиссия скажет: пора сдирать подковы», — с невеселой иронией говорит летчик.
В России, продолжает он, от силы 15 тысяч пилотов, работающих на коммерческих перевозках. Вертолетчиков — около трех тысяч. Новые кадры готовят только в Омском училище, где в основном учат летать на Ми-8. А в Нарьян-Марском отряде уже перешли на модернизированные Ми-8МТВ и Ми-8АМТ. Приходится переучивать.
«Две тысячи из оставшихся вертолетчиков — мое поколение. В ближайшие пять лет большинство выйдет на пенсию, на смену придут в лучшем случае около пятисот человек», — отмечает Валерий.
![Выгрузка продуктов Выгрузка продуктов](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/1b/1747492819_0:0:2560:1707_900x0_80_0_0_8375a673e292addb4b7abb769fd10759.jpg)
![Пассажиры в поселке Каратайка Пассажиры в поселке Каратайка](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/1b/1747492825_0:0:2560:1707_900x0_80_0_0_ad070d0ed57ec51debff7ee733973473.jpg)
Кроме того, все сложнее привлекать кадры в Нарьян-Мар — на Ямале за ту же работу платят больше. «Я тоже могу повысить своим зарплату, но тогда через год мы обанкротимся. Прыгнуть выше головы не в силах. Есть определенный бюджет — нужно грамотно его распределять», — подчеркивает Остапчук.
Большие проблемы малой авиации
В 2020-м авиаотряду добавилось забот. Правительство установило новые требования к транспортной безопасности взлетно-посадочных площадок. При этом не уточняется, кто должен финансировать работы. А главное — не учитывается специфика малых аэропортов, в том числе в труднодоступных населенных пунктах.
У Нарьян-Марского отряда 18 точек по округу. Теперь, чтобы их использовать, на каждую нужно потратить минимум 26 миллионов. В июле транспортная прокуратура уже сделала предупреждение из-за ВПП в деревне Лабожское. Дальше — штрафы.
![Работник аэропорта рядом с вертолетом Работник аэропорта рядом с вертолетом](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/1b/1747498882_0:0:1000:667_900x0_80_0_0_471d18bcad5096f3885e03d375f2ed75.jpg)
«Ежегодная выручка с этой точки — около 450 тысяч. А нас заставляют ее оборудовать наравне с аэропортами федерального значения! Набрать специалистов, установить оборудование. Где взять деньги? — возмущается Остапчук. — На площадке работает один человек с окладом 35 тысяч — он и начальник, и охранник, и метеоролог. Он же оформляет сопроводительные документы и досматривает пассажиров. Мне проще поставить крест и закрыть точку!»
![Начальник аэропорта в Каратайке Начальник аэропорта в Каратайке](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/1b/1747492822_0:0:2560:1707_900x0_80_0_0_4057e75eb808fe614538df32d26502ab.jpg)
Минвостокразвития обратилось в Министерство транспорта с просьбой отменить нововведения в отношении малой авиации, которая перевозит 80 процентов пассажиров в Арктике. Представители комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока направили письмо на имя премьер-министра Михаила Мишустина. Но пока ничего не изменилось.
Этот год для Нарьян-Марского авиаотряда особенный: в сентябре предприятие отметит 75 лет. Остапчук оптимизма не теряет — верит, что общими усилиями удастся возродить малую авиацию. И главное — не допустить, чтобы люди, живущие на Крайнем Севере, лишились единственной возможности попасть на Большую землю.