Рейтинг@Mail.ru
"Ленин" – первенец мирного атомного флота и помощь во льдах - РИА Новости, 26.08.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Морская держава - РИА Новости, 1920, 11.02.2021
Морская держава

"Ленин" – первенец мирного атомного флота и помощь во льдах

© Фото предоставлено ФГУП "Атомфлот"Атомный ледокол "Ленин"
Атомный ледокол Ленин
Читать ria.ru в
МОСКВА, 26 авг — РИА Новости. Этот корабль должен был стать номером один в мировом флоте. Советский Союз сделал ставку на "Ленина", и тот не обманул ожидания. Первый в мире атомный ледокол был введен в эксплуатацию 3 декабря 1959 года. Теперь эта дата считается днем рождения атомного ледокольного флота нашей страны и ежегодно отмечается как профессиональный праздник. А заложен был уникальный атомоход на Адмиралтейских верфях 17 июля 1956 года.

Сравнять атомный счет

В середине прошлого века, в разгар холодной войны, отношения между СССР и США были кране натянутыми, и соревнования проходили во всех сферах. Использование атомных технологий не было исключением.
"Советский Союз проиграл два военных раунда в атомной гонке – первая атомная бомба и первая в мире подводная лодка появились в США. Чтобы этот разрыв преодолеть, надо было не просто сравнять счет, но и морально превзойти американцев", – рассказала Анна Камахина, ведущий специалист Арктического выставочного центра "Атомный ледокол "Ленин" ФГУП "Атомфлот".
Для того чтобы быть первыми во всем, приходилось искать и новые сферы для применения атомной энергетики. Для Советского Союза таким направлением стала безопасность судов на Северном морском пути. Это направление было необходимо для развития товарооборота и освоения Арктики. Однако суда, существующие тогда, не всегда могли справится с задачей.
"Ледоколы с дизельной установкой, обеспечивающие проводку судов в те годы, не могли находиться в длительном плавании без захода в порты на дозаправку. Запаса топлива хватало не более чем на 30–40 суток. За час мощный ледокол сжигал до трех тонн нефти, и нередко караваны судов зимовали в полярных льдах, потому что заканчивались запасы топлива на ледоколах", – рассказали в пресс-службе АО "Адмиралтейские верфи".
© РИА Новости / В.СамойловСтроительство атомного ледокола "Ленин" - первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ленинград (Санкт-Петербург), 1957
Строительство атомного ледокола Ленин - первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ленинград (Санкт-Петербург), 1957 - РИА Новости, 1920, 25.08.2021
Строительство атомного ледокола "Ленин" - первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ленинград (Санкт-Петербург), 1957
Так появился первый атомный ледокол "Ленин". Хотя государству тогда было очень сложно осваивать такой масштабный проект – после разрушительной войны прошло чуть более 10 лет.
И все-таки два первых в мире гражданских, сугубо мирных атомных объекта были построены именно в Советском Союзе – атомная станция и надводное судно. Не просто 2:2, а 2:2, плюс моральное превосходство в пользу СССР.

Первый среди лучших

Для того чтобы закрепить лидерство в развитии так называемой программы "Мирный атом", на создание уникального ледокола были направлены лучшие силы.
"Более 500 предприятий, организаций и учреждений принимало участие в создании – проектировании, строительстве и первоначальном оснащении ледокола", – рассказала ведущий специалист.
В пресс-службе АО "Адмиралтейские верфи" отметили, что необходимо было создать компактную атомную энергетическую установку, которая обладала бы не только высокой мощностью, но и большой живучестью в условиях качки, ударных нагрузок и вибраций. Требовалось обеспечить безопасность команды от вредного воздействия радиации, связанной с работой атомного реактора.

"Благодаря использованию уникальной атомной энергетической установки, которая была значительно меньше всех ранее созданных, ледокол обладал высокой энерговооруженностью и мог находиться в плавании длительное время. Сравнительно небольшие размеры судна обеспечивали ему хорошую маневренность и проходимость практически в любой ледовой обстановке", – подчеркнули в пресс-службе.

Ледокол был снабжен всем самым современным и лучшим и для работы, и для отдыха. На борту ледокола находились клуб, кинотеатр, музыкальный салон с превосходным роялем "Красный Октябрь", сауна. А библиотека насчитывала около 8 тысяч томов. Немного позже появились небольшой бассейн и спортзал.
© РИА Новости / Евгений ХалдейВ судовой библиотеке атомохода "Ленин"
В судовой библиотеке атомохода Ленин - РИА Новости, 1920, 25.08.2021
В судовой библиотеке атомохода "Ленин"

Плавучая скорая помощь

Отдельного внимания заслуживает медицинский блок. На ледоколе не просто установили лучшее оборудование – не каждая больница имела такое. Там был рентген-аппарат, лаборатория, кабинет стоматолога и операционная.
По большому счету ледокол стал своего рода скорой помощью для попавших в беду, хотя это не было его обязанностью. За время службы судна здесь было проведено 176 операций – значительная часть из них была сделана морякам других кораблей, жителям прибрежных поселений и полярникам.
© РИА Новости / Г. МакаровАмбулатория атомного ледокола "Ленин"
Амбулатория атомного ледокола Ленин - РИА Новости, 1920, 25.08.2021
Амбулатория атомного ледокола "Ленин"
В этой операционной была спасена не одна жизнь. На борт попадали самые сложные случаи, требующие экстренного вмешательства.

"Некрещеный" "Ленин"

По официальной версии ледокол "Ленин" был редким судном, которое не прошло традиционный ритуал "крещения", который исправно соблюдался моряками даже в атеистическом Советском Союзе.
"Есть очень старая морская традиция: когда корабли спускают на воду, об их борт "крестная мать" разбивает бутылку шампанского", – рассказала Анна Камахина.
Например, "крестными матерями" современных мощных атомных ледоколов стали Валентина Матвиенко, Эльвира Набиуллина и Татьяна Голикова – женщины, которые многого добились.
"В Советском Союзе вполне можно было подобрать кандидатуру известной женщины, с высокими достижениями. Но, видимо, название ледокола сыграло свою роль – разбитие бутылки шампанского о борт с именем вождя мирового пролетариата посчитали не очень корректным", – отметила эксперт.
© РИА Новости / Макс АльпертАтомный ледокол "Ленин" во льдах
Атомный ледокол Ленин во льдах - РИА Новости, 1920, 25.08.2021
Атомный ледокол "Ленин" во льдах
Моряки в целом далеки от суеверий. Даже злосчастного числа 13 не избегают – на ледоколе каюта под таким номером была.
"Но на советском атомном ледоколе нет места этим предрассудкам, поэтому каюта №13 есть, но в ней всегда селили не члена экипажа. Например, кого-то из прикомандированных к рейсу – вертолетчиков или членов научных экспедиций. А так – несуеверные", – шутят на корабле-музее.

Треть века на службе

За 30 лет службы ледокол прошел более 654,4 тысячи морских миль, что в три с лишним раза превышает расстояние от Земли до Луны.
В 1961 году ледокол "Ленин" осуществил первую в истории высадку дрейфующей научно-исследовательской станции с борта судна.
С 14 ноября по 1 декабря 1970 года атомный ледокол "Ленин" обеспечил первую продленную на зимний период навигацию в Арктике. Этот рейс имел цель исследовать условия и четко определить перспективы проводки транспортных судов в западном районе Арктического бассейна в конце осени и начале зимы. С этого рейса начался новый этап полярного мореплавания.
"Ленин" по праву считается университетом атомного флота: он стал опытной лабораторией для проверки новых научных идей и технологий в области судовой атомной энергетики. Здесь готовили кадры для следующих атомных ледоколов.
А 10 апреля 1974 года за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народно-хозяйственных грузов и использование атомной энергии в мирных целях атомный ледокол "Ленин" был удостоен высшей награды СССР – ордена Ленина.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала