https://ria.ru/20210809/svyatye-1744743530.html
"Их не так много". Каким святым молятся об исцелении
"Их не так много". Каким святым молятся об исцелении - РИА Новости, 09.08.2021
"Их не так много". Каким святым молятся об исцелении
В понедельник православные чтут память Пантелеимона-целителя, которому обычно молятся, когда болеют. Кроме него в народных традициях есть целый список святых,... РИА Новости, 09.08.2021
2021-08-09T08:00
2021-08-09T08:00
2021-08-09T08:31
религия
стамбул
аналитика - религия и мировоззрение
россия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/06/0d/1736847368_0:0:3072:1728_1920x0_80_0_0_6aba2017c3bff786ee3f2d94f398a6b9.jpg
МОСКВА, 9 авг — РИА Новости, Никита Бизин. В понедельник православные чтут память Пантелеимона-целителя, которому обычно молятся, когда болеют. Кроме него в народных традициях есть целый список святых, "специализирующихся" на определенных недугах. Как Церковь относится к такой "медицине" — в материале РИА Новости."Святой главный врач"До наших дней дошли лишь некоторые факты из биографии Пантелеимона-целителя. Он родился в конце III века в Никомедии (недалеко от современного Стамбула) в знатной семье. Ему дали имя Пантолеон, что в переводе с греческого — "во всем лев". Позже отец отправил сына в языческую школу обучаться врачебному мастерству. Вскоре юноша познакомился с пресвитером Никомедии Ермолаем, который крестил его под именем Пантелеимон —"всемилостивый".Став врачом, он помогал больным безвозмездно. Местные лекари, бравшие за услуги немалую плату, возмутились и донесли императору. Правитель приказал жестоко пытать целителя, а после — казнить. За перенесенные страдания Церковь возвела Пантелеимона в сан великомученика. Народ же сохранил о нем память как о святом, который лечил людей именем Христа.Особую любовь Пантелеимон снискал в Русской церкви, где его почитали с конца XI века. В народе зародилась традиция: если что-то болит — иди к иконе Целителя. В современной России репутация "святого главного врача" сохранилась. Правда, со временем он оказался не единственным, кто помогает в лечении недугов.Древние корни новой традицииСегодня в Сети можно найти подробные списки с указаниями, кому надо молиться при той или иной болезни. Так, у Иоанна Предтечи просят избавления от головных болей. А святая Параскева Римская помогает при болезнях глаз. Вопрос, как возникли эти обычаи."Традиция обращаться к святым за облегчением недугов берет начало после Крещения Руси, — объясняет замглавы Центра русского фольклора Государственного российского дома народного творчества Екатерина Дорохова. — Тогда медицина ассоциировалась уже не с языческими богами, а с христианскими святыми".Фольклорист уточняет, что к святому покровительству со временем прибавляли все новые и новые элементы. Поэтому сегодня можно встретить столь подробные "медицинские реестры".Подсказки из жизни святыхУченые иногда связывают подобные народные поверья с агиографией (житиями святых). Например, многие считают, что Параскева Римская лечит глазные болезни. Почему — ответ в житии святой.Она родилась в богатой языческой семье, но после смерти родителей раздала все имущество и посвятила себя проповеди учения Христа. За это римский император Антонин велел бросить женщину в котел с кипящей смолой. Та осталась невредимой. Монарх удивился и приказал Параскеве плеснуть на него содержимым — горячая смесь выжгла императору глаза. Раскаявшись, Антонин взмолился святой о прощении, и она вернула правителю зрение. Поэтому на иконах Параскеву всегда изображают с чашей, в которой лежат человеческие глаза."Такие интересные подробности из житийной литературы нередко становились основанием для того, чтобы связать с лечением конкретного недуга имя святого, в чьих житиях есть указание на различные физические страдания", — поясняет Дорохова.Однако ученые каждый раз вынуждены проводить настоящее расследование, чтобы выяснить, насколько давно святого почитают в качестве знатока болезни. Ведь часто то, что выдают за древнюю традицию, оказывается продуктом народного творчества последних лет.Опасная тенденцияПоэтому церковь негативно относится к подобным тенденциям. Ведь почитание святых как целителей превращается в очередной народно-магический обряд, не имеющий ничего общего с христианской верой. Кроме того, это сильно преувеличивает возможности заступников, делает из них знахарей и волшебников."Обращаясь к святым, мы действительно можем получить исцеление. Но молитвы от разных болезней, которые пропагандируют в интернете, искажают главную идею: исцеление мы можем получить лишь верой и терпеливым отношением к нашему прошению. В противном случае вера становится суеверием", — говорит протоиерей Александр Ильяшенко.Он подчеркивает, что святые для верующих — проводники молитв: "Через угодников Божиих человек обращается напрямую к Господу, и Тот по заступничеству святых выполнит людские просьбы".Верный рецептСуществует и особое церковное таинство, помогающее в исцелении: верующий может совершить елеосвящение, или соборование.В послании апостола Иакова священнодействие описывается так: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и воставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему".Причем проводят елеосвящение не только в храмах, но и дома."Таинство даровано нам Господом Богом для духовного и физического благополучия. У него есть две составляющие. Первая — духовная: для спасения необходимо, чтобы Господь простил нам грехи. Но не все их мы храним в памяти. А именно в этом таинстве Господь прощает и забытое. Заодно подает и физическое исцеление", — объясняет протоиерей.Каким бы недугом ни страдал верующий, он всегда должен помнить о главном "рецепте" выздоровления. Обращаться к святым за помощью можно и нужно. При этом молиться необходимо с верой, взывая не к самому святому, а через него — к Богу. Кроме того, в качестве дополнительной поддержки болящий может попросить священника совершить над ним таинство елеосвящения.
https://ria.ru/20210710/molitva-1740746886.html
стамбул
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/06/0d/1736847368_0:85:2618:2048_1920x0_80_0_0_e912ea3e6b8ed4174b52b80c28c8f81e.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
стамбул, аналитика - религия и мировоззрение, россия
Религия, Стамбул, Аналитика - Религия и мировоззрение, Россия
МОСКВА, 9 авг — РИА Новости, Никита Бизин. В понедельник православные чтут память Пантелеимона-целителя, которому обычно молятся, когда болеют. Кроме него в народных традициях есть целый список святых, "специализирующихся" на определенных недугах. Как Церковь относится к такой "медицине" — в материале РИА Новости.
До наших дней дошли лишь некоторые факты из биографии Пантелеимона-целителя. Он родился в конце III века в Никомедии (недалеко от современного
Стамбула) в знатной семье. Ему дали имя Пантолеон, что в переводе с греческого — "во всем лев". Позже отец отправил сына в языческую школу обучаться врачебному мастерству. Вскоре юноша познакомился с пресвитером Никомедии Ермолаем, который крестил его под именем Пантелеимон —"всемилостивый".
Став врачом, он помогал больным безвозмездно. Местные лекари, бравшие за услуги немалую плату, возмутились и донесли императору. Правитель приказал жестоко пытать целителя, а после — казнить. За перенесенные страдания Церковь возвела Пантелеимона в сан великомученика. Народ же сохранил о нем память как о святом, который лечил людей именем Христа.
Особую любовь Пантелеимон снискал в Русской церкви, где его почитали с конца XI века. В народе зародилась традиция: если что-то болит — иди к иконе Целителя. В современной
России репутация "святого главного врача" сохранилась. Правда, со временем он оказался не единственным, кто помогает в лечении недугов.
Древние корни новой традиции
Сегодня в Сети можно найти подробные списки с указаниями, кому надо молиться при той или иной болезни. Так, у Иоанна Предтечи просят избавления от головных болей. А святая Параскева Римская помогает при болезнях глаз. Вопрос, как возникли эти обычаи.
"Традиция обращаться к святым за облегчением недугов берет начало после Крещения Руси, — объясняет замглавы Центра русского фольклора Государственного российского дома народного творчества Екатерина Дорохова. — Тогда медицина ассоциировалась уже не с языческими богами, а с христианскими святыми".
Фольклорист уточняет, что к святому покровительству со временем прибавляли все новые и новые элементы. Поэтому сегодня можно встретить столь подробные "медицинские реестры".
Подсказки из жизни святых
Ученые иногда связывают подобные народные поверья с агиографией (житиями святых). Например, многие считают, что Параскева Римская лечит глазные болезни. Почему — ответ в житии святой.
Она родилась в богатой языческой семье, но после смерти родителей раздала все имущество и посвятила себя проповеди учения Христа. За это римский император Антонин велел бросить женщину в котел с кипящей смолой. Та осталась невредимой. Монарх удивился и приказал Параскеве плеснуть на него содержимым — горячая смесь выжгла императору глаза. Раскаявшись, Антонин взмолился святой о прощении, и она вернула правителю зрение. Поэтому на иконах Параскеву всегда изображают с чашей, в которой лежат человеческие глаза.
"Такие интересные подробности из житийной литературы нередко становились основанием для того, чтобы связать с лечением конкретного недуга имя святого, в чьих житиях есть указание на различные физические страдания", — поясняет Дорохова.
Однако ученые каждый раз вынуждены проводить настоящее расследование, чтобы выяснить, насколько давно святого почитают в качестве знатока болезни. Ведь часто то, что выдают за древнюю традицию, оказывается продуктом народного творчества последних лет.
Поэтому церковь негативно относится к подобным тенденциям. Ведь почитание святых как целителей превращается в очередной народно-магический обряд, не имеющий ничего общего с христианской верой. Кроме того, это сильно преувеличивает возможности заступников, делает из них знахарей и волшебников.
"Обращаясь к святым, мы действительно можем получить исцеление. Но молитвы от разных болезней, которые пропагандируют в интернете, искажают главную идею: исцеление мы можем получить лишь верой и терпеливым отношением к нашему прошению. В противном случае вера становится суеверием", — говорит протоиерей Александр Ильяшенко.
Он подчеркивает, что святые для верующих — проводники молитв: "Через угодников Божиих человек обращается напрямую к Господу, и Тот по заступничеству святых выполнит людские просьбы".
Существует и особое церковное таинство, помогающее в исцелении: верующий может совершить елеосвящение, или соборование.
В послании апостола Иакова священнодействие описывается так: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и воставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему".
Причем проводят елеосвящение не только в храмах, но и дома.
"Таинство даровано нам Господом Богом для духовного и физического благополучия. У него есть две составляющие. Первая — духовная: для спасения необходимо, чтобы Господь простил нам грехи. Но не все их мы храним в памяти. А именно в этом таинстве Господь прощает и забытое. Заодно подает и физическое исцеление", — объясняет протоиерей.
Каким бы недугом ни страдал верующий, он всегда должен помнить о главном "рецепте" выздоровления. Обращаться к святым за помощью можно и нужно. При этом молиться необходимо с верой, взывая не к самому святому, а через него — к Богу. Кроме того, в качестве дополнительной поддержки болящий может попросить священника совершить над ним таинство елеосвящения.