Рейтинг@Mail.ru
Сделано в России: цифровой эксклюзив
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Навигация в реальном времени
Разведка и добыча нефти и газа — дело непростое, нередко предполагающее работу в сложных природных условиях. Основная ресурсная база компании "Газпром нефть" расположена на территориях Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. А новые лицензионные участки, на которых только предстоит обнаружить месторождения, находятся в суровой Арктике, где раньше не ступала нога человека, в глухой тайге Сибири с ее непролазными лесами, болотами, разливами рек, непростым климатом. Из-за природных условий цикл работ в среднем занимает около полугода (с осени по весну), и это время надо использовать с умом — мобилизовать технику, построить базы, складские помещения, жилье для рабочих, а также произвести все необходимые сейсморазведочные работы.

Чтобы сделать процесс планирования и подготовки к полевому сезону более быстрым и качественным, а также отслеживать прогресс выполнения геологоразведочных работ, команда "ЛАНИТ-ТЕРКОМ" совместно с "Газпром нефтью" создали информационную систему — Цифровой двойник сейсморазведки. Система анализирует накопленную историческую информацию о результатах ранее проведенных работ, текущие сводки полевых проектов. Это позволяет обеспечить преемственность проектов сейсморазведки и создать по ним единую базу данных.
Проект был запущен в ноябре 2020 года. С первого дня команду разработки со стороны "ЛАНИТ-ТЕРКОМ" возглавила менеджер проектов компании Ольга Михалевич. По ее словам, работы над прототипом и тестовой версией цифрового двойника начинали пять человек, и за время реализации проекта команда выросла в три раза. Сегодня разработки ведутся по нескольким направлениям: это и полевые, и камеральные работы, и проекты несейсмических методов разведки.
Проект был запущен в ноябре 2020 года. С первого дня команду разработки со стороны "ЛАНИТ-ТЕРКОМ" возглавила менеджер проектов компании Ольга Михалевич. По ее словам, работы над прототипом и тестовой версией цифрового двойника начинали пять человек, и за время реализации проекта команда выросла в три раза. Сегодня разработки ведутся по нескольким направлениям: это и полевые, и камеральные работы, и проекты несейсмических методов разведки.
Проект был запущен в ноябре 2020 года. С первого дня команду разработки со стороны "ЛАНИТ-ТЕРКОМ" возглавила менеджер проектов компании Ольга Михалевич. По ее словам, работы над прототипом и тестовой версией цифрового двойника начинали пять человек, и за время реализации проекта команда выросла в три раза. Сегодня разработки ведутся по нескольким направлениям: это и полевые, и камеральные работы, и проекты несейсмических методов разведки.
Цифровой двойник — это площадка для своих в геологоразведке. Системой пользуются все участники процесса: и кураторы, которые планируют и мониторят весь цикл работ, и эксперты геологоразведочной отрасли, которые согласовывают методику и определяют условия проведения работ на конкретной местности. Они могут в нужное время отреагировать на критические моменты при отставании от плановых сроков, корректировках маршрута, анализе результатов контроля качества выполнения работ. Таким образом, система позволяет улучшить оперативный контроль за полевыми процессами
Менеджер проектов "ЛАНИТ-ТЕРКОМ" Ольга Михалевич
Кроме того, цифровой двойник помогает владеть полной информацией о готовности и состоянии ресурсов — куда направить технику, сколько нужно людей и бригад, когда они получат пропуска и будут готовы к исследованиям.

На определенных этапах к системе подключаются исполнители полевых работ и супервайзеры. В личном кабинете они могут отслеживать результаты мобилизации техники и персонала, ввода полевых сводок, при необходимости оптимизировать маршруты и используемые ресурсы.
Когда наступает полевой сезон, задача цифрового двойника – уже не планирование, а наблюдение. Это и фиксация того, что сделано, и контроль за соблюдением сроков и методики. Цифровой двойник аккумулирует в себе всю информацию, на основе которой принимаются важные решения и корректирующие мероприятия
Менеджер проектов "ЛАНИТ-ТЕРКОМ" Ольга Михалевич
Система также позволяет вести цифровой документооборот, что существенным образом экономит время на договорную работу и оптимизирует рутинные операции. Цифровой двойник предлагает инструменты для создания геолого-технических заданий и календарных планов — настроенная система уведомлений в единой прозрачной среде помогает всем участникам процесса отслеживать текущий статус по задачам и ускоряет время на их согласование.
Вся историческая база результатов прошлых проектов, на основе которых система выдает рекомендации, в том числе, и по необходимым ресурсам, собрана в одном месте. Цифровые алгоритмы позволяют многократно сократить срок анализа информации и повышают качество принимаемых геологами решений
Менеджер проектов "ЛАНИТ-ТЕРКОМ" Ольга Михалевич
Картографический модуль объединяет все геопространственные данные, а также данные по выполненным и плановым проектным площадям. Но самое главное — этот модуль позволяет строить 3D-модели. И бригада рабочих видит уже не просто план профилей на карте, но и знакомится со всеми подробностями рельефа местности, что помогает оптимизировать маршруты.
"Цифровой двойник также в перспективе будет отслеживать соблюдение принципов "Зеленой сейсмики" — инновационного подхода, который "Газпром нефть" реализует с 2013 года для обеспечения сохранности лесных территорий, повышения безопасности и эффективности сейсморазведочных работ. Уже сейчас особенности данного подхода учитываются при планировании ресурсов.

В данный момент команда работает над масштабным модулем встроенной видеоаналитики, получаемой от беспилотников. Это позволит увеличить точность, скорость и безопасность полевых работ, минимизировать участие человека в сейсморазведке на удаленных участках.

Еще одна задача, которую решают специалисты "ЛАНИТ-ТЕРКОМ", — разработка специального мобильного приложения, которое позволит работать даже в условиях глухой тайги, где подключиться к интернету бывает непросто.
Сейчас подводятся итоги работы и начинается планирование проектов нового сезона. Обратная связь поступает и от специалистов, использующих систему, и от руководителей отделов. Уже сегодня время на проведение полевых работ сократилось примерно на 14%, поскольку повысилось качество принимаемых решений. Таким образом, благодаря применению цифрового двойника увеличилась точность прогнозов и сократилось время проектного цикла. Разработка и внедрение системы позволяет по-новому подойти к геологоразведочным процессам, находя новые эффективные решения с помощью инновационных технологий. Это сложная и интересная задача, требующая гибкости и умения быстро адаптироваться к текущим требованиям бизнеса
Менеджер проектов "ЛАНИТ-ТЕРКОМ" Ольга Михалевич
Планирует отгрузку нефтепродуктов с НПЗ
за 15 секунд
Отгрузка бензина и дизельного топлива железнодорожным транспортом с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) — процесс, требующий точности. Помимо суточных разнарядок на поставку нефтепродуктов нужно учитывать производственный календарь предприятия, количество вагонов и топлива на складе, загрузку логистической инфраструктуры — эстакад и терминалов, графики движения по железной дороге и многое другое.

Например, в "Газпромнефть-Логистике", которая поставляет топливо с одного из самых современных российских НПЗ — Омского, — ежедневно тратили 2-3 часа на формирование и корректировку диспетчерского (на 1-2 суток) плана отгрузки. Для повышения эффективности процесса планирования разработчики компании Artezio, входящей в группу ЛАНИТ, предложили свое цифровое решение — систему "Электронный диспетчер".
После внедрения нашей системы время, которое специалисты затрачивают на планирование отгрузки нефтепродуктов, сократилось с нескольких часов до 15 секунд. Достаточно нажать одну кнопку, и система рассчитает оптимальный вариант решения с учетом всех новых данных
Руководитель проекта в компании Artezio Кирилл Усачев
"Электронный диспетчер" представляет собой программный комплекс, интегрированный в общезаводскую инфраструктуру Омского НПЗ. Цифровое решение непрерывно собирает данные из различных информационных систем: объем нефтепродуктов в топливных резервуарах, производственный диспетчерский план производства, паспорта качества и пр. Также система получает информацию о наличии и подаче порожних вагонов для налива топлива, занятости наливных эстакад и другой инфраструктуры.
"На основе этих данных система формирует операционный план отгрузки. Это делается автоматически: например, в 18.00 выдается сценарий на предстоящие сутки. Но оператор может в любой момент переделать его с учетом новой информации. Система даже сделает корректировку сама, но по заданию человека", — отмечает Кирилл Усачев.
"На основе этих данных система формирует операционный план отгрузки. Это делается автоматически: например, в 18.00 выдается сценарий на предстоящие сутки. Но оператор может в любой момент переделать его с учетом новой информации. Система даже сделает корректировку сама, но по заданию человека", — отмечает Кирилл Усачев.
"На основе этих данных система формирует операционный план отгрузки. Это делается автоматически: например, в 18.00 выдается сценарий на предстоящие сутки. Но оператор может в любой момент переделать его с учетом новой информации. Система даже сделает корректировку сама, но по заданию человека", — отмечает Кирилл Усачев.
Сотрудники видят весь текущий процесс отгрузки в системе: что уже сделано и что предстоит выполнить до конца дня. Фактически с помощью нового цифрового инструмента пользователь (в нашем случае — диспетчер) принимает более эффективные управленческие решения.
Наша система, основанная на математических алгоритмах, показала свою эффективность и на больших горизонтах планирования. В период пандемии, когда необходимо было учитывать новые факторы, например, снижение спроса на моторное топливо, наш "Электронный диспетчер" предлагал оптимальные для того периода оперативные и среднесрочные планы – месячные, квартальные, полугодовые и годовые – и минимизировал операционные затраты
Руководитель проекта в компании Artezio Кирилл Усачев
В будущем цифровое решение "Электронный диспетчер" можно будет внедрить и на других российских нефтеперерабатывающих заводах. Кроме того, функционал цифровой системы ЛАНИТ позволяет ее масштабировать на весь логистический путь от НПЗ до конечного потребителя на АЗС.
Умное решение для застройщика
Строители знают, что самое сложное в возведении здания — это не заливка фундамента, не установка стен или крыши, а согласование проектов техприсоединения объектов капитального строительства к инженерным сетям. На этот процесс приходится около 50% процедур, которые должны пройти застройщики и предприниматели.

Если вы, например, построили магазин в сельской местности, и теперь вам требуется подвести к нему электричество, то еще десять лет назад эта процедура выглядела так: надо было получить техусловия в центральных электросетях, выполнить все указанное, далее — получить новые техусловия у держателя сетей (крупного объекта или, может быть, даже железной дороги), снова соблюсти все предписания. Потом вы должны были провести испытания, затем — получить допуск к эксплуатации в Ростехнадзоре. Далее нужно было утвердить техусловия в Энергосбыте. Если повезет, вы могли подписать все необходимые бумаги за три месяца. Но обычно поток согласований длился около полугода.
Казалось бы, ничего сложного, прокладываем кабель из пункта А в пункт Б. Но на пути коммуникаций могут оказаться дорога, лес или рельсы, а также газовые сети, водопроводы. И подключение объекта к электросетям надо согласовывать у всех землепользователей. На одну инстанцию уходит не меньше месяца. К тому же, третья или четвертая инстанция может отправить проект на доработку, и процедуру придется начинать сначала
Директор по развитию цифровых сервисов строительной отрасли, энергетики и ЖКХ компании НОРБИТ Максим Григорьев
При этом увеличивать сроки подключения тоже нельзя, так как они жестко регламентированы законодательством. Схожие проблемы могут возникать и при присоединении объектов строительства к другим видам инженерных коммуникаций — газоснабжению, водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению. Как же тогда быть?
Вопросом, как облегчить жизнь не только предпринимателям и застройщикам, но и госорганам при согласовании проектов техприсоединения, задались в правительстве Республики Удмуртия. С такой проблемой в администрацию региона обратились представители МРСК "Удмуртэнерго". Перевести процесс в электронную форму и включить сетевые компании в систему межведомственного электронного взаимодействия помогла "Цифровая платформа строительства", разработанная НОРБИТ.

Решение было внедрено в Удмуртии в рамках проекта "Единое окно". Теперь предпринимателю достаточно подать единую заявку на подключение к необходимым видам коммуникаций на портале госуслуг в регионе, предоставив один комплект документов, а цифровая платформа "расщепляет" заявку и распределяет документы по соответствующим ресурсоснабжающим организациям. Это позволяет решить основные проблемы, связанные со способами подачи заявок и отслеживанием статуса их рассмотрения.
По словам директора по развитию цифровых сервисов строительной отрасли, энергетики и ЖКХ компании НОРБИТ Максима Григорьева, задача состояла в том, чтобы создать универсальное решение, которое не будет требовать значительных капиталовложений на внедрение и поддержку. Для регионов такого аналога взаимодействия в единой цифровой среде просто нет. В среднем процедура согласования заявок на техприсоединение к инженерным сетям в Удмуртии составляет 160 дней.
По словам директора по развитию цифровых сервисов строительной отрасли, энергетики и ЖКХ компании НОРБИТ Максима Григорьева, задача состояла в том, чтобы создать универсальное решение, которое не будет требовать значительных капиталовложений на внедрение и поддержку. Для регионов такого аналога взаимодействия в единой цифровой среде просто нет. В среднем процедура согласования заявок на техприсоединение к инженерным сетям в Удмуртии составляет 160 дней.
По словам директора по развитию цифровых сервисов строительной отрасли, энергетики и ЖКХ компании НОРБИТ Максима Григорьева, задача состояла в том, чтобы создать универсальное решение, которое не будет требовать значительных капиталовложений на внедрение и поддержку. Для регионов такого аналога взаимодействия в единой цифровой среде просто нет. В среднем процедура согласования заявок на техприсоединение к инженерным сетям в Удмуртии составляет 160 дней.
Когда проект заработает по всей республике, мы ожидаем, что продолжительность согласования даже в самых сложных случаях будет не превышать 10 дней, срок получения разрешения на строительство сократится со 160 до 10 дней
Директор по развитию цифровых сервисов строительной отрасли, энергетики и ЖКХ компании НОРБИТ Максим Григорьев
Помимо экономии времени, решение позволит бизнесу серьезно сократить расходы на свои проекты.
Часто высокий уровень затрат связан с простоями, вызванными долгими процессами согласования документов и получения необходимых разрешений. Например, один день простоя в строительстве "стоит" порядка 925 тысяч рублей. Если процесс получения документации ускорится, это позволит быстрее выйти на этап строительства, а, значит, сократить временные и финансовые затраты застройщика
Директор по развитию цифровых сервисов строительной отрасли, энергетики и ЖКХ компании НОРБИТ Максим Григорьев
Уже сегодня пилотный проект в Удмуртии приносит первые результаты и положительно оценивается администрацией региона.
Внедрение "Цифровой платформы строительства" призвано упростить жизнь не только предпринимателям, но и госорганам при осуществлении согласования строительной документации, выполнения контрольных функций и принятия управленческих решений, основанных на оперативных данных.

Платформа позволяет сократить сроки получения разрешения на строительство, согласования проектов и непосредственного подключения объектов к инженерным сетям. Поддерживается параллельная обработка нескольких заявок от застройщика и согласование развития проекта с другими землепользователями. Также обеспечивается создание цифрового двойника территории и хранение всей документации.

Проект сделает более прозрачными процессы взаимодействия государства и бизнеса в вопросах, связанных с застройкой и эксплуатацией объектов капитального строительства. А собранные данные помогут выявлять пути дальнейшей оптимизации для улучшения климата в сфере строительства по всей республике
Министр информатизации и связи Удмуртии Тимур Меджитов
Быстро, доступно, безопасно
Традиционная система организации контроля доступа предполагает существенные затраты с точки зрения времени и персонала и достаточно сложный процесс поддержания в рабочем состоянии. Организации с большим потоком посетителей держат целый штат работников бюро пропусков, а также охрану на каждом шлагбауме и турникете. А заказ пропуска курьеру или гостю становится испытанием как для приглашающего, так и для гостя! Для века бурного развития цифровых технологий это явный анахронизм. ИТ-разработчики взялись за автоматизированные пропускные системы, которые экономят время, снижают затраты на персонал, повышают эффективность казалось бы простого, но ресурсоемкого процесса.
Удобное и технологичное решение в области систем контроля и управления доступом (СКУД) предложили в компаниях "ОНВИ Сервис" и "Онланта", входящич в группу ЛАНИТ. Универсальная пропускная система PASS24.online, развернутая в облаке OnCloud.ru, организует пропускной режим в полностью автоматическом режиме с использованием бесконтактных технологий идентификации и машинного зрения. Мобильное приложение PASS24.key заменяет карту доступа для управления домофонами, шлагбаумами, лифтами и турникетами.

Запуск и внедрение облачной системы PASS24.online на объекте занимает один час. За счет автоматизации всех процессов исключаются ошибки при оформлении заявок через мобильное приложение, при выдаче пропусков, снижаются затраты на оборудование и работу сотрудников на КПП, онлайн-карты нельзя скопировать или подделать. Как рассказал основатель проекта PASS24.online, генеральный директор компании "ОНВИ Сервис" Алексей Хромов, идея создания такой пропускной системы возникла у него после переезда с семьей в закрытый коттеджный поселок. Там они и столкнулись с проблемами при заказе пропусков для курьеров и гостей.
Как рассказал основатель проекта PASS24.online, генеральный директор компании "ОНВИ Сервис" Алексей Хромов, идея создания такой пропускной системы возникла у него после переезда с семьей в закрытый коттеджный поселок. Там они и столкнулись с проблемами при заказе пропусков для курьеров и гостей.
Как рассказал основатель проекта PASS24.online, генеральный директор компании "ОНВИ Сервис" Алексей Хромов, идея создания такой пропускной системы возникла у него после переезда с семьей в закрытый коттеджный поселок. Там они и столкнулись с проблемами при заказе пропусков для курьеров и гостей.
Как рассказал основатель проекта PASS24.online, генеральный директор компании "ОНВИ Сервис" Алексей Хромов, идея создания такой пропускной системы возникла у него после переезда с семьей в закрытый коттеджный поселок. Там они и столкнулись с проблемами при заказе пропусков для курьеров и гостей.“
Мы делали ремонт в доме. В один день моя супруга осталась главной по заказу пропусков для грузовых машин. Процесс выглядел так: нужно дозвониться на охрану, поговорить с охранником и сообщить номер, марку и время прибытия машины. На дозвон ушло 25 минут, несколько раз оказывалось, что ее заявку на пропуск теряли или не могли найти в журнале запись, и машину просто не пускали. Вечером она мне сказала: "На дворе XXI век, почему никто до сих пор не придумал мобильное приложение, где можно сделать заявку на пропуск?" И мы разработали концепцию автоматизированной пропускной системы, которая вскоре была использована местной управляющей компанией. За две недели эксплуатации абсолютное большинство жителей поселка перешли на заказ пропусков через мобильное приложение, телефон стал не нужен и проблемы ушли. Вскоре приложение PASS24.online стало быстро набирать популярность и в соседних поселках
Генеральный директор компании "ОНВИ Сервис" Алексей Хромов
Успешное внедрение разработки стало толчком для создания нового продукта — платформы PASS24.online. Как объяснил Хромов, основной идеей PASS24.online является концепция облачной экосистемы, которая объединяет множество сервисов для удобства и простоты работы с пропусками: единый журнал пропусков, систему контроля доступа, распознавание номеров, биометрическую и радиоидентификацию
Мы стали якорем для притяжения технологических партнеров, которые интегрируют свои решения в нашу платформу
Генеральный директор компании "ОНВИ Сервис" Алексей Хромов
Второй важный элемент — мобильное приложение, в котором можно заказать пропуск. К экосистеме и приложению подключены программно-аппаратные комплексы, управляющие шлагбаумами, турникетами, а также серверами и камерами, которые с помощью компьютерного зрения распознают номера машин. Также в систему входит универсальный контроллер собственного производства со считывателями карт доступа, оснащенными антенной для взаимодействия с мобильными устройствами.
По статистике, человек тратит две минуты на организацию гостевого пропуска. Еще в среднем три минуты занимает проверка гостя. Итого пять минут. Для жилого сегмента это не столь важно, тогда как для бизнес-сегмента, коммерческой недвижимости и офисов, дополнение существующей системы "бесчеловечным" процессом заказа пропусков позволяет экономить рабочее время и сотрудников, и гостей
Генеральный директор компании "ОНВИ Сервис" Алексей Хромов
Размещение системы в облаке OnCloud.ru позволяет ей соответствовать высоким требованиям безопасности и обеспечивать защиту персональных данных.
Это эволюционное развитие: шесть лет назад, когда мы начинали, никто не верил в состоятельность нашей концепции, а вот уже два года спустя все крупнейшие вендоры систем безопасности анонсировали переход в облака. Только конкретный человек, только в конкретной точке, только в конкретное время имеет конкретный ключ и способ открытия конкретного турникета, шлагбаума или двери. Это лучше, чем карта, которую друг другу передают, забывают или теряют. Ну и, конечно, при удаленной выдаче идентификатора используются сложные механизмы шифрования
Генеральный директор компании "ОНВИ Сервис" Алексей Хромов
В свою очередь руководитель направления Multicloud в компании "Онланта" Кирилл Дианов объясняет, что инфраструктура облака OnCloud.ru надежно защищает данные и соответствует требованиям регуляторов. В облаке есть необходимые инструменты для хранения и обработки персональных данных.
В свою очередь руководитель направления Multicloud в компании "Онланта" Кирилл Дианов объясняет, что инфраструктура облака OnCloud.ru надежно защищает данные и соответствует требованиям регуляторов. В облаке есть необходимые инструменты для хранения и обработки персональных данных.
В свою очередь руководитель направления Multicloud в компании "Онланта" Кирилл Дианов объясняет, что инфраструктура облака OnCloud.ru надежно защищает данные и соответствует требованиям регуляторов. В облаке есть необходимые инструменты для хранения и обработки персональных данных.
Ежегодно мы проходим пентесты, позволяющие оценить безопасность системы и обнаружить уязвимые места. Безопасность проекта PASS24.online в облаке курирует наша собственная служба информационной безопасности
Руководитель направления Multicloud в компании "Онланта" Кирилл Дианов
Сегодня система PASS24.online успешно используется в бизнес-квартале "Красная роза", где якорным арендатором является "Яндекс", а также работают еще 700 других компаний. По словам Алексея Хромова, внедрение PASS24.online на этой территории дало экономию десятков человеко-дней в месяц, освободив время работников компаний-арендаторов для занятия прямыми обязанностями.
Экономия становится очевидной при сравнении: что было до и что стало после. Признанием нашего продукта является практически нулевой отток клиентов, поскольку все поняли, что простой и незаметный процесс организации въезда на закрытую территорию может быть комфортным и удобным
Генеральный директор компании "ОНВИ Сервис" Алексей Хромов
Бум на строительном рынке обусловил интерес к решению целого ряда крупных застройщиков. К примеру, разработка отлично показала себя на объектах девелоперской группы "Самолет". PASS24.online заинтересовались поликлиники, санатории и дома отдыха.
Огромная проблема, когда на стройке есть порядка тысячи сотрудников от более сотни подрядных организаций, и организовать вход на строительную площадку каждому – это очень непростой процесс, особенно с учетом текучести кадров и желании оптимизации затрат на процесс контроля без ущерба для качества
Генеральный директор компании "ОНВИ Сервис" Алексей Хромов
В системе PASS24.online каждый подрядчик, заинтересованный в верификации своих работников на объекте, получает личный кабинет, где он может создавать пропуск сотруднику. Облачный журнал следит за тем, кого пропустить, а также учитывает время прихода и ухода каждого работника.
Наша система выгодна для всех: компания не тратит время на создание собственной пропускной системы, работник всегда имеет пропуск на объект. А для самого застройщика стоимость владения контрольно-пропускным пунктом на стройке снижается почти до нуля при повышении качества контроля
Генеральный директор компании "ОНВИ Сервис" Алексей Хромов
Дополнительным бонусом системы является сервисный контракт, который обеспечивает непрерывный контроль оборудования на объекте и исправление проблем в случае их возникновения.
PASS24.online дает клиентам комфорт и контроль с возможностью знать: кто, когда, к кому и на сколько времени приезжал. Это дорогого стоит
Генеральный директор компании "ОНВИ Сервис" Алексей Хромов
Любая достаточно развитая технология неотличима от магии — особенно в умных руках. Человечество нуждается в этой магии и чем дальше, тем больше. Последовательное развитие ИТ-разработок и внедрение их в самые разные (промышленные, социальные, образовательные и другие) процессы помогает бизнесу и экономике становиться устойчивее, дает возможность эффективнее справляться с кризисами и неожиданными угрозами.
Читайте также о других разработках ЛАНИТ:
Совместный проект МИА "Россия сегодня" и группы компаний "Ланит", 2021 год
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала