Романтизм возник в Германии на рубеже XVII-XVIII веков — аккурат между Великой французской революцией, Наполеоновскими войнами и серией буржуазных революций в Европе. Это время, когда Наполеон сначала заставил всех вокруг поверить в свободу, а затем — задуматься о ее цене. Когда последние становились первыми и наоборот: монархи в один день теряли власть и неприкосновенность, а бывшие рабы избавлялись от оков. Целые государства пересматривали позиции на мировой карте и заодно — свою идентичность.
Пара сапог для верховой езды императора Наполеона I. 1813
📷
Оружейная палата, Государственные художественные собрания Дрездена
На выставке "Мечты о свободе" можно увидеть сапоги Наполеона, в которых он перекраивал карту Европы. По ним несложно вычислить рост полководца. Сможете его угадать?
Вы правы / Не угадали!
Сапоги Наполеона сделаны из телячьей кожи с добавлением суровой неотбеленной фланели. Это типичные кавалерийские сапоги того времени. Наполеон был в них во время битвы под Дрезденом.
Длина подошвы 27 сантиметров; высота голенища — около 50 сантиметров. Все это указывает на то, что рост великого полководца был около 168 сантиметров, а размер ноги — 39.
Шов над правой пяткой правого распорот. Скорее всего Наполеон разрезал его, получив огнестрельное ранение в правую ступню в ходе Регенсбургского сражения.
Мировой порядок и уклад жизни менялся так быстро, что людям нужно было как-то это все отрефлексировать. По всей Европе начали появляться общественные движения, которые требовали реформ и вели общество к свободе, равенству, братству. В России, например, это вылилось в восстание декабристов на Сенатской площади в 1825 году. Германия, состоящая из разрозненных земель, начала путь к объединению.
Писатели, философы и, конечно, художники фиксировали события и настроения. И ставили перед своей аудиторией не самые простые вопросы: существует ли свобода и где ее искать; что такое родина и можно ли обрести ее в другой стране; какова роль отдельной личности в истории; человек ли я или тварь дрожащая (спойлер: Достоевский тоже романтик!).
Вам нужен быстрый рецепт "как распознать романтизм"? Если видите в музее картину, на которой изображена ночь, звезды, луна, море или горы, а общий вид завораживающий и мистический — скорее всего вы попали в цель. Конечно, это сильное упрощение. Но доля правды в этой формуле есть.
Романтизм пришел на смену эпохе Просвещения: культ разума уступил место чувствам. Это нашло отражение в сюжетах и символах, которые выбирали художники-романтики. Любимым их жанром стал пейзаж, поскольку природа — само воплощение естественности, первоисточник эмоций. Если силу знаний лучше всего иллюстрировали лучи солнца, то романтизм — это ночь. Ведь нет лучшего времени для размышлений о вечном и самопознания.
Кликайте на метки, чтобы узнать больше о произведении
К. Д. Фридрих. Двое мужчин, созерцающих луну. 1819–1820
📷
Альбертинум, Государственные художественные собрания Дрездена
Следуя общим тенденциям, каждый автор эпохи романтизма искал собственные способы проникнуть в потемки души человеческой. Айвазовский и Тернер находили ответы в море, особенно в неспокойном. Иванов, Овербек, Йегер, обращались к религиозной тематике, чтобы проследить с ее помощью путь духовного становления человечества. Брюллов, Гойя, Фогель фон Фогельштейн и многие другие художники создавали удивительные, глубокие портреты, преследуя все ту же цель — показать внутренний мир человека.
Романтизм — это сплав русской и европейских культур
Выставка "Мечты о свободе" неспроста задумана как диалог крупнейших немецких и российских музеев. Период романтизма — один из тех, когда наши страны были максимально близки. Причиной для этого стали, во-первых, тесные династические связи: Александр I — внук немки, Николай I был женат на дочери прусского короля. Во-вторых, Германию и Россию объединял политический интерес — "дружба против" Франции. Все это привело к тому, что с началом Отечественной войны российский двор стал нанимать детям гувенеров-немцев вместо французов, а в свете цитировать Гете вместо Руссо. Галломания сменилась германофильством.
Тяните курсор влево, чтобы увидеть еще одно произведение
📷
Романтизм можно назвать цементом, который скрепил две страны на уровне культурного кода. В эту густую смесь попала и щепотка пыли из обломков Римской империи. В первой половине XIX века Императорская Академия художеств организовывала для людей искусства стажировки в колыбель античности — Италию. Обязательной остановкой на пути был Дрезден. Первая группа стажеров прибыла туда вскоре после победы над Наполеоном, в 1818 году. В ее составе были архитектор Глинка, скульпторы Гальберг и Крылов, живописцы Щедрин и Сазонов. Позднее в Дрездене гостили литераторы Карамзин и Жуковский, Тургенев и Достоевский, композиторы Рубинштейн и Рахманинов, художники Брюллов, Кипренский, Брюллов и другие. Они вдохновлялись, обменивались мыслями и впитывали идеи немецких коллег.
Две трети работ на выставке в Новой Третьяковке составляют картины. Но это не значит, что романтиками были только художники. С романтизма начался разговор о синтетической природе искусства — идее, что все его направления взаимосвязаны. Сам термин первыми ввели в обиход словесники — немецкие литераторы и философы. Сначала критики Август и Фридрих Шлегели сформулировали определение романтизма в поэзии. Затем их теория также получила продолжение в трудах философа Фридриха Шеллинга — невероятно популярного у российских писателей персонажа.
Если составлять доску почета главных представителей литературного романтизма, то Англия — это Байрон, Германия — Гофман, Франция — Гюго. Россия, прежде всего, Пушкин: недаром "Евгения Онегина" мы называем романом в стихах. Позже на славный путь романтизма вступили и Лермонтов, и Гоголь, и Достоевский. Вот уж в чьих произведениях раскрывается сложный внутренний мир героя! Но есть серый кардинал романтизма, о котором вспоминают не сразу — Василий Жуковский.
О.А. Кипренский. Портрет В. А. Жуковского. 1816
📷
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Перед вами портрет Василия Жуковского — "родителя немецкого романтизма на Руси", как он сам себя называл. Кто автор этого произведения?
Выберите один правильный вариант ответа
Вы правы! / На самом деле нет.
Если бы за популяризацию романтизма в России давали медали, то ее первым ее получил бы друг и наставник Пушкина — Василий Жуковский. Он был, как бы сейчас сказали, "евангелистом" немецкого романтизма: всячески поддерживал и продвигал его на родине. Во время визита в Дрезден Жуковский познакомился с художником Каспаром Давидом Фридрихом. Много лет их связывала крепкая дружба.
На выставке "Мечты о свободе" можно увидеть Жуковского так, как его видел Орест Кипренский. Это настоящий романтический портрет: поэт представлен на фоне ночного пейзажа с виднеющимся на втором плане замком, окутанным туманом. Таким образом художник отдает дань поэтической манере самого Жуковского.
Чуть позже, чем литературу и изобразительное искусство, романтизм захватил музыку. Причем местом силы для авторов по-прежнему служил Дрезден. Например, Сергей Рахманинов провел там три зимы, написав Первую сонату для фортепиано и Вторую симфонию. Вдохновившись картиной другого романтика, художника Арнольда Беклина, композитор создал симфоническую поэму "Остров мертвых". В Дрезденском оперном театре слушал оперы Штрауса и и Вагнера.
В эпоху романтизма композиторы мечтали о свободе как никто другой. Они стремились освободиться от условностей в жанрах и исполнении, а также получить независимость буквально — писать музыку по собственному вдохновению и плану, а не по заказу светской и церковной элиты. К счастью для нас, в числе добившихся этой свободы, кроме Рахманинова — Шуберт, Шопен, Берлиоз, Верди, Вагнер, Брамс, Чайковский.
Дополните впечатления музыкой!
Аудиосервис СберЗвук вместе с кураторами выставки "Мечты о свободе" подобрал композиции, максимально погружающие в романтические настроения XVIII – XIX веков
Любуясь на выставке полотнами Фридриха, Каруса, Иванова и Венецианова, легко упустить из виду важное — романтизм XXI века. Современное искусство представлено произведениями авторов из разных стран, в том числе россиян Николая Полисского и Андрея Кузькина. По мнению создателей экспозиции, творчество многих художников нашего времени основано на тех же идеях. Более того, именно романтизм XVII-XVIII веков определил последующее развитие искусства. А значит, стал точкой отсчета новой эпохи, которая продолжается до сих пор.
Современные художники тоже могут быть романтиками, при этом использовать новый, соответствующий времени язык
Найдите подходящий набор эмодзи к работе Томаса Руффа, представленной на выставке
Т. Руфф. 18h20m/-25°. 1990
📷
Собрание Хоффман, Государственные художественные собрания Дрездена
Вы правы / К сожалению, нет
Произведение немецкого фотографа Томаса Руффа из серии "Звезды" можно рассматривать как художественное высказывание о различиях между искусством и гуманитарными науками, с одной стороны, и естественными науками — с другой.
Автор переносит репродукции фотографий, найденные в атласе Южного полушария звездного неба, в пространство искусства, создавая из каждого отдельного фрагмента позитивные отпечатки вертикального формата.
Разрушая рамки научного подхода, художник освобождает наш взгляд на звезды и, как истинный романтик, отождествляет картину звездного неба с внутренним миром наблюдателя. Таким образом, Руфф демонстрирует пример синтеза искусства и науки.
Вопросы, волновавшие романтиков 200 лет назад, актуальны как никогда. Мир по-прежнему в состоянии войны, в поисках идентичности и попытках определить границы, как географические, так и ментальные. Люди мигрируют, обретают новую родину и привозят с собой "свои самовары" в виде традиций и ценностей. Искусство стало полностью синтетическим, перестало служить религии и другим упорядоченным целям, став исключительно инструментом самовыражения. Мечты о свободе так и остались мечтами — но пока не исчезли совсем.
Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии
23 апреля — 8 августа
Новая Третьяковка. Крымский Вал, 10
Часы работы: с 10:00 до 20:00
Бронируйте время посещения заранее на сайте галереи
Генеральный партнерспонсор выставочного проекта в Москвеавки — ПАО Сбербанк
Спецпроект подготовлен при участии Государственной Третьяковской галереи
МИА "Россия сегодня", 2021 год