Россия никогда не жила без импорта, но его структура значительно менялась с течением времени. Импорт, как зеркало, отражает не только изменения экономической и внешнеполитической конъюнктуры, но и технологический прогресс, а также любые глобальные процессы. Рассказываем, что собой представляет российский импорт после пандемии и как цифровизация его меняет
Влияние пандемии на российский импорт
За первые пять месяцев 2021 года внешнеторговый оборот России уверенно растет. Экспорт увеличился на 12,2% импорт — на 25,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого, кризисного, года.
При этом именно импорт — источник основных поступлений в российский бюджет от внешнеэкономической деятельности. Сказалось изменение системы налогообложения нефтегазовой отрасли: экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты постепенно снижается с 2014 года при одновременном увеличении базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых. В результате за первые пять месяцев 2021 года импорт принес в бюджет 1,7 триллиона, а экспорт — 690 миллиардов рублей.
Динамика изменений структуры поступлений от ВЭД
январь-май 2014 года: 68% — экспорт, 32% — импорт
январь-май 2019 года: 44% — экспорт, 56% — импорт
январь-май 2020 года: 32% — экспорт, 68% — импорт
январь-май 2021 года: 31% — экспорт, 69% — импорт
а. Объемы
По данным Банка России, импорт товаров в Россию в стоимостном выражении за последние 20 лет вырос в шесть раз. Пик пришелся на 2012-2013 годы — период стабильного курса рубля и высоких цен на энергоресурсы.
Пандемия вируса SARS-CoV-2, замедлившая экономики всего мира, отразилась на российском импорте в меньшей степени, чем на экспорте. В 2020 году внешнеторговый оборот сократился на 15%, при этом экспорт снизился почти на 21%, импорт — на 5,3%. Внешнеторговое сальдо осталось положительным: Россия импортировала меньше товаров, чем продала за рубеж — как и все последние 20 лет.
Объемы импорта в Россию ($млн)
Импорт
2011
305 604,5
2012
317 263,3
2013
315 297,5
2014
287 062,7
2015
182 902,3
2016
182 267,1
2017
227 870,1
2018
238 710,2
2019
244 283,4
2020
233 729,5
Январь-март 2021: импорт — $62 700 млн
Январь-март 2020: импорт — $54 000 млн
С 2014 года в России введено обязательное таможенное декларирование товаров в электронной форме: таможенная декларация в цифровом виде подписывается электронной подписью и подается таможенному инспектору непосредственно с рабочего места декларанта. Это часть реформирования системы таможенных органов, которая нацелена на концентрацию таможенного декларирования в региональных Центрах электронного декларирования. На сегодняшний день в России создано 9 электронных таможен и 16 центров электронного декларирования, работающих в 12-часовом режиме, более 400 таможенных документов обрабатываются и считываются в электронном виде. Технологии позволяют существенно ускорить процесс таможенного оформления поставок.
"Мы создаем систему электронного декларирования, в которой быть честным участников ВЭД выгодно. В 2002 году была выпущена первая электронная декларация по выделенному каналу. Тогда, если в течение дня выпускалась декларация, которую подали с утра, декларант это счастьем считал. Теперь же мы ввели автоматическую регистрацию декларации. По импорту около 20% всех деклараций выпускается автоматически полностью, без участия должностных лиц. Это занимает в среднем полтора часа — но при условии соблюдения всех требований ФТС"
Руслан Давыдов, первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы
б. Товары
С 2014 года, в соответствии с политикой импортозамещения, около половины российского импорта составляют не продовольственные, а технологические товары: машины, транспортные средства, электрическое оборудование, продукция химпрома. По экономическому назначению это товары промежуточного потребления, необходимые для производства конечных продуктов внутри России. Эти товары либо не имеют российских аналогов, либо превосходят их по цене и качеству.
На фоне пандемии существенно увеличился импорт медицинского оборудования, в частности измерительного и хирургического, а также комплектующих для таких аппаратов — на $816 млн. Одновременно с этим вследствие замедления экономики сократились закупки наземного транспорта, черных и редкоземельных металлов.
За шесть месяцев пандемии Россия сократила импорт пальмового масла на 7% до 473 тыс. т — впервые за шесть лет. Это произошло из-за отсутствия спроса со стороны предприятий общепита и ужесточения контроля за производством молочной продукции
Врез: Доля импортной продукции на российском рынке по отдельным товарам:
80% бумажной продукции
17% инкубационных яиц
58% семян кукурузы
90% чеснока
76% клубники
71% игрушек
в. Товарная структура российского импорта в 2020 году ($млн)
Наименование товарной отрасли
январь — декабрь 2020
ВСЕГО:
231429,5
Машины, оборудование и транспортные средства
110215,2
Продукция химической промышленности, каучук
42403,2
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)
29717,2
Металлы и изделия из них
15 823,6
Текстиль, текстильные изделия и обувь
14603,7
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия
3439,6
Минеральные продукты
4407,3
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них
982,3
Топливно-энергетические товары
1847,8
Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них
792,5
Обязательная маркировка импортной продукции
С 2019 года в России начала действовать система обязательной маркировки "Честный знак" — к 2024 году она распространится на большую часть потребительской продукции. С ее помощью государство борется с контрафактными товарами и выявляет подделки, а покупатели могут избежать покупки некачественного товара. Правила касаются и импортной продукции.
"Маркировка позволяет обеспечить нашим потребителям доступ к качественным товарам. Важный эффект заключается в том, что товары отечественных производителей становятся конкурентоспособными в сравнении с продукцией импортного производства, поскольку выравнивается стоимость товаров с аналогичным качеством. Бизнесы становятся более защищенными, а государство пополняет бюджет за счет налогов"
Андрей Возмилов, генеральный директор ООО "Таможенная карта"
По данным Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), оператора системы, маркировка товаров уже позволила обелить ряд отраслей и увеличить их экономические показатели. Учитывая, что зарубежная продукция преобладают в группах товаров, подлежащих маркировке, объемы импорта в перспективе могут увеличиться.
"Перед запуском маркировки обуви исследования и эксперты оценивали объем этого рынка в 300–400 миллионов пар в год. Сейчас этот рынок составляет 1,4 миллиард пар — это в пять раз больше оценок. В товарах легпрома, при оценках годового объема в 247 миллионов единиц в год, уже сейчас, за полгода обязательной маркировки, он составляет более одного миллиарда единиц продукции"
Пресс-служба ЦРПТ
Фактоиды:
Зарубежные производители в системе "Честный знак":
12829 импортеров
12 товарных групп
Импортная продукция в системе "Честный знак"
41% — продукция легкой промышленности, 35% — обувь, 9,5% — шины и покрышки, 6% — духи и туалетная вода, 3% — молочная продукция, 2% — фотокамеры, 1,6% — табак, 0,9% — альтернативная табачная продукция, 1% — прочие категории
Иллюстрированный список:
Обязательная маркировка: молочная продукция, бутилированная вода, лекарства, табак, товары легкой промышленности, обувь, шубы, духи и туалетная вода, шины и покрышки, фотоаппараты и лампы-вспышки
Пилотные проекты: БАД, пиво и пивные напитки, велосипеды, кресла-коляски
в. География
Во время пандемии существенно изменилась география стран-поставщиков в Россию — сократился удельный вес стран Европы, СНГ и Латинской Америки, при этом резко выросла доля стран Азии.
Главным поставщиком товаров с 2008 года стал Китай — его позиции не изменились на фоне пандемии. В 2020 году более 51% поставок из Китая составили электрические машины, ядерные реакторы и оборудование. Страна обеспечивает поставки 29% импортного оборудования и 9% средств наземного транспорта.
Пандемия ощутимо повлияла на позиции других азиатских стран в структуре российского импорта. Так, Япония и Республика Корея увеличили доли до 3,1%, Вьетнам — до 1,7%, Индия — до 1,5%.
Крупнейшим поставщиком товаров стал Европейский Союз — на него приходится 38,5% всей импортируемой продукции.
Важным торговым партнером остается США. Несмотря на пандемию, восстановление импорта из США после 2015 года продолжилось. В 2020 году США поставили в Россию товаров на сумму $13 млрд. В основном это были самолеты, двигатели, транспортные средства и другое оборудование (для бурения и нефтедобычи, промышленное, сельскохозяйственное, измерительное, медицинское).
Топ-10 стран, поставляющих товары в Россию в 2020 году ($млн)
Объем поставок
Доля в структуре импорта (%)
Весь импорт
233 729,50
1
Китай
54908,2
23,5
2
Германия
23417,7
10,0
3
США
13043,6
5,6
4
Беларусь
12585,1
5,4
5
Италия
10212,8
4,4
6
Франция
8091,1
3,5
7
Республика Корея
7159,3
3,1
8
Япония
7113,8
3,0
9
Турция
5110,3
2,2
10
Казахстан
5034,1
2,2
Итого:
62,8
Другие страны:
37,2
Цитата: "Импорт — зеркальное отражение нашей экономики. То, что мы не производим сами, мы покупаем за рубежом. При этом мировая торговля зависит от организации промышленного производства и наличия условий в тех или иных частях мира. Поэтому она инерционна, и глобальных изменений в странах-экспортерах в Россию не предвидится"
Руслан Давыдов, первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы
Цифровой импорт
Цифровые финансовые услуги уже давно завоевывают рынки. Мобильные приложения банков, платежные системы социальных сетей, онлайн-оплата стали привычными элементами платежной инфраструктуры. Изоляция во время пандемии поддержала этот тренд: цифровые сервисы позволяли совершать необходимые операции без риска опасного контакта и подтвердили свою эффективность. Пандемия привела к взрывному росту и рынка электронной коммерции по всему миру, что стало сюрпризом даже для экспертов отрасли. По оценкам Digital Commerce 360, американский рынок e-commerce в 2020 году вырос на 44% до $861,12 млрд — это самый высокий прирост за 20 лет. Онлайн-продажи в Великобритании, по данным IMRG, выросли на 36% — рекорд за 13 лет. На 14,6% вырос объем электронной торговли и в Германии.
По данным Высшей школы экономики, развитие российского рынка интернет-торговли идет в соответствии с международными трендами: он растет опережающими темпами по сравнению с розничной торговлей в целом. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2020 году россияне купили товаров в российских и зарубежных интернет-магазинах на 3,2 триллиона рублей. Это на 58,5% больше, чем в 2019 году. При этом большинство покупателей интернет-магазинов, оценив удобство, планировали продолжить покупать в интернете после снятия ограничений.
E-commerce в России
в 4,3 раза возросли онлайн-продажи товаров повседневного спроса за первое полугодие 2020 года
10 000 000 человек — количество новых покупателей онлайн-магазинов во время пандемии
9% всей розницы — покупки в интернет-магазинах
78% — рост числа заказов в интернет-магазинах
Доля трансграничных сделок в секторе электронной коммерции в 2020 году (покупки россиян в зарубежных магазинах) составила 14% — почти вдвое меньше, чем в 2019 году. Ситуация связана с ограничениями во время пандемии, перебоями и увеличением сроков доставки, поэтому сокращение нельзя считать показательным трендом.
Категории товаров, которые заказывали россияне из-за границы в 2020 году (по данным АКИТ)
31,6% — одежда и обувь
21,5% — цифровая и бытовая техника
12,8% — прочее (товары для детей, творчества, животных, книги, инструменты)
8,6% — мебель и товары для дома
7,7% — продукты питания
6,1% — красота и здоровье
5,5% — автозапчасти и аксессуары
2,1% — спорттовары
1,4% — подарки и цветы
1,2% — аксессуары
36 868 млн руб. — объем розничных покупок из-за границы в апреле 2020 года, максимум за год
Средние чеки за покупки россиян в заграничных онлайн-магазинах в 2020 году по товарным категориям (без учета покупок с Aliexpress, по данным АКИТ)
Аптеки — 21745 руб.
Автозапчасти и аксессуары — 15694 руб.
Подарки и цветы — 12991 руб.
Аксессуары — 12608 руб.
Одежда и обувь — 11793 руб.
Зоомагазины — 10805 руб.
Инструменты и садовая техника — 10595 руб.
Цифровая и бытовая техника — 10099 руб.
Спорттовары — 9552 руб.
Товары для творчества — 7569 руб.
"Трансграничная электронная торговля прямо на наших глазах, за последние 10 лет, сформировалась в отдельный вид, который мы предлагаем соответствующим образом выделить и нормативно регулировать на площадке Евразийской экономической комиссии. Объемы выросли в десятки раз. В 2011 году ввезли 11 миллионов трансграничных посылок, а в 2019-м их было уже 340 миллионов"
Руслан Давыдов, первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы
При этом ведущую роль в мировой электронной торговле играют маркетплейсы. По словам представителя eBay, с распространением интернета предпринимателям стало проще находить клиентов не только в своих странах, но и за рубежом. Это особенно важно для представителей малого и среднего бизнеса из развивающихся стран, которые, вероятно, никогда бы не смогли выйти на глобальный рынок и расширить клиентскую базу.
Другой маркетплейс, Wildberries, в период пандемии, улучшил условия сотрудничества с онлайн-площадкой как для российских, так и международных предпринимателей: снизили размер собственной торговой комиссии (1-5% в зависимости от категории товаров), упростили регистрацию на дистанционном портале для продавцов до пяти минут, а также полностью автоматизировали документооборот. В результате за 2020 год продажи импортных товаров в штуках выросли на 138% по сравнению с прошлым годом.
62% мировых розничных онлайн-продаж — через маркетплейсы
721 млрд руб. (+108% в рублях за год) — объем российского рынка маркетплейсов в 2020 году
830 млн заказов в 2020 году в России
Помимо того, что пандемия изменила каналы розничных продаж, оптовые каналы тоже претерпели изменения — срывы обязательств и перебои с поставками затронули и их. Так, в конце 2020 года дефицит контейнеров, связанный с восстановлением китайской экономики после ограничений и многократным увеличением спроса на грузовые емкости, поднял ставки фрахта. В результате стоимость контейнерной перевозки выросла в четыре-пять раз, а мировой торговый флот находится в коллапсе — по словам Руслана Давыдова Руслана Давыдова, примерно 40% всех торговых судов в мире находится в ожидании разгрузки или загрузки, которое может занять до пяти суток. При этом 80% мировых грузовых перевозок приходится именно на морской транспорт.
В постковидной реальности набирают популярность b2b-маркетплейсы как альтернативный канал закупок. Организации используют их не только для закупки офисного оборудования и расходных материалов, но и, например, продуктов питания.
Маркетплейсы, оценив перспективность направления, стали активно сотрудничать с поставщиками товаров для бизнеса. За прошедший год они сильно упростили процедуру выхода на электронные торговые площадки: сократили сроки рассмотрения заявок, перевели большинство процессов в "цифру", внедрили новые аналитические инструменты, продумали возможности финансовой поддержки поставщиков.
"Месяцы работы в условиях ограничений и самоизоляции покупателей изменили восприятие e-commerce не только для покупателей, но и для бизнеса, став надежным каналом сбыта продукции как российских, так и международных предпринимателей. В этот период они продолжили активно развивать онлайн-каналы продаж своих товаров: сегодня свою продукцию через Wildberries реализуют более 200 тысяч продавцов — это почти в 11 раз больше, чем в начале 2020 года, до начала пандемии".
Пресс-служба Wildberries
Теперь на крупнейших цифровых площадках появились новые, ранее недоступные, товары для бизнеса. Например, запчасти для автомастерских, медицинские товары, товары для салонов красоты и профессиональные кофемашины.
ООО "Таможенная карта" — технологическая компания, ставшая первым оператором таможенных платежей в России. Она разрабатывает и внедряет решения для оптимизации процессов внешнеэкономической деятельности в компаниях.
Главная идея — цифровизация сервисов трансграничной торговли и объединение их в единую платформу, что упрощает ВЭД и процедуру таможенного оформления.
Электронные сервисы ООО "Таможенная карта":
Оплата таможенных пошлин и сборов в режиме 24/7
Подача таможенной декларации онлайн во все таможенные органы России
Электронное поручительство исполнения обязательств уплаты таможенных платежей
Таможенная экспертиза
Информационная поддержка и правовое сопровождение бизнеса
В 2021 году компания запустила "тамо•ОС" — единое цифровое пространство для международной торговли. Теперь можно оформлять декларации и подавать их в любые таможенные органы России самостоятельно. Так у предпринимателей появилась возможность сэкономить на услугах сторонних организаций. В системе есть подсказки и советы, которые помогут легко оформить документы по стандартам таможенных органов. Благодаря интеграции с ФТС все платежи можно проводить 24/7 в несколько кликов.
Кроме того, "Таможенная карта" запустила курс для новых участников международной торговли. Программа включает все необходимые знания для старта. Она состоит из 10 блоков и проходит в онлайн-формате.
"В 2000 году "Таможенная карта" стояла у истоков зарождающейся индустрии международной торговли в современной России. На протяжении двух десятилетий компания остается одним из ключевых игроков рынка. Сегодня доля платежной системы на рынке таможенных платежей, собираемых ФТС, превышает 14%. Мы следуем современным рыночным трендам, задаваемым ФТС, развиваем сотрудничество с маркетплейсами, другими участниками рынка. В 2020 году запустили стратегию цифровой трансформации бизнеса. Разработанные в ее рамках новые сервисы — операционная система "тамо•ОС", правовая поддержка, поручительство исполнения обязательств уплаты таможенных платежей, информационные услуги — позволяют бизнесу решить все ключевые задачи в международной торговле"
Андрей Возмилов, генеральный директор ООО "Таможенная карта"
"Таможенная карта" в цифрах
202 млрд руб. — оборот компании в 1 квартале 2021 года
15,2% — доля от общего объема таможенных платежей
20 лет на рынке
> 60 банков, эмитирующих таможенные карты
> 5000 клиентов
3 расчетных центра
Собственный процессинговый центр и ИТ-инфраструктура
Собственный удостоверяющий центр
Собственная система электронного декларирования
Источники данных: ООО "Таможенная карта", Федеральная таможенная служба, Банк России, Министерство экономического развития РФ, Российский совет по международным делам, АКИТ, ЦРПТ, Digital Commerce 360, Data Insight
Совместный проект МИА "Россия сегодня" и ООО "Таможенная карта"
2021 год
13:08 08.07.2021
(обновлено: 14:45 06.03.2024)