Рейтинг@Mail.ru
Урал: заводы, города и мифы - РИА Новости, 06.03.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Урал — огромная территория между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами, граница между Европой и Азией, крупнейшая металлургическая база российского государства. В этих краях появился уникальный феномен, который принято называть Уральской горнозаводской цивилизацией.
Участники восьмой экспедиции iKumena посетили оснащенные по последнему слову техники предприятия Трубной металлургической компании и осмотрели руины первых на Урале чугуноплавильных и железноделательных заводов, совершили сплав по реке Чусовой, пройдя по следам железных караванов и побывали не заводе "Уральские локомотивы" группы Синара, где создаются новейшие поезда "Ласточка".
Главная задача экспедиции состояла в том, чтобы подробнее узнать о феномене горнозаводских цивилизаций, а также оценить возможности современных технологий
День 1
Современность и история
С момента основания в 1723 году Екатеринбург стал одним из крупнейших промышленных центров страны. В XVIII веке здесь плавили и обрабатывали металл, а начиная с XIX века появились первые машиностроительные заводы. Сегодня это город-миллионник, в котором работают более двухсот предприятий, его население растет много лет подряд.
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев
"Екатеринбург за последние 15 лет преобразился, в нем появились новые интересные объекты, проходит много красивых и значимых мероприятий, и не только для города, но и для страны и мира. Город с точки зрения статистики показывает положительную динамику роста населения. Люди остаются здесь жить и работать, воплощать свои идеи. Здесь интересно молодым и состоявшимся людям. Безусловно, это развитый, мощный мегаполис, который притягивает людей, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга".
Знаковыми событиями для города последних лет стали завершение реконструкции Центрального стадиона, а также сдача конгресс-центра "Екатеринбург-Экспо". Эти проекты были реализованы Группой Синара.
Группа Синара включает 45 предприятий, на которых работают 37 тысяч сотрудников. Основные направления деятельности – транспортное машиностроение, аграрный, энергетический бизнес и девелопмент.
Компания "Синара-Девелопмент" создана в 2009 году и за последние 12 лет реализовала несколько ключевых проектов как для Екатеринбурга, так и для всей страны. Речь идет не только о проектировании, строительстве и эксплуатации, но и о реконструкции уникальных исторических зданий.
Стадион и конгресс-центр
В 2017 году Синара завершила реконструкцию Центрального стадиона Екатеринбурга к чемпионату мира по футболу. Стадион построен в 1953-1957 годах и является памятником культуры регионального значения. На "Екатеринбург-арене" прошли четыре матча группового этапа ЧМ-2018.
Заместитель генерального директора Синара-Девелопмент Данил Значков
"Самым сложным при строительстве стадиона "Екатеринбург-Арена" было сохранение его исторической части. Перед нами стояла задача вписаться в уже существующие стены. При этом были и требования ФИФА. Нам пришлось дополнить концепцию стадиона двумя элементами. Во-первых, конусом с навесной кровлей, которая помимо своей прямой функции несет на себе большое количество оборудования, в том числе около полутора тысяч видеокамер. Во-вторых, стадион получил сборно-разборные трибуны, которые проектировались как уникальные архитектурные объекты. Каждая из них имеет шесть тысяч мест, а всего стадион, как и требовало ФИФА, может принять 35 тысяч болельщиков.Мы сдали его в конце 2017 года, ровно через 60 лет после того, как его строительство впервые было завершено".

В 2019 году "Синарой-девелопмент" был сдан конгресс-центр "Екатеринбург-Экспо". К его созданию были привлечены ведущие европейские специалисты — архитекторы компании Wulf & Partner (Германия), ранее проектировавшие один из самых современных выставочных комплексов Европы Stuttgart Messe, а также испанский архитектор с мировым именем Хосе Асебильо Марин.
Деревня Летней универсиады
В 2023 году в Екатеринбурге пройдут Всемирные студенческие игры. Деревня Летней универсиады будет находиться в районе Новокольцовский, недалеко от "Екатеринбург-Экспо". Планируется, что в ней будет проживать более 11 тысяч человек — спортсмены, тренеры, медперсонал и другие участники делегаций. Они разместятся в пяти общежитиях площадью более 200 тысяч квадратных метров.
После Универсиады общежития передадут УрФУ, поэтому при проектировании зданий учитывали пожелания вуза. Так, например, университету не понадобятся массажные комнаты, поэтому их переоборудуют в жилые помещения.
Руководитель проекта Универсиада-2023 Синара-Девелопмент Михаил Уваров
"Технологический процесс было трудно выстроить, потому что это не типовая застройка, не типовые технические элементы, здесь каждая часть объекта, каждый раздел проектной и рабочей документации индивидуален. Каждый раз, когда мы реализуем такие проекты, нам нужно что-то заново придумывать, и в этом основная сложность".
Конструктивистский рай
Конструктивистская архитектура – одна из достопримечательностей Екатеринбурга. Она появилась в 1920-е годы и стала не только символом эпохи, но и веры в возможность создания "нового человека". Один из самых ярких примеров этого стиля – так называемый "Городок чекистов", который был построен в Свердловске в 1930-е годы по заказу НКВД-ОГПУ.
Городок создавался как образец нового быта, люди должны были жить здесь единой коммуной. Уникальным для того времени было то, что в проект сразу закладывалась вся необходимая инфраструктура: здесь был клуб, прачечная, столовая, поликлиника и детский сад. Готовить пищу жителям предлагалось на общей кухне.
Кандидат философских наук, исследователь конструктивизма, участник проекта "Территория авангарда" Игорь Янков
""Городок чекистов" – выдающийся архитектурный объект. Он воплощает идею конструктивизма о создании "Нового человека". Здесь есть разные типы жилья и развитая инфраструктура, которая его обслуживала. Также он воплощает весь драматизм истории. Конструктивистская идея была ориентирована на одно, а реальная практика оказалась совсем другой. Плюс – трагическая история, связанная с репрессиями".
Реализовать задумку архитекторов о новом быте на практике не удалось: люди не захотели жить полноценной коммуной. Так, вскоре почти во всех квартирах появились собственные газовые плиты. Сегодня городок признан памятником культуры федерального значения. В нем по-прежнему живут люди, но отношения к силовым структурам он больше не имеет.
День 2
Родина российского металла
Города-заводы на Урале начали строить в XVIII веке. Так было проще осваивать металлические руды, которые добывались здесь же. Основателями новых поселений стали Демидовы, Строгановы и другие промышленники. Некоторые из принадлежавших им предприятий работают по сей день.
Управляющий директор АО "СТЗ" Михаил Зуев
"Мы создаем заготовки от 160 до 400 мм. 50% из них перерабатывается на нашем предприятии, а 50% — на Синарском трубном заводе. Мощность трубного бесшовного производства составляет около 550 тысяч тонн в год. Трубосварочное производство, которое способно выпускать продукцию не только круглого сечения, но и различные профили, имеет мощность около 340 тысяч тонн в год. Нашими партнерами являются все основные энергетические компании Российской Федерации. Это Газпром, Газпромнефть, Татнефть, Башнефть и наши уважаемые сибирские компании".
На территории завода находится музей "Северская домна". Здесь можно увидеть единственную в России и Европе хорошо сохранившуюся с середины XIX века доменную печь. Музейный комплекс занимает площадь 8000 квадратных метров и включает в себя экспозиционный зал в старых стенах фабрики, а также экспозицию под открытым небом, где представлено металлургическое оборудование XX века. Кроме того, здесь есть преображенская часовня, созданная целиком из железа, выставка минералов.
Директор музейного комплекса "Северская домна" Анна Трепалова
"Социально ответственный бизнес появился на Северском заводе еще 300 лет назад. Конечно, тогда не существовало слова "бизнес", но социально ответственная политика уже была. Помимо того, что людей обеспечивали работой, им помогали с покосами и с жильем, обустраивали улицы города, сажали деревья, строили больницы, школы, детские сады".
С приходом советской власти для промышленности Урала началась новая эпоха. В рамках первой пятилетки 1928-1933 годов здесь было построено 149 предприятий, в том числе Магнитогорский металлургический комбинат, Уралмашэавод, Челябинский тракторный завод, Красноуральский медеплавильный комбинат и многие другие. Кроме того, за эти годы были модернизированы 95 уже существовавших заводов. Уральские предприятия стали главным источником качественной стали и чугуна для Страны Советов. Серьезный толчок к развитию получила также цветная металлургия и угольная промышленность, но самые впечатляющие успехи были связаны с машиностроением.
Машиностроение на Урале до начала 1930-х годов было в зачаточном состоянии. В 1933 году заработал Уралмашзавод, который был способен производить оборудование для пяти доменных печей в год. Был пущен Челябинский тракторный завод, началось строительство Тагильского вагоностроительного завода, Свердловского завода электроаппаратуры, Уральского завода химического машиностроения и множества других предприятий.
Во время Великой Отечественной войны на Урал было эвакуировано из Москвы и других городов более 700 заводов. Они либо размещались на площадках однопрофильных предприятий, либо начинали самостоятельную работу. В годы войны на Урале производили легендарные танки Т-34, реактивные системы залпового огня БМ-13 "Катюша", а также артиллерийские и танковые орудия, двигатели и многое другое, без чего была бы невозможна победа над фашизмом.
Но для победы были нужны не только танки, самолеты и артиллерийские орудия. Для нее нужны были сотни километров труб, и Урал был ключевым их производителем. Так, Новоуральский завод дал стране половину от всех труб, созданных во время войны.
Сегодня Урал остается одним из важнейших промышленных регионов России.
На Урале производят свыше 35% российского чугуна, порядка 15% деловой древесины и пиломатериалов, почти 20% бумаги. Кроме того, здесь делают около 40% отечественных металлорежущих станков, экскаваторов, нефтеаппаратуры, химического оборудования и машин для сельского хозяйства.
Загадки Бажова

Одна из самых известных достопримечательностей Урала — Азов-гора, которая находится в восьми километрах от города Полевской. Ее всероссийская популярность связана с писателем Павлом Бажовым. Он писал про пещеру с обвалившимся входом, в которой хранится золотой клад. Бажов описал также стража горы Азовку (Малахитницу) — заколдованную татарскую девушку, проклятую навек охранять клады. На горе есть родник, который в народе называют "Азовкины слезы". Существует множество преданий о том, как Азовка являлась людям. Говорят, что по ночам она зажигает маленький огонек на горе, чтобы напомнить о себе.
Интересно, что в 1940 году на Азов-горе был найден клад IV-II веков до н.э., в котором были птицевидные идолы, зеркало с ручкой и другие предметы. Сегодня эту находку можно увидеть в музее археологии Среднего Урала в Екатеринбурге. По одной из версий, в древности на этом месте было мансийское святилище-жертвенник. Древние люди считали, что фигурки птиц вмещают душу умершего, а потому их захоранивали высоко в горах.
В Полевском есть уникальный музей "Малахитовая шкатулка", открытый в 2019 году. В его коллекции множество экспонатов, связанных с произведениями Павла Бажова. Здесь можно увидеть работы разных мастеров, в том числе статуэтки и куклы, изображающие героев рассказов писателя, первые издания его книг. Здесь есть самая большая и самая маленькая в мире малахитовые шкатулки. Последняя выполнена срезе виноградной косточки. Ее размеры – 2,5 на 3,5 мм.
День 3
Трубы для будущего

Сегодня производство труб остается стратегически важным для России. Их используют в том числе при транспортировке и добыче углеводородов, а от этого напрямую зависит экономика нашей страны.
Синарский трубный завод (входит в Трубную металлургическую компанию) в Каменск-Уральском – одно из ведущих предприятий по производству стальных труб газовой и нефтяной промышленности в России. Продукция предприятия используется в том числе в нефтегазодобыче, машиностроении, атомной энергетике, а потому к ее качеству предъявляются очень серьезные требования.
Управляющий директор СинТЗ, генеральный директор ТМК-ИНОКС Вячеслав Гагаринов
"Наша система прослеживаемости позволяет отследить историю изготовления каждой трубы. Для труб нефтяного сортамента существуют требования нормативной документации, в рамках которых каждой из них присваивается собственный номер. Когда она работает в скважине и после того, как она достается из нее, мы можем понять, как "отработала" эта труба и узнать, как проходил весь процесс ее изготовления от заготовки до конечного продукта".
В 2018 году на заводе была выпущена 35-миллионная тонна труб, при этом спектр выпускаемой продукции постоянно расширяется. За последние годы предприятием было освоено более 100 видов новых труб. Речь идет в том числе о трубах для добычи в экстремальных условиях Арктики, а также устойчивых к коррозии, теплоизолированных и многих других. Продукция СинТЗ поставляется как российским, так и зарубежным потребителям.
Уральский Ревун
Реки Среднего Урала достаточно спокойные, а поэтому порог Ревун рядом с деревней Бекленищева притягивает множество туристов. Свое прозвище он получил неспроста: весной категория сложности повышается со второй до пятой, рев воды слышен за сотни метров отсюда. Именно здесь снимали одну из сцен фильма "Географ глобус пропил".
Кельи под землей

Смолинская пещера — памятник природы областного значения. Протяженность изученных ходов — 890 метров, глубина — более 30 метров.
С ней связано множество легенд. Местные жители говорят, что рядом с пещерой когда-то жил отшельник, а в ее гротах некогда скрывались от погони разбойники. Но достоверно известно лишь, что в ней обитали монахи. В 1890 году в пещере побывал Василий Олесов, который написал для журнала "Записки УОЛЕ" заметку с первым описанием этого места.
В ней он рассказывал о деревянных укреплениях, алтаре и кресте, которые сделали в пещере монахи. По его словам, здесь были кельи, многие из которых создавались искусственно, в глине и камнях были вырезаны ступени. Сегодня многие ходы и гроты сохраняют названия, связанные с религией: "Большая келья", "Дорога в ад", "Фавор", "Рай", "Алтарь", "Небеса".
День 4
Уральские "ласточки"
В городе Верхняя Пышма, в семи километрах от Екатеринбурга, находится уникальное предприятие, где выпускаются одни из самых современных российских поездов "Ласточка". Завод был создан в 2010 году группой Синара и концерном Siemens.
В будущем поезда смогут развивать скорость более 400 километров в час, а значит, из Москвы в Санкт-Петербург можно будет попасть за два часа. Для этого потребуется специально оборудованная железнодорожная линия. Строительство такой дороги между Москвой и Санкт-Петербургом планируется запустить в 2026 году.
Член Совета директоров, владелец и президент Группы Синара Дмитрий Пумпянский
В прошлом году РЖД, компания Siemens, Синара и "Уральские локомотивы" подписали четырехстороннее соглашение о начале разработки поезда с максимальной скоростью в 400 км/час. Это уникальный проект для нашей страны. Мы совместно с инженерно-техническим центром РЖД в Сколково занимаемся разработкой такого поезда. Мы очень надеемся, что разработанный и сертифицированный поезд будет готов в конце текущего десятилетия.
Интересно, что первый созданный в России паровоз был построен в 1833 году отцом и сыном Черепановыми на Выйском заводе в Нижнем Тагиле. "Сухопутный пароход", как тогда называли его в прессе, был способен разгоняться до 16 километров в час и перевозить до 3,3 тонн груза.
Невьянская наклонная башня
В 72 километрах от Верхней Пышмы находится город Невьянск, в котором когда-то зародилась горнозаводская цивилизация. Именно здесь по указу Петра I был основан один из первых на Урале заводов. Датой основания города считается 1701 год, когда был выплавлен первый чугун. Уже в XIX веке Невьянск называли "дедушкой уральских заводов".
Одна из главных достопримечательностей города – Невьянская наклонная башня, построенная в 1721-1725 годах по приказу Акинфия Демидова. Никто точно не знает, почему это строение имеет отклонение от вертикали почти на два метра. По одной из версий, башня начала "падать" после того, как был затоплен подвал. По другой — это ошибка или задумка зодчего.
Интересно, что наклон из-за движения грунта был замечен зодчими в самом начале строительства, а потому нижняя часть башни наклонена сильнее, чем верхняя, потому что строители пытались исправить положение.
В разное время в башне был наблюдательный пункт, колокольня, архив завода, лаборатория и тюрьма. Очень быстро она стала символом города и сегодня изображена на его гербе. Чтобы увидеть ее, в Невьянск каждый год приезжает более 100 тысяч человек.
Былое величие Строгановых
Поселок Билимбай расположен в 60 километрах от Екатеринбурга. Его появление связано с чугунолитейным заводом Строгановых, который был основан в 1733 году. Он появился здесь неспроста: недалеко были месторождения железной руды. По речке Билимбаевке можно было быстро попасть в Чусовую.
Билимбаевский завод в старину считался одним из самых развитых. Здесь была церковь, больница, школа, магазины. После отмены крепостного права мастеровые на собственные средства установили в Билимбае памятник Александру II. Предприятие работало вплоть до 1970-х годов, но сегодня лежит в руинах. Его развалины — объект культурного наследия, памятник промышленной архитектуры Урала.
Станционное здание в Билимбае появилось в конце XIX века и почти в неизменном виде дошло до наших дней. Здесь на вечной стоянке стоит возрожденный энтузиастами паровоз Черепановых.
День 5
Железные караваны
Река Чусовая — одна из главных достопримечательностей Урала. До появления в 1878 году железной дороги она была главной транспортной артерией, по которой с заводов вывозили металл. Каждую весну вместе с половодьем груженые барки шли от пристаней в верховьях Чусовой в Пермь – и далее в центральную Россию. Их называли "железными караванами".
Барка — большое несамоходное плоскодонное судно, которое обычно имело облегченную конструкцию и упрощенные обводы корпуса. И хотя длина таких судов доходила до 64 метров, а грузоподъемность до 1200 тонн, назвать сплав на них по Чусовой безопасным не поворачивается язык.
Никита Юрьев. Проводник
"Что такое барка? Это плот сорок на сорок метров с прибитыми бортами, тупым носом, острой кормой и двумя рулевыми веслами. Караваны были практически неуправляемыми, их несло течением. На изгибе реки в 180 градусов, где стоит 70-метровая скала, был велик шанс, что барка о нее ударится. В среднем разбивалось каждое седьмое судно, гибло 15% людей. В те времена это была очень опасная работа".
Многие барки разбивались о камни, которые в народе называют бойцами. Путешествие было долгим: в Москву купцы попадали только к осени, а в Петербург — на следующее лето с зимовкой в Твери.
Для легких туристических судов Чусовая не представляет опасности, поэтому быстро стала очень популярной. В 1960-е годы был создан всесоюзный туристический маршрут от села Слобода до города Чусового в Пермском крае. Любой желающий мог приехать по путевке, получить необходимое снаряжение и отправиться в поход вместе с группой и инструктором.
Сплав возможен как весной, так и летом, когда уровень воды сильно падает. Многие ездят сюда на рыбалку, но большинство туристов приезжают, чтобы увидеть достопримечательности на берегах легендарной реки.
Старинная деревня на Чусовой
Деревня Слобода основана в 1651 году, намного раньше Екатеринбурга. Река делает здесь петлю и является естественной защитой от нападений. Поэтому на перешейке шириной около двухсот метров и начали селится несколько веков назад крестьяне. Позже здесь появился острог, деревянные мосты, таможенный пост.
Подвесной мост в Слободе — крайне важный объект, потому село находится фактически на полуострове и без него перебраться на другой берег можно только зимой, когда Чусовая скована льдом. С этого моста открывается красивый вид на деревню.
Деревянный храм в Слободе появился еще в XVII веке, одновременно с острогом. Позже на его месте была построена каменная Георгиевская церковь. Он никогда не закрывался, даже во времена советской власти. Слобода была тогда одним из центров духовной жизни: прихожане ехали сюда издалека.
Заброшенный Демидовский завод

Староуткинск находится в 89 километрах от Екатеринбурга. В 1729 году Демидовы создали здесь один из первых металлургических заводов Урала. Сегодня некогда огромное предприятие производит только техническую дробь.
Туристы приезжают сюда посмотреть на руины цехов, которые напоминают о подвиге первопроходцев, создавших в нашей стране металлургическую промышленность.
Уральская "фабрика грез"

Село Каменка на Чусовой — это "уральский Голливуд". Здесь снимали много художественных фильмов Свердловской киностудии и не только. Недавно поселок стал съемочной площадкой для фильмов "Золото" с Сергеем Безруковым и сериала "Угрюм-река".
Одна из главных достопримечательностей Каменки — остатки крепости, которую создала съемочная группа фильма о Семене Дежневе. В этих декорациях снимались также фильмы "Демидовы", "Житие Александра Невского" и многие другие.

Загадки Чусового

Село Чусовое находится на двух берегах одноименной реки. Первыми здесь селились с начала XVIII века старообрядцы, бежавшие на Урал из центральной части империи. Через несколько лет тут появилась верфь, на которой строили барки, плотина. В 1727 году поблизости заработал Шайтанский завод, который занимался переделом чугуна. Предприятие работало вплоть до 1905 года. Сегодня от его руин ничего не осталось.
В центре можно увидеть остатки пристани для барок. Ровные каменные блоки так хорошо подогнаны друг другу, что у любителей альтернативной истории родилась версия о том, что ее выполнил неведомый народ, который жил на этих землях задолго до Демидовых, а промышленники просто приспособили этот объект для своих нужд. Научных подтверждений этой теории не существует.
День 6
Убийство шамана
На Урале есть множество других легенд, и археологические находки говорят о том, что некоторые из них имеют исторические корни.
На правом берегу Чусовой, напротив бывшей деревни Кашка находится Дождевой камень. В камне есть грот, с которым связана загадочная история.
В гроте Дождевого камня экспедиция нижнетагильского археолога Юрия Серикова в 1988 году совершила удивительное археологическое открытие. На входе в пещеру было обнаружено захоронение женщины. Она лежала в вытянутом положении на спине и была обильно посыпана охрой, на костях не было следов насильственной смерти.
В глубине пещеры были останки мужчины, которого убили выстрелом из лука в спину: между позвонков был наконечник стрелы. Богатый инвентарь захоронений говорил о том, что перед учеными шаман и его помощница. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст захоронений составляет около 6,5 тысяч лет.
Никто точно не знает, что именно случилось на Чусовой несколько тысяч лет назад. Ученые предполагают, что группа охотников шла на лодке к святилищу, которое находилось ниже по течению в камне Дыроватом. Отряд попал в засаду и шаман был убит лучником. Обычно для похорон шамана приглашали другого шамана, однако сделать это по каким-то причинам не удалось.
Охотники похоронили мужчину в гроте, предварительно связав, чтобы его душа не покинула место погребения. Помощницу шамана задушили, чтобы не проливать кровь и похоронили на входе в грот. Это также должно было помешать душе шамана покинуть пещеру. Реконструкция и часть предметов из этого захоронения можно увидеть в музее истории и археологии Урала в Екатеринбурге.
Макет шигирского идола
В XIX веке во время работ по добыче золота на Шигирском торфянике в районе современного Кировограда была найдена древнейшая деревянная скульптура, которая получила название Большой шигирский идол. Ее возраст, по данным радиоуглеродного анализа, превышает 12 тысяч лет. Сегодня археологический памятник хранится в краеведческом музее Екатеринбурга, а на левом берегу реки Чусовой в 2014 году энтузиастами была установлена скульптура, которая чем-то напоминает ее.
Знаменитый боец Чусовой

Ниже по течению начинаются самые красивые скалы на этом участке реки: камни Омутной, Дыроватый и Олений.
Омутной — один из самых известных камней Чусовой. Его высота — около 90 метров, общая площадь — порядка 49 га. Река сразу за ним поворачивает на 180 градусов, а потому в старину на нем разбилось множество барок и погибло много людей.
Рядом с Омутным в те времена выступали острые каменные ребра, которые взорвали для безопасности судоходства в 1878 году. Сегодня камень признан ландшафтным памятником Пермского края, сюда приезжает множество туристов, напротив него весь сезон действует палаточный лагерь.
Авроринский прииск
Авроринский прииск появился в 1837 году у реки Мартьян. Здесь добывали платину, месторождения которой были открыты в этой местности еще в 1825 году. В местах, где шла добыча, стали появляться и поселения. Поселок рядом с прииском ныне носит название Уралец.
К середине ХХ века добыча стала падать и в 1953 году прииск был закрыт. Сегодня в затопленные штольни погружаются кейв-дайверы – представители одного из самых опасных видов экстремального спорта. Они смогли обнаружить здесь множество входов в штольни, расположенных в несколько ярусов.
Кейв-дайвер, спелеолог, член РГО, РСС и СГС Сергей Пахотин
"Общая глубина исследованных ходов Авроринского прииска — 18 метров. Это восемь этажей вниз, глубина каждого примерно по два метра. Есть информация о том, что ниже существует еще один уровень. Наша задача — обнаружить его и исследовать".
Особой популярностью у туристов это место пользуется зимой, когда стены штолен красиво покрываются инеем.
Урал — не просто уникальная территория с богатой историей, легендами и прекрасной природой. Несколько веков здесь работают предприятия, без которых невозможно было бы построить города, создать промышленность, защититься от врагов. А потому на Урале хотя бы раз нужно побывать каждому человеку, который интересуется историей своей страны.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала