Рейтинг@Mail.ru
День гидрографа: кто и почему его отмечает - РИА Новости, 21.06.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Морская держава - РИА Новости, 1920, 11.02.2021
Морская держава

День гидрографа: кто и почему его отмечает

© РИА Новости / Анатолий ЕштокинКорабль "Святой Петр" участник международной экспедиции "Русская Америка-250". Он является точной копией корабля "Святой Петр" Витуса Беринга
Корабль Святой Петр участник международной экспедиции Русская Америка-250. Он является точной копией корабля Святой Петр Витуса Беринга - РИА Новости, 1920, 21.06.2021
Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 21 июня — РИА Новости. Ровно 100 лет назад в Монако было основано Международное гидрографическое бюро, позже переименованное в Международную гидрографическую организацию (МГО). Россия не принимала участия в ее создании, однако и в стороне не осталась, так как исследования русских гидрографов начала прошлого века принесли миру наиболее крупные географические открытия этого периода. Историк Сергей Минаев рассказал проекту "Морская держава" о важнейших экспедициях русского флота, связанных с гидрографией.
Гидрографией в Российской империи стали всерьез заниматься при Петре I, хотя водный путь из Европы в Китай на восток – Северо-Восточный проход – искали и до него, еще во времена Ивана Грозного. Но именно Петр начал учреждать специализированные гидрографические экспедиции, в которых участвовали ученые и моряки с багажом научных знаний. В 1724 году он поручил "искать, где Азия сошлась с Америкой", и Витус Беринг отправился в первую Камчатскую экспедицию, в ходе которой нанес на карту 3,5 тысячи километров тихоокеанского берега России, хотя в итоге так и не достиг поставленной цели.
«
"Веками люди искали новые земли и открывали их, создавая таким образом историю великих географических открытий. Но параллельно с этим человечество все больше и больше узнавало о морях и океанах, по которым прокладывало новые пути. В поиске новых водных путей совершались иногда географические открытия – так, Колумб искал кратчайший путь в Китай и Индию, а открыл (совершенно незапланированно) Новый свет. Поэтому география всю свою историю переплетена с гидрографией – наукой о водных путях", – отметил Минаев.
Гидрографы также приносят значительную пользу международной торговле при составлении навигационных карт, ведь большую часть товаров доставляют именно водным путем.

Великая экспедиция

В 1733 году сразу несколько групп общей численностью более 500 человек отправились в разные регионы севера и востока страны – эту экспедицию назвали Великой. Многие из участников оставили свои имена на карте, в том числе Семен Челюскин, открывший северную оконечность Евразии. Объединенными усилиями участников Великой Северной экспедиции была составлена карта Российской империи 1745 года, на которой уже намечен Северный морской путь (СМП) – совершенно непроходимый на судах того времени из-за ледовой обстановки.
© Public domainГенеральная карта Российской Империи из первого официального атласа Российской империи (1745)
Генеральная карта Российской Империи из первого официального атласа Российской империи (1745) - РИА Новости, 1920, 20.06.2021
Генеральная карта Российской Империи из первого официального атласа Российской империи (1745)

От пароходов к ледоколам

Во второй половине XIX века на Север идут первые пароходы, этим машинам в 1872 году удается добраться до Земли Франца-Иосифа. Спустя восемь лет Адольф Норденшёльд смог пройти весь Северный морской путь с запада на восток – но только за две навигации.
"Этот несомненный успех тем не менее не давал надежды на коммерческое использование нового маршрута, ведь торговое судоходство заинтересовано в скорости и надежности, а Норденшёльд не доказал ни того, ни другого", – уточнят Минаев.
По словам историка, его экспедиция заставила руководство России заняться созданием нового класса специализированных судов – ледоколов. Они забираются все дальше на север и восток, справляются со все более сложными льдами, но их возможностей все равно не хватает для проводки по СМП эскадры Балтфлота на Русско-японскую войну. В результате эскадра идет долгим южным путем и сталкивается со свежими силами японского флота в Цусимском проливе.
Одним из "выводов", сделанных после этой катастрофы, стали новые ледоколы "Вайгач" и "Таймыр", а также новая экспедиция – Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана. В 1910 году она выйдет из Владивостока под руководством опытного гидрографа Ивана Сергеева.

"Вайгач" и "Таймыр" уточняют карты

К ней было приковано внимание очень многих стран, преследовавших свои интересы, напомнил Минаев. Для Великобритании открытие СМП для регулярного мореплавания было вопросом сохранения монополии как ведущей мировой торговой державы.
«
"В течение века Лондон собирал блистательную коллекцию узлов мировой торговли и угольных баз – Суэц, Гибралтар, Мальта, Кейптаун, Аден, Занзибар, Сингапур, Гонконг, Цейлон, Фолкленды. И вот в начале XX века Панамский канал добавляет в число контролеров мировой торговли США, а СМП вот-вот добавит Россию. Лондон этим был сильно обеспокоен. Другим странам, напротив, было выгодно разрушение британской монополии", – подчеркнул историк.
С 1910 по 1912 год ледоколы "Вайгач" и "Таймыр" обследуют восточную часть СМП, уточняют карты, измеряют глубины. В следующем году уже под командованием 28-летнего Бориса Вилькицкого экспедиции удается открыть новый архипелаг к северу от мыса Челюскина, названный в честь императора Николая II (c 1926 года – Северная земля). Весь путь удастся пройти только за следующие два года. В 1915 году в Архангельске экипажи судов встречали как героев, но Первая мировая война на время ограничила мирные географические открытия.
"Тем не менее в сентябре 1916 года министерство иностранных дел империи известило другие державы о принадлежности новооткрытых земель и всего побережья СМП России", – рассказывает Минаев.

Две такие разные конференции

Но до конца истории Российской империи в тот момент оставались не годы, а месяцы, напомнил историк. После выхода России из войны весной 1918 года началась интервенция бывших союзников, и британцы взяли под контроль Мурманск и Архангельск, а американцы с японцами – порты Дальнего Востока. Летом 1919 года оба конца Северного морского пути оказались в руках интервентов.
"В этой ситуации в Лондоне собирается конференция, на которую гидрографы победивших Великобритании и Франции пригласили представителей 22 стран. Конференция открылась 24 июля и, как многие другие международные события этого послевоенного времени, увязла в разногласиях. С 1912 года, когда Великобритания была за сохранение собственной монополии, а все остальные – за ее нарушение, изменилось только одно: исчезла Россия. Но в ее отсутствии договориться о будущем Севморпути не вышло: интересы участников не совпадали", – рассказывает Минаев.
Совсем другая политическая ситуация была к моменту второй конференции в 1921 году. Британские надежды на то, что север России удастся удержать под своим контролем (или под контролем лояльного Лондону марионеточного правительства) исчезли, Архангельск и Мурманск от британцев освободили. Россия под властью большевиков выходила из гражданской войны и возвращалась на мировую арену. В этой ситуации возобладал французский проект создания постоянного международного органа по гидрографическим исследованиям, и 21 июня 1921 года в Монако была учреждено Международное гидрографическое бюро, позже переименованное в Международную гидрографическую организацию. В настоящее время в ней числится и Россия.

Останавливаться пока рано

«
"За 100 лет в мире поменялось очень многое. Россия, которая в начале XX века заказывала ледоколы в Великобритании, теперь имеет самый могущественный ледокольный флот мира. Лучшие на сегодняшний день атомные ледоколы проекта 22220 строятся в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе. Суда десятками проходят с помощью ледоколов по СМП за одну навигацию, не за горами и круглогодичное судоходство. Наконец, Великобритания больше не управляет мировой торговлей, а от ее блестящей коллекции остались лишь Гибралтар да Фолкленды", – отметил Минаев.
Но у гидрографов по-прежнему много работы, ведь морское дно является важнейшей кладовой полезных ископаемых, а от эффективного судоходства напрямую зависит мировая торговля. Поэтому Всемирный день гидрографии, установленный в 2006 году ООН, – это праздник многих тысяч людей, причастных к этой непростой, но очень важной для всего человечества профессии.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала