Выйти на пенсию и поехать по миру
Впечатления необычного путешественника
Ольга Цынская
Виктор Охотин называет себя пенсионером и домоседом, но объехал практически весь мир. В интервью РИА Новости он рассказал, почему по Конго путешествовал с охраной, что важно знать, посещая горячие точки, а также о том, как его чуть не съели львы в Танзании.
Лет десять назад у меня появилось много свободного времени.
В голову пришла мысль: каким меня запомнят мои внуки? И подумал: если бы сам был ребенком, гордился бы дедом, объехавшим планету. Ведь сегодня людей, посетивших все страны мира, значительно меньше, чем побывавших в космосе. И вот такое мое тщеславие привело к тому, что мне осталось побывать лишь в шести государствах.
В пандемию трудно планировать, когда смогу продолжить путешествовать.
Хотя в ее начале я смог проехать почти три десятка стран. И надеюсь, что в следующем году закончу эту свою авантюру. К сожалению, не все зависит только от меня. Например, сегодня власти Ливии, где я еще не был, не дают ни под каким предлогом визы для граждан России.
К моменту возникновения у меня этой идеи я уже посетил США, Францию, Италию, Великобританию и некоторые другие европейские страны.
Слетал пару раз на Маврикий. Помню, набралось на тот момент порядка 30 государств. При этом я мало где был в бывшем СССР.
Моя любимая страна — Италия.
И мое сегодняшнее место жительства Монако — это некий компромисс. До Италии рукой подать, и я туда часто езжу — просто на обед или ужин.
В Африке поразила Намибия — там все, чего мы ждем от этого континента.
Есть страны, где Сахара — до горизонта. В Эфиопии или Южном Судане до сих пор живут племенами, как и сотни лет назад. Где-то огромное разнообразие диких животных. Но только в Намибии — все африканские стереотипы из нашего детства.
Однажды в Танзании меня чуть не съели львы.
Мы с гидом случайно очень близко подошли к спящим животным. Метров 20 между нами оставалось, не больше. Хотя обычно хищники предупреждают о себе еще за 100-200 метров. Но в этот раз взрослая львица и два самца, видимо, после удачной ночной охоты, нас проспали. И когда они зарычали, у меня в прямом смысле от ужаса застыла кровь в жилах. К счастью, мне хватило самообладания не побежать, и я услышал шепот моего гида: «Не поворачивайся к ним спиной, тихо отходим!»
Вряд ли смогу забыть поездку по Северной Корее, которая была у меня одной из первых.
Я даже представить не мог, что сегодня есть места, где люди живут, как рыбы в аквариуме — не понимая реалии ни в своей стране, ни за ее пределами. Я родился при Хрущеве. Но даже в СССР не было такой изоляции от внешнего мира, хотя мы были за железным занавесом.
Ощущения при посещении Сирии сильно отличались от того, что я узнал в разных источниках перед поездкой в эту страну.
Сначала меня немного напрягало, когда мой гид спешил сказать окружающим, что привез русского туриста. И только потом я понял, что во многие интересные места меня пускали именно потому, что у меня российский паспорт.
Я побывал практически во всех странах, которые принято называть горячими точками.
Первой была Конго, которая только открылась после долгой изоляции от внешнего мира в 2012 году. Пришлось брать вооруженную охрану, так как нужно было договариваться с местными, поделившими территорию на вотчины.
В Африке небезопасно в Сомали, ЦАР и Южном Судане, некоторых областях Мали, Нигера и Нигерии.
Два раза был в Афганистане. Ездил в Ирак. К счастью, без особых приключений.
Главное — знать, к кому ты приехал, и стараться избегать тех мест, где у принимающей стороны конфликт с соседями.
Также понимать: какой интерес ты можешь для них представлять. Обычно никакой, если не брать во внимание возможность банального грабежа. Но обокрасть могут и в любом мегаполисе вполне благополучной страны.
Наверное, лишь однажды я почувствовал, что ситуация опасная.
Это случилось в Йемене, куда я попал из Омана, договорившись с пограничниками, — на свой страх и риск. Там я встретил ребенка, на вид не старше десяти лет, с пистолетом на поясе. С настоящим, а не игрушечным. Он посмотрел на меня. Ясно, что я для него чужак, выгляжу непривычно. Понимаю, что реакция у ребенка может быть непредсказуемая. Но все хорошо закончилось. У меня улыбка «надевается» на лицо в таких случаях — на автомате. Мальчишка улыбнулся мне в ответ. А потом еще раз, когда мы оба обернулись через несколько шагов.
Я не даю советов начинающим путешественникам. Ведь разные не только страны, но и люди. Кто-то, например, в Варанаси увидит лишь антисанитарию, мусор и туши коров, плывущих по Гангу. Для меня же это одно из самых интересных мест в Индии.
Как говорится, на вкус и цвет товарищей нет.