Рейтинг@Mail.ru
Как получить налоговый вычет за обучение ребенка, супруга и за себя в 2026 году – РИА Новости
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Главная / Налоги

Налоговый вычет за обучение — 2026: как получить, размер, причины отказа

Ребенок на уроке математики  - РИА Новости, 1920, 03.09.2026
Читать ria.ru в
ДзенМАКСTelegram
Оглавление
Одним из самых востребованных социальных вычетов среди россиян остается налоговый вычет за обучение, который позволяет вернуть часть средств, потраченных на получение новых знаний. Какие условия действуют для получения налогового вычета на обучение в 2026 году, кто имеет на него право и как правильно оформить возврат, какие действуют лимиты и в каких случаях можно получить отказ — в материале РИА Новости.
Международный детский центр Артек - РИА Новости, 1920, 04.07.2026
Эксперт рассказал, как получить налоговый вычет за детский отдых

Что такое налоговый вычет за обучение

Налоговый вычет на обучение относится к числу социальных вычетов и фактически представляет собой ту сумму, на которую можно уменьшить величину облагаемого НДФЛ дохода. На практике это означает, что у гражданина появляется возможность вернуть часть уже уплаченного налога за счет расходов на образование. Подробную информацию о таких вычетах можно найти в статье 219 действующего Налогового кодекса РФ.
Получить данный вычет можно не только в том случае, если речь идет о собственном обучение, но и тогда, когда то или иное обучение проходили родные и близкие.
“Важно понимать, что государство не компенсирует стоимость обучения целиком: возвращается именно налог, рассчитанный с суммы, которая принимается к вычету. Поэтому получить больше НДФЛ, чем было фактически уплачено в бюджет, нельзя”, — говорит Айгуль Залегдинова, эксперт по финансовой грамотности и директор по коммуникациям инвестиционной компании АКБФ.
© РИА Новости / Нина Зотина | Перейти в медиабанкБланк налоговой декларации на доходы физических лиц
Бланк налоговой декларации на доходы физических лиц - РИА Новости, 1920, 12.05.2021
Бланк налоговой декларации на доходы физических лиц

Как работает налоговый вычет за обучение

Механизм получения данного налогового вычета достаточно прост. Первое, что необходимо сделать претендующему на него гражданину — это полностью оплатить обучение и получить соответствующий документ от образовательного учреждения (чтобы подтвердить расходы).
Второй шаг — направить в налоговую инспекцию актуальный пакет документов (например, через личный кабинет на официальном портале ФНС) либо оформить вычет через своего работодателя (доступно в течение года).
“Кроме того, для расходов начиная с 2024 года действует упрощенный порядок, если образовательная организация передает сведения об оплате в налоговую”, — добавляет Айгуль Залегдинова.
Если не было допущено никаких ошибок и гражданин действительно имеет право на получение вычета, то после принятия положительного решения налог будет пересчитан, а деньги — перечислены на указанный банковский счет. Второй вариант — из зарплаты заявителя не будут удерживать положенный НДФЛ до тех пор, пока сумма вычета не окажется исчерпанной.

Кто может получить налоговый вычет за обучение

В первую очередь по закону у россиян есть возможность оформить налоговый вычет за собственное обучение (причем вне зависимости от того, в какой форме оно осуществлялось). При этом к потенциальному получателю предъявляются несколько ключевых требований:
  • являться налоговым резидентом (то есть находиться на территории России не менее 183 дней в течение календарного года);
  • платить НДФЛ.
“Если у гражданина нет дохода, который облагается данным налогом (например, если он относится к числу самозанятых граждан, является ИП на спецрежиме, официально признан безработным и так далее), то оформить вычет уже будет нельзя”, — говорит доцент кафедры политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ Наталия Козьякова.
© РИА Новости / Александр Кряжев | Перейти в медиабанкМобильное приложение "Налоги ФЛ"
Мобильное приложение Налоги ФЛ - РИА Новости, 1920, 27.08.2026
Нередко случаи, когда гражданин оплачивает не собственное обучение, а то образование, которое получает другой человек. В данной ситуации также возможно претендовать на получение налогового вычета, однако это возможно лишь в случае с определенными категориями граждан и при соблюдении ряда условий.
Так, получить вычет можно за обучение:
  • собственного ребенка (при очном обучении, если возраст сына или дочери не достиг 24 лет, а все документы об оплате оформлены на заявителя);
  • опекаемого подопечного (также действует для очного обучения, а возраст юного гражданина не должен превышать 18 лет). Данное право в ряде случаев распространяется и на бывших подопечных, которые продолжают учиться очно, до достижения ими возраста 24 лет (даже если опека уже прекращена);
  • родных либо неполнородных сестер или же братьев (при очной форме обучения, если указанные граждане не достигли возраста 24 лет);
  • супруга или супруги (действует с 2024 года, строго очная форма обучения. С 2026 года это можно сделать через упрощенную форму справки об оплате, без подготовки полного пакета документов).
Прочие родственники (к примеру, бабушка или дедушка) рассчитывать на получение данного вычета не могут, даже если оплатили образование для внука или внучки.
“Также вычет не дадут, если обучение было оплачено материнским капиталом или другой бюджетной поддержкой”, — говорит Анна Краевская, юрист по гражданско-правовым вопросам.
В здании Государственной Думы РФ - РИА Новости, 1920, 07.02.2025
В Госдуме рассказали о новой системе налоговых вычетов

За какие образовательные услуги можно получить налоговый вычет

Налоговый вычет на обучение распространяется на очень широкий перечень образовательных услуг. Это может быть оплата школы или детского сада, вуза или колледжа, курсов повышения квалификации или обучения в автошколе, а также разнообразные кружки и секции.
Главное требование, которое предъявляется к образовательной организации (как частной, так и государственной) — это наличие образовательной лицензии. Данное требование закреплено в статье 219 НК РФ.
© РИА Новости / Варвара Гертье | Перейти в медиабанкШкаф с игрушками в детском саду
Шкаф с игрушками в детском саду - РИА Новости, 1920, 27.08.2026
“Для вычета по расходам на обучение в иностранной организации представляется документ, который подтверждает статус данного учреждения, — говорит Дарья Александрова, юрист МГКА “Бюро адвокатов Де-юре”. — При обучении у индивидуального предпринимателя лицензия необходима в том случае, если ИП привлекает педагогических работников. Если предприниматель обучает лично, лицензия не требуется, однако сведения о том, что он осуществляет данную образовательную деятельность, должна быть в ЕГРИП”.

Какая форма обучения дает право на налоговый вычет

Немало вопросов вызывает и то, в какой форме должно осуществляться обучение, чтобы гражданин мог претендовать на получение вычета.
“Форма обучения не имеет значения лишь в том случае, если гражданин оплачивает собственное образование. Подойдёт и очная, и заочная, а также очно-заочная или дистанционная. Для всех остальных категорий (детей и подопечных, братьев и сестер, супруга либо супруги) вычет предоставляется исключительно при очной форме обучения, что должно быть подтверждено справкой из учебного заведения”, — говорит Дмитрий Ермолаев, ведущий эксперт и финансовый директор ИПБ России.
Посетитель снимает наличные в банкомате Сбера - РИА Новости, 1920, 10.07.2026
В Госдуме рассказали, на что можно оформить налоговый вычет в 2026 году
Само по себе дистанционное обучение не накладывает никаких ограничений по получению вычета. Если в договоре указано, что гражданин или его родственник обучается очно, то право на получение вычета сохраняется. Если при дистанционном формате в договоре прописано, что обучение ведется по заочной или очно-заочной форме — будет получен отказ.

Сколько можно вернуть за обучение в 2026 году

Важно понимать, что налоговый вычет не покроет полностью ту сумму, которую гражданин потратил на обучение. Данная мера позволяет вернуть лишь определенную часть уплаченных налогов, а общая сумма, которую можно заявить на вычет, ограничена определенными лимитами. Максимальные размеры расходов, с которых можно оформить вычет, были заметно увеличены с 1 января 2024 года.
“Лимит за собственное обучение, а также в случаях, когда образование получает брат, сестра либо законный супруг, равен 150 000 рублей в год. Причем в данную сумму включены и другие расходы, например, за лечение и фитнес, — объясняет налоговый эксперт Надежда Лемутова. — Лимит за обучение детей — 110 000 рублей на каждого ребенка. То есть семья с двумя детьми может получить вычет за обучение стоимостью 220 000 рублей, распределив между супругами в любой пропорции. Например, муж — 180 000 рублей, а его супруга — 40 000 рублей”.
“То есть в том случае, если родители оплатили очное обучение ребенка на 160 000 рублей, в вычет попадут только 110 000 рублей”, — обращает внимание преподаватель кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ Тамара Евсюкова.
© РИА Новости / Пелагия Тихонова | Перейти в медиабанкОбразовательная акция "Тотальный диктант"
Образовательная акция Тотальный диктант - РИА Новости, 1920, 27.08.2026
Образовательная акция "Тотальный диктант"
На величину сумма возврата влияет и размер той ставки НДФЛ, по которой налог удерживается с доходов гражданина.
С 2025 года в России действует прогрессивная шкала НДФЛ, состоящая из пяти ступеней:
  • ставка 13% — если доходы гражданина составляют до 2,4 миллиона рублей в год;
  • ставка 15% — доходы за год от 2,4 до 5 миллионов рублей;
  • ставка 18% — доходы от 5 до 20 миллионов рублей за год;
  • ставка 20% — доход за год составляет от 20 до 50 миллионов рублей;
  • ставка в размере 22% — для доходов свыше 50 миллионов рублей в год.
“Формула расчета проста: берется подтвержденная сумма расходов (которая не должна превышать установленный лимит) и умножается на ставку НДФЛ, по которой облагался доход в том конкретном году. Чем выше ставка, тем больше денег вернет государство”, — говорит Наталия Козьякова и предлагает наглядную таблицу по расчету вычета с действующими максимальными лимитами.
Максимальный размер вычета в зависимости от ставки НДФЛ

Размер ставки НДФЛ

Максимальный вычет при лимите в 150 000 рублей

Максимальный вычет при лимите в 110 000 рублей

13%

19 500 рублей

14 300 рублей

15%

22 500 рублей

16 500 рублей

18%

27 000 рублей

19 800 рублей

20%

30 000 рублей

22 000 рублей

22%

33 000 рублей

24 200 рублей

“При расчетах учитывается та ставка, которая реально действовала в году оплаты обучения. Даже если на текущий момент доход облагается налогом под 22%, для расчета величины вычета за 2024 год будет использоваться именно та ставка, которая применялась к вашему доходу тогда”, — поясняет эксперт.

Какую сумму можно вернуть за обучение

Рассмотрим несколько примеров расчетов величины налогового вычета в зависимости от величины доходов гражданина и действующей для него ставки НДФЛ. Каждый из них подробно раскрывает Дарья Александрова.
Например, гражданин потратил на собственное обучение в 2025 году 190 000 рублей. Его официальный доход за год составил 800 000 рублей, а значит, был уплачен НДФЛ в размере 104 000 рублей (по ставке 13%). Лимит расходов в данном случае составляет 150 000 рублей. Соответственно, величина возврата для него составит 19 500 рублей (150 000 × 13%).
“Рассмотрим и другой пример, на этот раз — с обучением ребенка. Допустим, вы потратили на это в 2025 году 80 000 рублей. Ваш доход при этом составил 600 000 рублей, размер НДФЛ — 78 000 рублей, — разъясняет эксперт. — Так как лимит на ребенка равен 110 000 рублей (сумма расходов его не превышает), то размер вычета составит 10 400 рублей (расчет: 80 000 × 13%)”.
Рассчитаем размер налогового вычета и для более высокой ставки НДФЛ. Если годовой доход гражданина составляет 3 000 000 рублей, то с суммы в 2 400 000 рублей он платит НДФЛ по ставке 13% (то есть 312 000 рублей), а с оставшихся 600 000 рублей — по ставке 15% (90 000 рублей). При условии, что на обучение гражданин потратил 150 000 рублей, величина полагающегося ему вычета составит 22 500 рублей (150 000 × 15%).
© РИА Новости / Александр Кряжев | Перейти в медиабанкРабота инспекции Федеральной налоговой службы РФ
Работа инспекции Федеральной налоговой службы РФ   - РИА Новости, 1920, 22.04.2024
Работа инспекции Федеральной налоговой службы РФ

За какой период можно получить налоговый вычет

По закону получить налоговый вычет за обучение можно за три года, которые предшествуют моменту подачи соответствующего заявления. “То есть в 2026 году можно заявить расходы на обучение за 2023, 2024 и 2025 годы. При этом для расходов 2023 года действуют прежние лимиты: 120 000 рублей суммарно по всем социальным вычетам и 50 000 рублей — на обучение ребенка. Также необходимо помнить, что неиспользованный остаток на следующий год не переносится”, — отмечает доцент кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ Наталья Назарова.
Не менее важный момент — когда была внесена плата за обучение. “Социальный вычет относится к тому налоговому периоду, в котором человек фактически оплатил обучение. Если многолетнее обучение оплачено одной суммой сразу, вычет относится к году оплаты. Распределить эту сумму по последующим годам нельзя, — акцентирует внимание Айгуль Залегдинова. — Например, если обучение продолжительностью 3 года и общей стоимостью 300 000 рублей была оплачено одним платежом, то в первый год учитывается только установленный лимит — 150 000 рублей. Если же платить по 100 000 рублей ежегодно, расходы можно учитывать в каждом соответствующем году”.
Налоговая декларация - РИА Новости, 1920, 25.08.2026
Россияне могут получить налоговый вычет за благотворительность

Какие документы нужны для оформления вычета

“Образовательный” вычет не требует внушительного пакета справок и копий договоров, однако ряд бумаг все же необходимо подготовить. При этом точный перечень документов будет отличаться в зависимости от того, на какой временной промежуток приходится вычет: до или после 1 января 2024 года.
Так, в отношении расходов, которые приходятся на период до начала 2024 года, действует старый пакет документов. Он включает:
  • заполненную декларацию 3-НДФЛ;
  • договор, который гражданин заключил с образовательной организацией;
  • документы, подтверждающие оплату обучения (чеки, квитанции и другие);
  • копия лицензии образовательного учреждения (в том случае, если сведения о ней не отражены в представленном договоре);
  • бумаги, которые помогут подтвердить родство/опекунство в том случае, если вычет получается на обучение предусмотренных законом родственников или подопечных;
  • справка, в которой указано, что обучение проходило в очной форме (также необходимо в случае, если речь идет об обучении ребенка, брата или сестры, а в представленном договоре нужные сведения не отражены);
С 1 января 2024 года для россиян действует заметно более упрощенный порядок оформления налогового вычета. Ключевым документом отныне является справка об оплате образовательных услуг, форма которой закреплена в приказе ФНС России от 18.10.2023 № ЕД-7-11/755@. Фактически можно сказать, что такая справка заменяет актуальный прежде перечень документов.
Но даже без этого документа можно обойтись в том случае, если образовательная организация либо ИП напрямую передали в налоговую информацию о расходах гражданина на получение нужного ему (или его близкому человеку) образования.
Бланк налоговой декларации - РИА Новости, 1920, 27.08.2026

Как получить налоговый вычет за обучение

Законом предусмотрены несколько способов оформить и получить необходимый вычет. В зависимости от желания и возможностей конкретного гражданина сделать это можно:
  • через работодателя
Одно из главных преимуществ такого варианта, который доступен всем официально трудоустроенным россиянам — не придется дожидаться конца года, чтобы обратиться за вычетом. Для этого потребуются документы (для подтверждения расходов на обучение), которые нужно представить в ФНС. Сотрудники инспекции в течение 30 календарных дней должны будут принять решение, и, если оно окажется положительным, то соответствующее уведомление будет направлено на место работы заявителя. А уже эту бумагу нужно представить в бухгалтерию, чтобы с зарплаты перестали удерживать НЛФЛ вплоть до того момента, как сумма вычета окажется исчерпанной.
  • через налоговую инспекцию
Если гражданин оплатил обучение до 2024 года или образовательная организация по какой-либо причине не передала информацию сотрудникам инспекции, гражданин может обратиться в ФНС за вычетом самостоятельно. Для этого придется собрать необходимые документы, заполнить декларацию 3-НДФЛ (данная функция доступна, к примеру, в личном кабинете на официальном сайте ФНС, куда также можно прикрепить и копии собранных бумаг) и дождаться успешного завершения камеральной проверки (она может занимать до 3 месяцев). Результат — деньги перечислят на банковский счет.
  • через Госуслуги
Подать заявление на получение вычета при помощи портала госуслуг возможно с 2025 года. Для этого в разделе “Штрафы. Налоги” стоит найти услугу “Получение налогового вычета”, изучить справочную информацию и заполнить онлайн декларацию 3-НДФЛ. Статус заявления и финальный результат при таком способе подачи будет отражен в личном кабинете.
  • воспользовавшись упрощенным порядком
“Первый шаг — это оплата обучения картой или переводом. После этого лицензированные учебные заведения сами передают сведения об оплате в налоговую службу, в итоге в Личном кабинете налогоплательщика появляется предзаполненное заявление. Обычно это происходит до 20 марта года, следующего за годом оплаты, — говорит Надежда Лемутова. — Гражданину остается только проверить сумму и нажать кнопку “Подписать”, указав реквизиты карты “Мир”. Деньги придут в течение нескольких дней”.
Как получить налоговый вычет при покупке участка - РИА Новости, 1920, 16.06.2026
Как получить налоговый вычет при покупке участка: пошаговая инструкция

Почему могут отказать в налоговом вычете

Далеко не всегда процесс оформления налогового вычета за обучение завершается положительным решением. Поводом для отказа могут стать:
  • ошибки и неточности, допущенные в документах (к примеру, неверно указанные личные данные или опечатки в реквизитах образовательного учреждения и так далее);
  • проблемы с конкретной образовательной организацией (отсутствие необходимой лицензии или завершение срока ее действия). К слову, наличие данной лицензии, по словам экспертов, можно проверить в реестре Рособрнадзора;
  • нарушение условий получения вычета (гражданин пропустил установленный срок подачи документов, неверно выбрал налоговый орган, его родственник получал образование заочно и так далее);
  • отсутствие НДФЛ за тот год, в котором гражданин претендует на получение вычета;
  • расходы на обучение были оплачены из средств материнского капитала;
  • заявитель не относится к числу налоговых резидентов страны;
  • обучение оплатил не сам заявитель, а иное лицо.

Что делать, если в налоговом вычете отказали

Получив отказ в предоставлении вычета, важно понять, по какой именно причине это произошло.
“По завершению камеральной проверки налоговый инспектор формирует акт, в котором и указывает недочеты. Ошибки в декларации можно исправить и подать уточняющую декларацию. Недостающие документы можно дослать в течение месяца”, — говорит Тамара Евсюкова.
В том случае, если гражданин уверен, что в получении вычета ему отказали без веских на то оснований, он вправе подать жалобу в вышестоящий налоговый орган, а при отсутствии желаемого результата — в суд.
“На практике я бы рекомендовала сначала проверить четыре вещи: год оплаты, сумму расходов, форму обучения и статус образовательной организации. Именно эти параметры чаще всего определяют, возникает ли право на вычет”, — добавляет Айгуль Залегдинова.

Часто задаваемые вопросы о налоговом вычете за обучение

Собрали наиболее актуальные вопросы, касающиеся получения налогового вычета за обучение, и ответы экспертов на них.

Можно ли вернуть именно 13% от расходов на обучение

“Да, такое возможно в том случае, если именно по данной ставке был уплачен НДФЛ”, — говорит Анна Краевская. Но и в этом случае будет действовать установленный лимит, а также учитываться сумма фактически уплаченного гражданином налога.

Можно ли получить налоговый вычет за обучение в автошколе

“Да, если конкретная образовательная организация соответствует всем установленным законом требованиям”, — отвечает Наталья Назарова.
Автошкола - РИА Новости, 1920, 02.06.2026
Эксперт назвал условие для зачисления подростка в автошколу

Можно ли получить налоговый вычет за супруга

“Да, это возможно для расходов, начиная с 2024 года. При этом обучение супруга должно проходить очно”, — говорит Айгуль Залегдинова.

Распространяется ли налоговый вычет на дистанционное обучение

Если гражданин учился сам и претендует на вычет — форма, в которой проходило данное обучение, значения не имеет. Если речь идет о родственниках, формат занятий может быть дистанционным, но при этом само обучение должно быть только очным.

Сколько раз можно получать вычет

Соответствующий вычет россияне вправе получать ежегодно и без ограничения по количеству лет, как отмечает Дмитрий Ермолаев. Но при этом — строго в пределах установленных законом лимитов.

Могут ли ИП и самозанятые получить вычет

“Только в том случае, если у них есть доход, облагаемый НДФЛ по обычной ставке (например, ИП на общей системе или дополнительный доход по трудовому договору). Индивидуальные предприниматели на УСН и самозанятые на НПД такой возможности не имеют, поскольку НДФЛ они не платят”, — также объясняет Дмитрий Ермолаев.
© Shutterstock/FOTODOM / Beliakina EkaterinaДевушка считает деньги
Девушка считает деньги - РИА Новости, 1920, 27.08.2026
Девушка считает деньги

Главное о налоговом вычете за обучение

Налоговый вычет за обучение относится к числу вычетов социальных и по сути позволяет вернуть часть тех денег, которые гражданин потратил как на собственное образование, так и на обучение близких родственников.
Для получения вычета ряд требований предъявляется как к самому получателю (например, заявитель должен быть налоговым резидентом страны), так и к той организации, в которой проходило обучение (наличие лицензии и так далее).
“Образовательный” налоговый вычет распространяется на самые разные образовательные услуги: от детского сада до колледжа, от автошколы до курсов повышения квалификации. Форма обучения при этом значения не имеет, если гражданин намерен получить вычет за собственное образование. Если право на вычет ему обеспечивает оплата образование для близких или родственников, то учиться они должны только очно.
Лимиты, установленные по закону, для указанных выше категорий также различаются. 110 000 рублей за год — максимальная сумма расходов на каждого ребенка, 150 000 рублей за тот же период — во всех остальных случаях. Получить вычет можно за три года, предшествующих подаче заявления.
Обратиться за вычетом можно как непосредственно через ФНС, так и на портале Госуслуг, через работодателя или в упрощенном порядке.
Деньги - РИА Новости, 1920, 22.08.2026
Экономист рассказала, кто может получать налоговые вычеты на детей
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала