Рейтинг@Mail.ru
Алексей Рыбников: "У нас культ исполнителя, а о композиторах забывают" - РИА Новости, 11.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство - РИА Новости, 1920, 16.04.2019
Культура

Алексей Рыбников: "У нас культ исполнителя, а о композиторах забывают"

Алексей Рыбников - РИА Новости, 1920, 11.05.2021
Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 11 мая — РИА Новости, Ольга Распопова. На сцене театре Et Cetera готовятся к премьере оперы-драмы "Le Prince Andre. Князь Андрей Болконский". Постановку по мотивам романа "Война и мир" представляет композитор Алексей Рыбников, автор музыки к рок-операм "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" и "Юнона и Авось", а также к советским фильмам "Усатый нянь", "Про Красную Шапочку" и "Буратино". В интервью РИА Новости он рассказал, почему не любит мюзиклы, как меняется публика в зале и что опасного в искусственном интеллекте.
— Почему из всех персонажей "Войны и мира" вам ближе всего Андрей Болконский?
— Для оперы очень важна драматичность, острота судьбы, градус переживаний — за этим интереснее всего наблюдать зрителю. В этом плане князь Андрей более интересная фигура, чем, скажем, Безухов, потому что первый — цельный во всех проявлениях, бескомпромиссный в любви. В романе именно Болконский с самого начала стал моим любимым героем.
Но вообще у Толстого можно делать оперы о разных персонажах, и это будут полноценные произведения, настолько у него все характеры многогранные.
— Первое название звучало как "Живые картины времен Александра I и Наполеона". Почему от него отказались?
© предоставлено пресс-службой

Спектакль "Le Prince Andre. Князь Андрей Болконский" Алексея Рыбникова.

Спектакль Le Prince Andre. Князь Андрей Болконский Алексея Рыбникова

Спектакль "Le Prince Andre. Князь Андрей Болконский" Алексея Рыбникова.

1 из 2
© Фото : предоставлено пресс-службой Театра Алексея Рыбникова

Репетиция оперы-драмы "Le Prince Andre. Князь Андрей Болконский".

Репетиция оперы-драмы “Le Prince Andre. Князь Андрей Болконский”

Репетиция оперы-драмы "Le Prince Andre. Князь Андрей Болконский".

2 из 2

Спектакль "Le Prince Andre. Князь Андрей Болконский" Алексея Рыбникова.

1 из 2

Репетиция оперы-драмы "Le Prince Andre. Князь Андрей Болконский".

2 из 2
— У нас ведь не реконструкция исторических событий, хотя будут в тексте и отрывки из мемуаров Бонапарта, и манифест русского императора. Как известно, Толстой оперу и драму не любил. А мне захотелось убедить Льва Николаевича в том, что можно спеть его слова — у нас не стихи, а прозаические отрывки из "Войны и мира" — и они будут звучать естественно.
— Жанр Le Prince Andre вы определяете как "опера-драма". Почему не мюзикл?
— Мюзикл вообще не мой жанр — это, знаете, такая оперетта XX века. Там нет драматургии: поговорили-потанцевали и снова по кругу. Ни одного мюзикла за свою жизнь я не написал! У меня именно опера-драма, потому что это опера с вплетенными элементами драматического представления.
© Фото : предоставлено пресс-службой Театра Алексея РыбниковаРепетиция оперы-драмы "Le Prince Andre. Князь Андрей Болконский"
Репетиция оперы-драмы “Le Prince Andre. Князь Андрей Болконский” - РИА Новости, 1920, 29.04.2021
Репетиция оперы-драмы "Le Prince Andre. Князь Андрей Болконский"
— Вы говорили, что мюзикл — это шампанское с пирожными, рок-опера — водка с черным хлебом. А что же тогда опера-драма?
— Полноценный обед! С первым, вторым и десертом: в качестве последнего, наверное, выступает московский театр "Новый балет", участвующий в нашей постановке. Ну а "водка с черным хлебом" — это батальные сцены, у нас будет и Бородино, и Аустерлиц. А на их фоне — история большой, но неудавшейся любви Андрея и Наташи.
— Актеры поют в разных стилях: это и барокко, и оперное пение, и народное, и даже рэп. По-вашему, будущее за такими многожанровыми постановками?
— Мне кажется, современному зрителю наскучат проекты, замкнутые в рамках одного жанра. Им ближе представление, в котором соединено несколько форматов — просто потому, что восприятие у нас изменилось. Из-за развития техники и соцсетей мы спокойно воспринимаем сразу несколько источников информации.
© предоставлено пресс-службой\SAFONOVA LUCYСпектакль "Le Prince Andre. Князь Андрей Болконский" Алексея Рыбникова
Спектакль Le Prince Andre. Князь Андрей Болконский Алексея Рыбникова - РИА Новости, 1920, 29.04.2021
Спектакль "Le Prince Andre. Князь Андрей Болконский" Алексея Рыбникова
— У Le Prince Andre долгая история?
— Да, какие-то эскизы были около десяти лет назад. Но потом работу над произведением я остановил, занимался другими проектами. А ровно год назад представился случай оперу доработать: я на два месяца отключился от мира из-за пандемии.
— Получается, вы один из тех редких людей, которые плодотворно провели карантин.
— Думаю, любому художнику затворничество, пусть даже и вынужденное, должно пойти на пользу.
— Есть ли другие произведения, которые тоже ждут своего часа?
— Три игровых фильма — откладываем премьеру, пока не закончится пандемия, потому что зрители пока не очень охотно идут в кино. Надеюсь на следующий сезон!
© РИА Новости / Владимир Федоренко | Перейти в медиабанкКомпозитор Алексей Рыбников в студии звукозаписи, 1996 год
Композитор Алексей Рыбников в студии звукозаписи, 1996 год  - РИА Новости, 1920, 29.04.2021
Композитор Алексей Рыбников в студии звукозаписи, 1996 год
— Вы в свое время писали много музыки для кино. Не планируете вернуться к этому?
— Нет, пожалуй, хватит, теперь только личные проекты. Мне интересно воплощать собственные идеи, а не озвучивать чужие.
— В интервью вы как-то сказали: "Народ не очень связывает музыку с моим именем, это такой исторический казус". Как так получилось?
— Мою музыку слышали, знают, но просто не интересуются, кто автор. Мне кажется, всеобщее пренебрежение к композитору происходит из-за культа исполнителя. Почему-то считается, что певец важнее, хотя он может вообще не понимать произведение, которое исполняет. Вот на Западе больше принято работать над личным брендом, чем у нас. Я пытаюсь сейчас этот факт исправить, буду выпускать именные альбомы.
— Мне кажется, вас все же знают как создателя рок-оперы "Юнона и Авось".
— Сейчас, возможно, да. Но для большинства это по-прежнему спектакль Ленкома, и зрители вспомнят имена актеров и режиссера, но не композитора. А я, автор музыки, на афише там значился где-то между сценографом и художником по костюмам.
© РИА Новости / Владимир Федоренко | Перейти в медиабанкСцена из спектакля "Юнона и Авось", рок-оперы композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского
Сцена из спектакля Юнона и Авось, рок-оперы композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского - РИА Новости, 1920, 29.04.2021
Сцена из спектакля "Юнона и Авось", рок-оперы композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского
— Как вам кажется, современной публике ближе сложные электронные инструменты или, напротив, старый добрый симфонический оркестр? Ведь полные залы, причем молодежи, собирает, скажем, Теодор Курентзис.
— Будущее не за отдельными инструментами или стилями, а за талантами и гениями. В музыке сейчас — эпоха расставания с постмодернизмом, и в XXI веке возможно сосуществование всего — так зачем чем-то одним ограничиваться? Напротив, нужно использовать весь накопленный опыт. Неинтересное само собой отсеется, а лучшее продолжит развиваться. Курентзис, кстати, прекрасно сыграл мою Пятую симфонию, тогда как Шестую — маэстро Гергиев.
— Представляю, какие это эмоции — услышать, как твое произведение играют дирижеры такого уровня!
— Но и им-то тоже счастье исполнить не почивших классиков, а композитора, который сидит в зале. Причем написанное специально для дирижера и в первый раз.
© РИА Новости / Владимир Федоренко | Перейти в медиабанк

Композитор Алексей Рыбников с сыном Дмитрием, 1996 год.

Композитор Рыбников с сыном

Композитор Алексей Рыбников с сыном Дмитрием, 1996 год.

1 из 3
© РИА Новости / Владимир Федоренко | Перейти в медиабанк

Композитор Алексей Рыбников с дочерью Анной во время репетиции, 1995 год.

Композитор Алексей Рыбников с дочерью

Композитор Алексей Рыбников с дочерью Анной во время репетиции, 1995 год.

2 из 3
© РИА Новости / Владимир Федоренко | Перейти в медиабанк

Поэт Андрей Вознесенский и композитор Алексей Рыбников после окончания шестисотого спектакля "Юнона и Авось", 1995 год.

Андрей Вознесенский и Алексей Рыбников после окончания шестисотого спектакля Юнона и Авось

Поэт Андрей Вознесенский и композитор Алексей Рыбников после окончания шестисотого спектакля "Юнона и Авось", 1995 год.

3 из 3

Композитор Алексей Рыбников с сыном Дмитрием, 1996 год.

1 из 3

Композитор Алексей Рыбников с дочерью Анной во время репетиции, 1995 год.

2 из 3

Поэт Андрей Вознесенский и композитор Алексей Рыбников после окончания шестисотого спектакля "Юнона и Авось", 1995 год.

3 из 3
— А публика меняется?
— Да, и к лучшему. Ей хочется настоящего. И тратить деньги на "хунвейбинов", которые просто хотят "сбросить с парохода современности" все старое, не заменив его ничем стоящим, зрители долго не будут. Они возвращаются к классике, которая вызывает глубокие и сильные переживания.
— Как вы относитесь к музыкальным сервисам, которые автоматически слушателям подбирают музыку? Покупаешь подписку — и слушай готовый плейлист. Удобно?
© РИА Новости / Борис Ушмайкин | Перейти в медиабанкКомпозитор Алексей Рыбников и певец Геннадий Трофимов
Композитор Рыбников и певец Трофимов - РИА Новости, 1920, 29.04.2021
Композитор Алексей Рыбников и певец Геннадий Трофимов
— Это скорее трагично и грустно. Мне кажется, пользуются ими те, кто не хочет себя напрягать, не желает сам искать, думать. Все перекладываем со своего интеллекта на искусственный. Разве это хорошо? И ведь сейчас эта модель не только на музыку распространяется, но и на отношения. Хочешь найти себе пару — загружаешь свои пожелания в приложение. И все тебе выдается в готовом виде. Напоминает антиутопию.
— Зато экономит время, потраченное на попытки и поиски.
— Ну это — если бы вам доктор прописал зарядку, а вы бы наняли робота, который за вас делает эти упражнения. Чтобы "время сэкономить". Музыка и искусство сделаны не только для того, чтобы их "потреблять", нужно еще потратить усилия на поиск того, что вам нравится. Так тоже развивается сознание.
© РИА Новости / Екатерина Чеснокова | Перейти в медиабанкКомпозитор Алексей Рыбников перед церемонией награждения лауреатов премии "Золотой орел" в Москве
Композитор Алексей Рыбников перед церемонией награждения лауреатов премии Золотой орел в Москве - РИА Новости, 1920, 29.04.2021
Композитор Алексей Рыбников перед церемонией награждения лауреатов премии "Золотой орел" в Москве
— А мода на винил и кассеты — тоже тревожный знак?
— Как раз хорошая тенденция: назад к прежнему "теплому" звуку. Это носители, к которым возвращаются, когда устают от цифровой неосязаемой музыки.
— В вашей автобиографии "Коридор для слонов" вы пишете: так как по восточному гороскопу вы Петух, то всегда "находите в себе силы взлетать снова, даже будучи почти ощипанным". Как же сохранять этот оптимизм?
— Без умения не падать духом сейчас вообще никуда, учитывая, какие жизнь нам преподносит сюрпризы. Так что, поверьте, оно уже у всех нас есть, врожденное. Ведь в нас изначально заложено столько сил, тепла и энергии! Просто нужно научиться не забывать об этом.
Валерия Ланская - РИА Новости, 1920, 27.04.2021
Валерия Ланская: "Меня дико бесят халтурщики"
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала