Рейтинг@Mail.ru
Алексей Пузаков: духовная музыка лечит душу и всегда помогает - РИА Новости, 05.04.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство - РИА Новости, 1920, 16.04.2019
Культура

Алексей Пузаков: духовная музыка лечит душу и всегда помогает

© Фото : Московский Синодальный Хор Художественный руководитель Московского Синодального хора, заслуженный артист России Алексей Пузаков
Художественный руководитель Московского Синодального хора, заслуженный артист России Алексей Пузаков - РИА Новости, 1920, 05.04.2021
Читать ria.ru в
Великопостный хоровой фестиваль, посвященный в этом году 300-летию Московского Синодального хора, стартует в Москве в понедельник. О вековых традициях, петровских реформах и современных реалиях духовной музыки корреспондент РИА Новости Анна Горбашова поговорила с художественным руководителем Московского Синодального хора, заслуженным артистом России Алексеем Пузаковым.
– В этом году ваш хор отмечает 300-летие, дата впечатляющая для музыкального коллектива, какие он претерпел изменения за три века?
– До образования хора указом Петра первого в 1721 году, он назывался Хор Патриарших певчих дьяков и был хорошо известен еще в допетровские времена. Отмечая дату 300-летия хора, мы обращаемся к тому времени, когда происходили реформы Петра Великого, и одна из них – это упразднение Патриаршества и учреждение Святейшего Правительствующего Синода. Тогда же хор был переименован в Синодальный. В те времена хор состоял только из мужских голосов, но уже в 18 веке он стал расширяться, появились детские голоса, пели мальчики, которые исполняли партии дискантов и альтов, так как уже в эпоху стиля барокко были созданы партитуры, которые исполнялись большим составом голосов. Наивысшего расцвета хор достиг во второй половине 19 века – начале 20 века, когда с ним работали выдающиеся регенты, такие как Степан Смоленский, Василий Орлов, Николай Данилин, а также композиторы, которые писали духовную музыку специально для Синодального хора. После революции, когда хор был упразднен, многие преподаватели и певчие продолжили свои труды в Московской консерватории и в тех хорах, которые тогда еще действовали. И преемственность дореволюционных традиций сохранилась вплоть до нашего времени.
– Традиция Великопостного фестиваля, который в этом году посвящен вашему коллективу, также восходит к 18 веку?
– Да, в 18 веке, когда светская жизнь и развлечения ограничивались во время поста, многие люди испытывали потребность во встречах с музыкой, поэтому стали проводиться специальные концерты духовной музыки, которые проходили вне богослужения, но тем не менее сохраняли зерно благочестия. Сегодня спектр культурной жизни России огромен, но, тем не менее, потребность в высокой духовной музыке сохраняется и актуальна и в наши дни.
Открытие II Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви. Москва, храм Христа Спасителя , 24 октября 2019 года (фото пресс-службы Русской православной церкви)
Патриарший хоровой фестиваль впервые соберет певчих из всех епархий РПЦ
Мы стараемся развиваться и думать о будущем, потому что хоровая культура – это один из наших национальных символов и объединяющих начал. В России всегда пели – от рождения до погребения, хоровое пение сопровождало все радостные и печальные события. Человек живет не только бытовыми проблемами, его душа находится в развитии и в поиске, а духовная музыка помогает в этом.
– Сколько сейчас человек поет в хоре, выступают ли они с другими коллективами, на оперных и театральных сценах?
– Сейчас у нас в общем составе около 80 человек, и что нас связывает с дореволюционным Синодальным хором, это то, что у нас есть три ступени участия: детский состав, молодежный и взрослый составы – как это было до революции. Но до революции пели только мужчины и мальчики. Уже последующие события и жизнь духовной музыки показали, что участие женщин в богослужении необходимо по многим причинам. И в силу того, что многие священники и регенты подвергались репрессиям в советские годы, в предвоенное и в военное время в храмах пели в основном женщины, и сегодня мы уже не можем обойтись без их голосов.
Синодальный хор сегодня – это живой организм, творческий коллектив, который объединяет людей, любящих духовную музыку. Конечно мы не оторваны от современной жизни, многие наши хористы поют не только в церковных, но в различных светских коллективах. Певцы участвуют в разных ансамблях, хоровых составах, они имеют широкий творческий диапазон. У нас есть певчие, которые поют в хоре театра Новая опера, например.
Концерт Московского синодального хора в Вене. 3 декабря 2018 - РИА Новости, 1920, 08.12.2020
Фестиваль духовной музыки "Путешествие сквозь века" повторят в 2021 году
– Если говорить лично о вас, как вы пришли к регентству?
– С 18 лет я профессионально работаю как регент, так сложилась моя судьба. Когда мне было 16 лет, отец привел меня в храм "Всех скорбящих радость" на Большой Ордынке. В 1982 году хором храма управлял выдающийся регент Николай Васильевич Матвеев, который сохранял традиции дореволюционного Синодального хора, его я считаю своим учителем. Я в этот храм сразу попал на обучение и церковному пению, и церковному чтению, и участию в богослужениях. Когда я прошел уже определенный путь, стал постепенно управлять – сначала малым составом хора, потом левым хором храма. Эта практика осталось со мной как основа моего дальнейшего творчества.
– Какие произведения составляют основу репертуара вашего хора?
– Это не только духовная музыка, но и музыка, которую можно условно назвать светской, но она все равно обращена к религиозным традициям, как например музыка Баха или музыка нашего современника митрополита Илариона (Алфеева). Главное, чтобы подлинная музыка оставалась сакральной. Она может не обязательно звучать в стенах храма, но всегда говорит о божественном, о вечном, о высоком.
– Ситуация с коронавирусной инфекцией сказалась как-то на деятельности хора, внесла коррективы в гастрольные планы коллектива?
– Конечно, сейчас отсутствуют гастроли за рубежом. Мы с большой радостью побывали во многих странах, можно долго перечислять в каких, участвовали в программах "Русских сезонов", и даже в течение последнего года, когда границы были закрыты. На протяжении многих лет мы дружим и сотрудничаем с Папским хором Сикстинской капеллы Ватикана. И мы очень надеемся, что в конце этого года, в декабре, у нас получится встретиться в Италии в городе Бари и вместе выступить в базилике Святителя Николая Чудотворца.
Сейчас многое трудно планировать, но пока у нас предполагается несколько поездок по России: это Орловская область, осенью рассчитываем выступить в филармонических залах в Ярославле, Вологде и Череповце.
Пасхальный концерт Московского Синодального хора Путь к Пасхе - РИА Новости, 1920, 19.04.2012
Пасхальный концерт Московского Синодального хора "Путь к Пасхе"
– Гипотетически, если бы предложили на выбор для выступления любую площадку в мире, где бы хотели спеть?
– Мы очень любим выступать в Италии – в Риме, Милане, в немецких городах. Хотелось бы вернуться в прекрасный собор Гауди "Саграда фамилия" в Барселоне, где мы выступали несколько лет назад. И, конечно, спеть в Нотр-Дам де Пари, когда представится такая возможность.
– Ваш хор выступал не только за рубежом, но и в российских хосписах для тяжело больных людей, сегодня подобная деятельность в силу эпидемиалогических обстоятельств невозможна?
– Это была инициатива наших певчих, чтобы проявлять какое-то милосердное служение для людей, которые уже не могут посещать храм, концертные залы. Пока в силу карантина этот проект приостановлен, но надеюсь он продолжится. Очень важно, что мы имеем возможность нести тяжело больным людям утешение, мир и надежду.
Выступление Ансамбля солистов Московского Синодального хора в хосписе в Дегунино - РИА Новости, 1920, 15.06.2018
"Словно никто и не исчезает": один день из жизни хосписа
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала