Танец непобедимых
Как "Спартак" стал визитной карточкой русского балета
Шестьдесят пять лет назад, в 1956 году в Ленинграде состоялась премьера балета Арама Хачатуряна «Спартак». Первый вариант хореографии создал Леонид Якобсон, но понадобилось еще двенадцать лет и несколько разных спектаклей прежде, чем к этой партитуре обратился Юрий Григорович, осуществивший знаменитую постановку в Большом театре. И по сей день этот балет в разных интерпретациях считается одной из вершин мастерства для танцовщиков. РИА Новости вспоминает разные постановки «Спартака».
Спартак в XXI веке
На сегодняшний день существует около 20 разных постановок «Спартака». Спектакли Якобсона и Григоровича по-прежнему собирают аншлаги в Мариинском и Большом театрах. В 2008 году новую хореографию для труппы Михайловского театра сочинил Георгий Ковтун, возобновив и усложнив свой спектакль в 2018-м. Этого «Спартака» отличает, прежде всего, зрелищность.
В некоторых массовых сценах задействовано порядка 300 человек, роскошные костюмы ослепляют обилием золота, динамики спектаклю добавляет освещение. На сцене появляется даже живая тигрица в клетке. Постановщик объясняет: он хотел добиться того, чтобы зритель был полностью погружен в атмосферу происходящего на сцене.
«Русский балет всегда строился на масштабных спектаклях. Мой спектакль сделан в таком же ключе. Это выстроенная драматургия, возможность задействовать всех артистов театра. И даже тигр – ведь во всех русских балетах появлялись животные. В «Дон Кихоте» – лошадь и осел, в «Эсмеральде» – козочка, в «Спящей красавице» – собаки. Я постарался сохранить этот каркас русского балета», – рассказывает Ковтун.
По словам балетмейстера, этот спектакль в чем-то похож на широкоформатный художественный фильм, где все постоянно движется, декорации меняются прямо во время действия. Возрождая постановку на сцене театра в 2018 году, автор усложнил хореографию, например, поставил новые бои.
«Этот спектакль довольно тяжелый, поэтому надо вводить какие-то молодые силы. Если не будет новых артистов сегодняшнего дня, то, наверное, и не будет спектакля. Спектакль очень сложный для артистов, для солистов балета. Один из сложнейших спектаклей. Выдержать его не каждый артист сможет», – объясняет балетмейстер.
Один из исполнителей главной партии – Иван Васильев, который танцует и в «Спартаке» в хореографии Григоровича в Большом театре. Среди молодых артистов, которые были введены в уже существующий спектакль, Ковтун отмечает другого исполнителя партии Спартака – Ивана Зайцева. А 1 апреля в постановке дебютировала Мария Шувалова.
В 2017 году после окончания Московской государственной академии хореографии она была принята в труппу Большого театра. В спектакле Михайловского театра она исполнила партию Валерии – именно так в версии Ковтуна зовут возлюбленную Спартака.
«Валерия в исполнении Марии Шуваловой воздействовала на публику нежностью и проникновенным исполнением лирических монологов, которые очень точно следуют за музыкой балета. Поэтому особенно хочу отметить музыкальность и артистичность танцовщицы», – прокомментировал состоявшийся дебют художественный руководитель Михайловского театра Владимир Кехман.
Главным ассистентом успешного дебюта стал сценический возлюбленный Марии – Спартак в исполнении Сергея Стрелкова. Хореографические дуэты не являются ключевыми в «Спартаке», пара Стрелков-Шувалова создали из последнего адажио «постановку в постановке». И в этом, безусловно, заслуга Сергея: его Спартак во всем героичен и величествен, пластика классической школы Петербургского балета (он учился у Брегвадзе в Академии имени Вагановой).
Как говорила Илзе Лиепа: «Двое встречаются на сцене, соединенные идеей хореографа и общей художественной задачей. Но все это еще не будет дуэтом, если не будет чего-то такого, что даже трудно выразить словами… По-настоящему дуэтный танец передается непосредственно от умелого партнера партнерше».
Как «Спартак» взошел на большую сцену
К сюжету о восстании Спартака Арам Хачатурян обратился еще в декабре 1941 года. Заказ исходил от Большого театра, и работу над балетом Хачатурян начинал вместе с либреттистом Николаем Волковым и балетмейстером Игорем Моисеевым. О творческих планах композитор сообщал в газетной статье: «Это должен быть монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории, каким, по выражению Маркса, является Спартак».
Впрочем, идея создания подобного балета появилась у либреттиста Волкова гораздо раньше, еще в 1933 году. Волков изучал свидетельства античных историков, а также исторические исследования. Нельзя забывать и о том, что еще в 1881 году на русском языке появился «Спартак» романиста-историка Рафаэлло Джованьоли.
Правда, в царской России книга подверглась цензуре, издавалась в сильно сокращенных вариантах и лишь после 1917 года была напечатана полностью. Кстати, уже в середине 1930-х именно благодаря роману Джованьоли новое спортивное общество в СССР было названо «Спартак».
Хачатурян закончил партитуру «Спартака» в 1954 году. Он писал ярко, броско и ритмично – это было слышно уже в его предыдущем балете «Гаянэ», в котором прозвучал знаменитый «Танец с саблями». Хореография должна была прекрасно «лечь» на музыку Хачатуряна. Премьера первой версии «Спартака» хореографа Леонида Якобсона состоялась в декабре 1956 года в Ленинградском театре оперы и балета (сейчас – Мариинский театр).
Новый пластический язык
О спектакле Якобсона начали говорить еще до премьеры. Помимо восторгов, довольно быстро распространились слухи о конфликтах между композитором и балетмейстером. Действительно, Якобсон довольно сильно сократил и перекроил партитуру Хачатуряна, который возражал против изменений. Говорят, что однажды дело дошло до настоящего рукоприкладства, ну и ссоры на годы. Так или иначе, премьера «Спартака» стала грандиозным событием.
Обсуждали многое, и, прежде всего то, что весь спектакль был поставлен «без пальцев», то есть без танцев на пуантах. Конечно, такого рода хореография проскальзывала еще и в балетах Фокина, но весь спектакль – такое зрители видели впервые. Постановка была задумана с размахом, как античная фреска – огромное количество героев, многочисленный кордебалет и статисты.
Создатели имитировали античные барельефы, вдохновляясь Пергамским алтарем, который после войны и до 1958 года находился в Эрмитаже.
Якобсон искал особый пластический язык, который был бы характерен только для этого спектакля. Премьеру танцевали Аскольд Макаров, Инна Зубковская, Нинель Петрова и Алла Шелест. Спектакль надолго вошел в репертуар театра: был возобновлен в 1976, 1985 и 2010 годах. В самой первой версии был задействован и тогда еще солист театра Юрий Григорович, ему досталась партия раба-гладиатора, для которого был поставлен выразительный балетный эпизод. И через 12 лет именно Григорович поставил в Москве свою легендарную версию «Спартака».
Легендарная постановка
На сцене Большого театра этот балет появился весной 1958 года в постановке Игоря Моисеева. Спустя четыре года здесь же поставили и балет Якобсона. Партию Спартака тогда исполнял Дмитрий Бегак, а Фригии — Майя Плисецкая. Однако через несколько лет в дирекции театра решили сделать новую постановку и обратились к Юрию Григоровичу. С самого начала балетмейстер понимал, что это произведение сложно воплотить на сцене. Проблемы были не в музыке, а в сюжете – он был перегружен событиями. Григорович стал искать единый драматургический ход, который был организовал действие.
Совместная работа с Хачатуряном тоже шла непросто: видимо, композитор еще помнил неудачи при подготовке «ленинградской» версии балета. Как вспоминал потом Григорович, любая просьба сократить что-либо вызывала, порой, недоумение. Композитор и балетмейстер в шутку назвали это «битвой за ноту». Однако, общий язык был найден.
В конце 1967 года начались репетиции балета. Работа шла непросто. Помимо изменений в партитуре, шел непростой подбор солистов. Хореография Григоровича была сложной, соперничество героев на сцене должно было быть подкреплено безукоризненной техникой и мастерством артистов. Театральная Москва с нетерпением ждала премьеры, которая публику потрясла.
На сцену вышли легендарные танцовщики Большого – Владимир Васильев и Екатерина Максимова, Марис Лиепа и Нина Тимофеева
Во втором составе танцевали Михаил Лавровский и Наталия Бессмертнова, Светлана Адырхаева и Борис Акимов. Их исполнение хореографии Григоровича теперь уже стало образцовым. За полвека, что этот балет идет на сцене Большого, каждую партию танцевали порядка 20 исполнителей. По сей день этот спектакль вызывает восторг зрителей.