Татьяна Устинова
— о русском сервисе, аутентичной кухне и чеховской Ялте
Ольга Цынская
Автор детективных романов Татьяна Устинова любит путешествовать по России и в дороге специально ищет места с аутентичной кухней. В интервью РИА Новости она рассказала, где готовят самые вкусные татарские чебуреки и треску по секретным рецептам поморов, а также о том, как отдыхала в детстве и почему ее тянет на Соловки.
Я очень люблю путешествовать, и в основном по России.
Как говорила моя сестра, девица чрезвычайного ума: «Хорошо бы сначала посмотреть великую русскую реку Волга, а уж потом замки на великой французской реке Луара». И это абсолютная правда!
Нам с сестрой повезло, наши замечательные родители не ленились нас все время куда-то возить.
Да еще у папы, который был летчиком-испытателем, имелась собственная машина. Мы исколесили практически все. Евпатория, Киев, Мисхор, Минск. Золотое кольцо — могли выехать в любые выходные.
Эта традиция перешла и в мою семью.
Мы много путешествуем по стране. Несмотря на большую загруженность по работе, мы с мужем очень надеемся, что сможем поехать в ближайшее время на Соловки. Мы там уже были. Но сейчас отправимся с друзьями, им это необходимо: решить какие-то свои проблемы, о чем-то подумать, просто посмотреть на воду. И я их очень хорошо понимаю.
Буквально на днях вернулись с мужем и друзьями из Ялты.
Она дорога для меня прежде всего тем, что это места Чехова. Не буду оригинальна: чеховский театр, узкие улочки, дома-скворечники — именно этим влечет меня крымский город. Я не поклонник «новодела» в плохом смысле этого слова: застроенных невесть чем улиц и площадей.
Конечно, теперь там все поменялось — в лучшую сторону.
Исчез бесконечный шалман на набережной. Ялта стала настоящим курортным городом, где можно гулять и дышать чистым морским воздухом. Но, как обычно, не хватило нам двух дней, чтобы успеть насладиться отдыхом в полном объеме. Ливадия, Массандра, Воронцовский дворец — это все, что успели посетить.
Я никогда не понимала сравнения внутреннего туризма, например, с отдыхом на европейских курортах.
Для меня это «в огороде бузина, а в Киеве дядька». Не люблю спекуляций на тему: в Париже нет пробок, а у нас есть. И как можно сопоставлять российский сервис, который только-только начал развиваться в туристических местах, скажем, с турецкими отелями по системе «все включено», заточенными именно под такой отдых уже много лет? Не нужно сравнивать, это как мокрое и зеленое. Разное — и точка.
Знаю абсолютно точно, что краше перевала Гаврюшка на магаданской трассе нет ничего в мире!
На мой взгляд, это самое прекрасное место на планете, если говорить о живописнейших видах и о восторге, охватывающем твою душу. При этом на магаданской трассе нет вообще никакой инфраструктуры и сервиса. Есть только водитель, которого ты мысленно благословляешь, благодаришь каждую минуту за то, что не заглохла машина или вы не свалились в какое-нибудь ущелье или реку. Но это того стоит!
В еде я человек очень привередливый.
Обед не готовится на три дня вперед, его нужно сделать здесь и сейчас. Так было заведено в нашей семье — и у бабушки, и у мамы. И неважно, устал ли ты после работы. Возможны только заготовки в виде сваренного накануне бульона, начищенной картошки и помытых овощей.
Еда в путешествии для меня — отдельная и очень важная составляющая.
Сугудай в Иркутске, бешбармак в Татарстане или крымские чебуреки в Ялте я ни за что не променяю на салат цезарь или лосось под соусом карри. Настоящие татарские чебуреки наполнены огненным бульоном и пахнут чудесным бараньим мясом со специями, а не перегоревшим маслом, как это зачастую бывает в московских ресторанах.
Главное, найти правильную чебуречную, с пластиковыми столами, усатым хозяином и добродушной полной хозяйкой, которые всегда рады вас видеть.
В поездках мы специально ищем места с самой вкусной аутентичной кухней.
Главное — понять, что именно в данном конкретном регионе самое интересное. И немедленно это съесть. В Петропавловске-Камчатском нам подсказали ресторан, где подают только морских гадов. Было исключительно вкусно. А в Архангельске есть чудесное место, где обалденно готовят треску по секретным рецептам поморской кухни, отведав которую, мы были безмерно счастливы. Ресторанчик так и называется — «Трескоед».
Конечно, я жду открытия границ, чтобы снова можно было поехать, например, в Латвию. Я очень люблю Балтийское море. Или в Италию. Как однажды про эту страну сказал Федор Бондарчук, в какую сторону ни посмотришь, везде можно снимать кино, везде постановочный план. И наша песня «начинай сначала» — о-о-очень вкусная еда!
Обожаю итальянскую пасту с мидиями, осьминогом. И сами морепродукты тоже очень люблю. А еще в Италии очень вкусное мясо. Флорентийский стейк — это что-то невероятное!