Детские технопарки:
кузницы востребованных специалистов
На открытии московского чемпионата «Первый элемент» глава департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Алексей Фурсин пошутил: «Мы видим, как ребята 15-20 лет играют в машинки, и их за это никто не ругает». Более того, на то, как молодежь играет в «машинки», собрались посмотреть представители крупнейших компаний, заинтересованных в молодых и талантливых специалистах.
Гонки на водороде
Региональный этап чемпионата «Первый элемент» в Москве проводился впервые. Соревнования представляли собой гонки радиоуправляемых моделей автомобилей, которые должны приводиться в движение топливным элементом на основе водорода – первого элемента таблицы Менделеева. Отсюда и название чемпионата.
Победители в апреле поедут в Анапу, в детский центр «Смена», где пройдет всероссийский финал «водородных» гонок. Ребята, которые возьмут российский кубок, будут представлять нашу страну уже на мировом первенстве.
«Вы это сможете сделать. И я уверен, что те навыки, которые вы сегодня покажете, вам помогут работать в лучших компаниях не только Москвы, но и мира», – напутствовал участников Фурсин.
Организатором московского чемпионата стала АНО «Развитие человеческого капитала» столичного департамента предпринимательства и инновационного развития. Партнерами выступили ООО «Инэнерджи» – ведущий российский разработчик и производитель топливных элементов, продуктов и решений на их основе, и фонд «Росконгресс» – нефинансовый институт развития и организатор крупнейших конгрессно-выставочных мероприятий.
Болид из бутылочного пластика
Всего в автопробеге приняло участие 14 команд. Были представлены два детских технопарка («Мосгормаш» и «Москва»), ДОСААФ, 10 столичных колледжей и одна организация дополнительного образования.
За пять минут до старта атмосфера в зале пропитана волнением и ожиданием, однако не как на спортивном соревновании, а как в заводском цеху, работающем в авральном режиме. Участники команд толпятся вокруг столов. Кто-то паяет, кто-то манипулирует отверткой. Остаются последние секунды для того, чтобы юные гонщики проверили свои «болиды» перед стартом.
«В каждой команде – по четыре человека. Два пилота и два инженера», – объясняет наставник детского технопарка «Мосгормаш» Дмитрий Афанасьев.
Пилоты, вооруженные радиоуправляемыми пультами, будут стоять на специальном подиуме. А задача инженеров – оперативно ликвидировать технические неисправности, если таковые возникнут. Заезд продлится шесть часов. Победит та команда, чья машина преодолеет самое большое расстояние.
Корпуса автомобилей команды изготовили самостоятельно – все разноцветные, яркие. «Мосгормашевская» машинка, например, темно-красная. И вот – первое удивление. Оказывается, корпус своей машины мосгормашевцы сконструировали из самого обычного пластика, из которого делают бутыли для кулеров.
«Уже есть электромобили, работающие на водороде. С экологической точки зрения водородный транспорт – безупречен. Но процесс зарядки от водородных аккумуляторов длится дольше, чем от сети», – говорит главный инженер команды Даниил Колядкин.
Страсти на виражах
Своих пилотов команда «Мосгормаша» отбирала по итогам тестов на гоночных автосимуляторах. «От пилота требуется концентрация, хорошая память. Один пилот может ехать хоть все шесть часов, но это очень тяжело. Поэтому раз в час будем меняться. А ближе к концу заезда – раз в полчаса», – объясняет первый пилот команды, 15-летний Элиан Абрамов.
Второй пилот – 14-летний Илья Шаталов – перед гонкой собран и сосредоточен. Он признается, что встал сегодня в шесть утра, немного не выспался. Но победа важнее.
Но вот машины занимают стартовые позиции, которые определил квалификационный заезд, а 14 пилотов – свои места на подиуме...
Темно-красный «болид» «Мосгормаша» тут же развивает невероятную для модели скорость – 20 километров в час, плавно вписывается в повороты, совершает один дерзкий обгон, другой, третий. Вот на одном из поворотов чью-то машину заносит и она, как в боевике, переворачивается на крышу. К «болиду» бежит техник-ассистент и относит его в зону пит-стоп. Инженеры команды лихорадочно что-то паяют. «Быстрее! Отстанем!» – нервничает наставник.
«Некоторые команды дорабатывают свою машинку так, чтобы она была маневреннее, крепче – потому что ударов не избежать», – говорит инженер «Мосгормаша» Максим Моргунов.
Игрушечные «болиды» как на настоящей «Формуле-1» лавируют на поворотах, вылетают за трассу. И вдруг – столкновение! Обе машины отправляются на пит-стоп. В одном случае оказалось достаточно перещелкнуть тумблер, в другом – требуется серьезный ремонт. И вновь в дело идут паяльники и отвертки.
«Главной нашей задачей было заинтересовать детей. И, я думаю, мы с нею справились», – подводит промежуточный итог наставник «Мосгормаша».
Навыки будущего
Как сообщил глава ДПИР, чемпионат по «водородным» автогонкам будет теперь проводиться регулярно. Желающие участвовать в следующем году уже есть. Более того, их много.
«Здесь молодые люди могут проявить те навыки, которые они получают в колледжах и детских технопарках. Это навыки будущего. Речь идет и о знаниях в области прикладной механики, энергетики, о навыках управления беспилотным транспортом. Конечно, эти ребята станут работниками новых современных компаний, которым нужны кадры, специалисты, а их просто так нигде не взять, их нужно обучать. Например, на чемпионате присутствует компания «Инэнерджи», которая ориентирована на новую энергетику. Это и компания «Роснано», с которой мы в партнерстве», – объясняет Фурсин.
Кстати, конкурс «Первый элемент» уже включен в перечень олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов, победа на которых дает дополнительные баллы при поступлении в профильные вузы.
«Сейчас в Москве работает 18 детских технопарков. В этом году заработают еще четыре. Они будут связаны с важными сферами жизни и экономики. Это технологии пищевого производства, робототехники, информационной безопасности (и вообще ИТ). Все, что связано с креативными индустриями, цифровой модой будет реализовываться в новых детских технопарках», – говорит глава департамента.
Перечень направлений подготовки учащихся детских технопарков в этом году увеличится до 45 направлений.
«Мы будем развивать предпринимательские компетенции, чтобы ребята не просто смогли сконструировать какую-нибудь машину, но и суметь этот проект коммерциализировать. Можно сделать любой продукт, будучи талантливым инженером, но суметь его продать – это отдельное непростое дело», – отметил Фурсин.
В 2019-2020 учебном году 398 слушателей детских технопарков получили дополнительные баллы при поступлении в вузы Москвы. За этот же период 170 детей, посещающих занятия в технопарках, стали победителями всероссийских и международных соревнований. Более ста человек за победы на конкурсах и фестивалях награждены путевками на профильные смены во Всероссийские детские центры. На сегодняшний день количество слушателей детских технопарков Москвы, школьников и студентов колледжей от 7 до 18 лет, превышает 290 тысяч человек. Запущен единый сайт technopark-kids.ru, где можно узнать обо всех направлениях обучения, записать ребенка на занятия.
Быстрый робот
Но вернемся к команде детского технопарка «Мосгормаш». По итогам шестичасовой гонки ребята занимают одно из призовых мест – правда, второе. На треке их «болид» дважды попадал в аварии. В итоге, почти на полтора часа выбыл из гонки. Ребята, как могли, наверстали упущенное. Конечно, вышли во всероссийский чемпионат, но вкус победы мог бы быть и послаще.
Слушателям «Мосгормаша» не привыкать выигрывать и принимать участие в престижных соревнованиях. Ближайшие состязания предстоят уже 13-14 марта в инновационно-образовательном комплексе «Техноград». Там юные конструкторы из Москвы и Московской области будут состязаться в региональном этапе одного из самых популярных в мире техно-соревнований First Lego League.
Специально для этих соревнований команда из пяти «Мосгормашевцев» в возрасте от 12 до 16 лет готовит робота.
«На игровом поле нашему роботу предстоит выполнить 15 заданий. Так как задания все разные и к ним нужны свои подходы, мы разработали «насадки», которые выполняют определенные задачи. На выполнение всех заданий будет даваться две с половиной минуты. Надо будет работать быстро. Справляемся», – говорит участник команды Артем Буев.
В процессе работы каждому члену команды пришлось освоить навыки программирования, конструирования, дизайна.
«На самом деле, соревнование – не самоцель, а одна из составляющих общей подготовки, в которую входят и робототехника, и дизайн, и программирование», – поясняет наставник ребят, педагог Павел Довлатов.
Перепелки в космосе
В ближайшие месяцы воспитанников «Мосгормаша» ждут еще два конкурса, но уже космической направленности: «Сила света» и «Дежурный по планете». Разработок в этой сфере у слушателей детского технопарка хватает. Например, уже третий год молодые конструкторы разрабатывают прототип-модуль космической станции.
«Такие спутники играют роль космических буйков. Они передают некоторые параметры и информацию о космосе. Запусков пока не планируем. Дел еще на земле хватает», – говорит один из конструкторов Павел Ломов.
Павел пришел в «Мосгормаш» еще школьником. Сейчас учится в Высшей школе экономики, где изучает цифровые инновации в управлении предприятием. Определиться с профессией ему помогли занятия в технопарке.
Десятиклассник Егор Гапуненко уже не первый год серьезно прорабатывает проект универсального межпланетного транспорта. Сейчас его волнует проблема предугадывания траекторий некоторых опасных космических объектов из пояса астероидов между Юпитером и Марсом. Главная задача, по словам Егора, - не столько избежать столкновения, сколько понять, как использовать космические тела для сбора важных ресурсов и пополнения запасов корабля. Егор хочет поступать в МГТУ имени Баумана или МАИ. Собственный научный проект при этом – отличное дополнение к резюме.
Пожалуй, самый экстравагантный проект разработан двумя одиннадцатиклассницами – Анной Арабской и Анастасией Литвиновой. Это – клетка для отправки в космос перепелок.
«Не смейтесь, но перепелов в космос уже отправляли. Но они там погибли, потому что не могли питаться в невесомости. Им нужна была опора, их нужно было держать. Поэтому мы разработали клетку с системой искусственной гравитации», – рассказывают они.
На самом деле, говорят Анна и Анастасия, держать перепелов в космосе выгодно. Их яйца – гипоаллергенны, скорлупа пригодна для кормления самих птиц, к тому же решится проблема с удобрением для грядок с салатом на космической станции. До этого девушки разрабатывали проект передвижной станции для добычи воды на Луне. Разработка обратила на себя внимание, и девушки получили в награду путевку в МДЦ «Артек». Поступать изобретательницы будут в МАИ, на аэрокосмический факультет.
Выбор профессии
Детский технопарк «Мосгормаш», как и другие семнадцать, открытых сегодня в Москве, является уникальной площадкой для профориентации и самоопределения столичных школьников. Пробуя свои силы в разных направлениях, посещая занятия всевозможной тематики, разрабатывая собственные проекты и представляя их на соревнованиях, к ребятам приходит понимание, по какому пути двигаться дальше, кем ему хочется быть на самом деле.
«Именно здесь я поняла, что буду поступать либо на графический дизайн, либо на программирование. Раньше я сомневалась, но сейчас я поняла, что это – мое», – признается капитан детской команды Аня Нодь.
Педагоги детских технопарков следят за тем, что происходит в мире в сфере образования, аккумулируют лучшие практики, внедряют новые модели дополнительного неформального образования. А дети, помимо робототехники, водородной энергетики, развития навыков в сфере социального и технологического предпринимательства, занимаются еще и экспериментами в области нейротехнологий и искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, создают беспилотные летательные аппараты.
Конечно, это далеко не весь перечень того, чему можно научиться в детских технопарках Москвы. Максимально полную информацию о каждом из них, представленных направлениях и предстоящих мероприятиях можно всегда найти на сайте https://technopark-kids.ru/, который делает выбор площадки для развития ребенка легким и удобным.