Рейтинг@Mail.ru
Ларчик просто открывался? Новая уникальная выставка в Кремле - РИА Новости, 05.02.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство - РИА Новости, 1920, 16.04.2019
Культура

Ларчик просто открывался? Новая уникальная выставка в Кремле

Читать ria.ru в
МОСКВА, 5 фев — РИА Новости, Ольга Распопова. В Парадном вестибюле Оружейной палаты до 4 апреля проходит выставка произведений русского косторезного искусства: ларцы, табакерки, шкатулки и скульптуры конца XVIII-XIX веков. Из 153 предметов, преподнесенных в дар музею меценатом и предпринимателем Михаилом Карисаловым, кураторы выбрали почти два десятка экспонатов. О том, что получилось, — в фотоленте РИА Новости.
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанк

"Выставка посвящена очень редкому и почти забытому искусству — резьбе по кости. У нас много работ XVIII века: времени, когда произведения наших мастеров стали цениться в Европе, в частности в Германии", — говорит директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

Она указывает, что аналогов этой коллекции нет ни в одном российском музее. "Наши реставраторы — из немногих, умеющих работать с костью, так что мы обеспечим для дара Карисалова все условия".

Генеральный директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина выступает на выставке Русская резная кость XVIII – XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля.

"Выставка посвящена очень редкому и почти забытому искусству — резьбе по кости. У нас много работ XVIII века: времени, когда произведения наших мастеров стали цениться в Европе, в частности в Германии", — говорит директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

Она указывает, что аналогов этой коллекции нет ни в одном российском музее. "Наши реставраторы — из немногих, умеющих работать с костью, так что мы обеспечим для дара Карисалова все условия".

1 из 9
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанк

Искусство резьбы по кости на Русском Севере активно развивалось с XVI века.

Идеи для украшения ларцов в начале XVIII столетия мастера брали из книги гравюр "Символы и эмблемата", изданной на русском языке в 1705 году по указу Петра I. Сам император был большим ценителем слоновой кости: он и задал тренд у знати и аристократов.

Шкатулки с костяными пластинами разного цвета и украшенные рельефными изображениями считались статусным подарком.

Известно, что у Екатерины I было несколько холмогорских ларцов.

Посетитель на выставке Русская резная кость XVIII – XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Искусство резьбы по кости на Русском Севере активно развивалось с XVI века.

Идеи для украшения ларцов в начале XVIII столетия мастера брали из книги гравюр "Символы и эмблемата", изданной на русском языке в 1705 году по указу Петра I. Сам император был большим ценителем слоновой кости: он и задал тренд у знати и аристократов.

Шкатулки с костяными пластинами разного цвета и украшенные рельефными изображениями считались статусным подарком.

Известно, что у Екатерины I было несколько холмогорских ларцов.

2 из 9
© предоставлено пресс-службой музея

Мода менялась в соответствии с духом времени. Сначала были пухленькие амурчики и красавицы.

На рубеже XVIII-XIX веков, с возрождением интереса к античности, на декоративных пластинах появились портреты императоров. Мастера копировали их с медалей и монет. Причем иногда так увлекались, что выбивали даже цифры и надписи.

Выставка Русская резная кость XVIII – XIX веков в Оружейной палате

Мода менялась в соответствии с духом времени. Сначала были пухленькие амурчики и красавицы.

На рубеже XVIII-XIX веков, с возрождением интереса к античности, на декоративных пластинах появились портреты императоров. Мастера копировали их с медалей и монет. Причем иногда так увлекались, что выбивали даже цифры и надписи.

3 из 9
© предоставлено пресс-службой музея

Настольные кабинетцы — точные миниатюрные копии "офисной" мебели XVIII-XIX веков, европейских бюро и секретеров — были в моде довольно долго.

В многочисленных выдвижных ящичках и потайных отделениях прятали самое ценное: любовные письма, пряди волос, драгоценности, визитки.

Этот кабинетец украшают карманные швейцарские часы (их можно вынуть).

Выставка Русская резная кость XVIII – XIX веков в Оружейной палате

Настольные кабинетцы — точные миниатюрные копии "офисной" мебели XVIII-XIX веков, европейских бюро и секретеров — были в моде довольно долго.

В многочисленных выдвижных ящичках и потайных отделениях прятали самое ценное: любовные письма, пряди волос, драгоценности, визитки.

Этот кабинетец украшают карманные швейцарские часы (их можно вынуть).

4 из 9
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанк

Изделия из кости очень хрупкие и требуют особых условий хранения, отмечает куратор Евгения Захарова. Очень важно поддерживать правильный температурный режим — кость не любит жары и влажности. А вот свет, наоборот, нужен: в темноте кость утратит белизну.

Выставка Русская резная кость XVIII – XIX веков в Оружейной палате

Изделия из кости очень хрупкие и требуют особых условий хранения, отмечает куратор Евгения Захарова. Очень важно поддерживать правильный температурный режим — кость не любит жары и влажности. А вот свет, наоборот, нужен: в темноте кость утратит белизну.

5 из 9
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанк

Отдельный стенд посвящен холмогорским иконам и скульптурным композициям на библейские сюжеты.

Это фрагмент иконы "Тайная вечеря" начала XIX века. Смотрится очень реалистично благодаря соединению двух техник резьбы: сквозной (когда материал прорезается насквозь) и рельефной.

Мастера работали на доске, покрытой тканью, фольгой, пластинами из кости или рога. У таких икон характерный холмогорский орнамент: закрученный акантовый лист, полосы из цепочек и переплетающихся лент.

Выставка Русская резная кость XVIII – XIX веков в Оружейной палате

Отдельный стенд посвящен холмогорским иконам и скульптурным композициям на библейские сюжеты.

Это фрагмент иконы "Тайная вечеря" начала XIX века. Смотрится очень реалистично благодаря соединению двух техник резьбы: сквозной (когда материал прорезается насквозь) и рельефной.

Мастера работали на доске, покрытой тканью, фольгой, пластинами из кости или рога. У таких икон характерный холмогорский орнамент: закрученный акантовый лист, полосы из цепочек и переплетающихся лент.

6 из 9
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанк

Евгения Захарова поясняет, что использовались в основном три материала: слоновая кость, бивень мамонта и моржовый клык, который в XVIII веке начали добывать на Севере, у моря. Именно поэтому центр косторезного мастерства оказался в Холмогорах.

"Особенность работ русских мастеров XVIII века — многоцветность, потому что кость не только обрабатывалась, но и подсвечивалась: ее вываривали в кислоте, а потом наносили специальный состав, чтобы прокрасить насквозь", — уточняет куратор.

Выставка Русская резная кость XVIII – XIX веков в Оружейной палате

Евгения Захарова поясняет, что использовались в основном три материала: слоновая кость, бивень мамонта и моржовый клык, который в XVIII веке начали добывать на Севере, у моря. Именно поэтому центр косторезного мастерства оказался в Холмогорах.

"Особенность работ русских мастеров XVIII века — многоцветность, потому что кость не только обрабатывалась, но и подсвечивалась: ее вываривали в кислоте, а потом наносили специальный состав, чтобы прокрасить насквозь", — уточняет куратор.

7 из 9
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанк

Холмогорские резчики работали и над объемной скульптурой, но нечасто.

Ориентировались на гравюры и рисунки — возможности увидеть монумент своими глазами у мастеров порой не было — и создавали мини-версии памятников.

Это, например, точная копия "Медного всадника" Фальконе в Петербурге, выполненная из моржового клыка и бивня мамонта.

Выставка Русская резная кость XVIII – XIX веков в Оружейной палате

Холмогорские резчики работали и над объемной скульптурой, но нечасто.

Ориентировались на гравюры и рисунки — возможности увидеть монумент своими глазами у мастеров порой не было — и создавали мини-версии памятников.

Это, например, точная копия "Медного всадника" Фальконе в Петербурге, выполненная из моржового клыка и бивня мамонта.

8 из 9
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанк

Известный меценат и генеральный директор "Сибура" Михаил Карисалов считает, что дал коллекции, которую собирал около 30 лет, новую жизнь. "Такие вещи должны храниться в музее, потому что это помогает выйти на другой уровень, получить то внимание, которое не может обеспечить частный коллекционер".

Карисалов, достаточно долго проработавший в Тобольске, вспоминал, как поздней осенью или весной на берег Иртыша вымывает бивни и зубы мамонта. "Там тоже есть мастера, правда, не такие известные, как холмогорские".

Косторезное искусство, подчеркивает он, — исконно русский промысел, неразрывно связанный с историей страны.

Выставка Русская резная кость XVIII – XIX веков в Оружейной палате

Известный меценат и генеральный директор "Сибура" Михаил Карисалов считает, что дал коллекции, которую собирал около 30 лет, новую жизнь. "Такие вещи должны храниться в музее, потому что это помогает выйти на другой уровень, получить то внимание, которое не может обеспечить частный коллекционер".

Карисалов, достаточно долго проработавший в Тобольске, вспоминал, как поздней осенью или весной на берег Иртыша вымывает бивни и зубы мамонта. "Там тоже есть мастера, правда, не такие известные, как холмогорские".

Косторезное искусство, подчеркивает он, — исконно русский промысел, неразрывно связанный с историей страны.

9 из 9
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала