08:08 24.01.2021
(обновлено: 10:35 24.01.2021)
"Голос луны" — последний фильм Феллини впервые в российском прокате
© ПилотКиноКадр из фильма "Голос Луны"
![Кадр из фильма Голос Луны Кадр из фильма Голос Луны](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/01/14/1593796280_0:4:1200:679_600x0_80_0_0_bd85fa566304daf2f1cbe367b4b10481.jpg)
© ПилотКино
МОСКВА, 22 янв — РИА Новости, Егор Беликов. Российский прокат после новогодней битвы только раскачивается, среди онлайн-релизов сложно выбрать что-то достойное. Зато в кинотеатрах впервые показывают "Голос луны" Федерико Феллини. Это последний фильм мастера, оставшийся непонятым и до сих пор существовавший разве что в пиратских одноголосых переводах.
Маг высшего уровня
"Голос луны", безусловно, недооценили. По меркам величайшего итальянского режиссера, наградили мало: за монтаж, работу актера и художника на "Давид ди Донателло". До этого Феллини аж 12 раз претендовал на "Оскар" и получил четыре статуэтки. Пятая премия Американской киноакадемии, через три года после выхода последнего фильма, в 1993 году ему досталась за вклад в мировой кинематограф. В октябре того же года Федерико ушел из жизни.
Да, "Голос луны" не лучший фильм итальянца, но разве можно выбрать у него самый-самый? "Восемь с половиной" и "Сладкая жизнь" навсегда вошли в историю. "Амаркорд" породил череду глубоко авторских картин, где режиссеры образно рассуждали о себе и своем прошлом. Не говоря про "Репетицию оркестра", "Сатирикон", "Рим" и другие.
© ИноекиноКадр из фильма Федерико Феллини "Сладкая жизнь"
![Кадр из фильма Федерико Феллини Сладкая жизнь Кадр из фильма Федерико Феллини Сладкая жизнь](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/03/04/1568130505_0:146:1547:1016_600x0_80_0_0_ddbf1b9fb1c2df4806d01ccfa4560e80.jpg)
Кадр из фильма Федерико Феллини "Сладкая жизнь"
© Иноекино
1 из 3
© Cineriz/Francinex (1963)Кадр из фильма "Восемь с половиной"
![Кадр из фильма Восемь с половиной Кадр из фильма Восемь с половиной](https://cdnn21.img.ria.ru/images/98634/50/986345075_0:41:1201:716_600x0_80_0_0_002a5e19ed42641eb2b28ae5c6c99ec7.jpg)
Кадр из фильма "Восемь с половиной"
© Cineriz/Francinex (1963)
2 из 3
© Фото : Janus Films/CriterionКадр из фильма "Амаркорд"
![Кадр из фильма Амаркорд Кадр из фильма Амаркорд](https://cdnn21.img.ria.ru/images/60197/47/601974756_0:37:961:578_600x0_80_0_0_d8eeceab0687bb96317956b01a734ee9.jpg)
Кадр из фильма "Амаркорд"
© Фото : Janus Films/Criterion
3 из 3
Кадр из фильма Федерико Феллини "Сладкая жизнь"
© Иноекино
1 из 3
Кадр из фильма "Восемь с половиной"
© Cineriz/Francinex (1963)
2 из 3
Кадр из фильма "Амаркорд"
© Фото : Janus Films/Criterion
3 из 3
Подходящая метафора есть в цикле Сергея Лукьяненко "Дозоры". Там существовали маги седьмого уровня, шестого и так далее, а вот после первого категорий уже не было — каждый из них мог оказаться сильнее в разных обстоятельствах. Так же и с кино Феллини: оно настолько отдельно от любого другого, и само по себе, и по кросс-культурному влиянию, что никакому сопоставлению не подлежит.
Итальянское Лукоморье
© ПилотКиноРоберто Бениньи в фильме "Голос луны"
![Кадр из фильма Голос Луны Кадр из фильма Голос Луны](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/01/14/1593796299_0:0:448:252_600x0_80_0_0_df4b38a178819f256c88e569077acc88.jpg)
© ПилотКино
Роберто Бениньи в фильме "Голос луны"
"Голос луны" — экранизация литературы, но не классической, как в "Боккаччо-70", "Сатириконе" и "Казанове". Впервые Федерико взял произведение современника — "Поэму о лунатиках" Эрманно Каваццони. Это важно: до того в фильмах всем заправляли его собственные одержимости и наваждения, над которыми режиссер раздумывал на протяжении десятилетий.
Каждый, кто видел его картины, сразу опознает Италию, трансформированную фирменным феллиниевским волшебством. Сейчас причудливое, непонятное кино принято сравнивать с Дэвидом Линчем. А это совсем другая странность — светлая, почти сказочная. "Голос луны" — прямое включение из итальянского Лукоморья.
История в разговорах
© ПилотКино
Сцена из фильма "Голос луны"
![Кадр из фильма Голос Луны Кадр из фильма Голос Луны](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/01/14/1593796293_0:30:611:374_600x0_80_0_0_c20f6ac970e2a61e74e9c47f74f20a1d.png)
Сцена из фильма "Голос луны"
© ПилотКино
1 из 3
© ПилотКино
Кадр из фильма "Голос луны"
![Кадр из фильма Голос Луны Кадр из фильма Голос Луны](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/01/14/1593796282_0:32:1024:608_600x0_80_0_0_5bcf325bc04bc345304b701d314221a0.jpg)
Кадр из фильма "Голос луны"
© ПилотКино
2 из 3
© ПилотКиноКадр из фильма "Голос Луны"
![Кадр из фильма Голос Луны Кадр из фильма Голос Луны](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/01/14/1593796289_43:0:1003:540_600x0_80_0_0_11bc26f46617c1be26d53492c4f33b0a.jpg)
Кадр из фильма "Голос Луны"
© ПилотКино
3 из 3
Сцена из фильма "Голос луны"
© ПилотКино
1 из 3
Кадр из фильма "Голос луны"
© ПилотКино
2 из 3
Кадр из фильма "Голос Луны"
© ПилотКино
3 из 3
Здесь можно даже и не заметить комедийного сюжета, вольно описывающего общество, окончательно зараженное смертельным вирусом телевизионного тщеславия. Поэтому фабулу в рассказе о "Голосе луны" можно и не упоминать вовсе. Куда важнее общее настроение.
Молодой и растерянный Роберто Бениньи (это первая и последняя совместная работа с Феллини будущего лауреата "Оскара" за фильм "Жизнь прекрасна") — недавний психиатрический пациент. Он бродит по ночному городу, ведет шизофренические разговоры, в том числе с Гоннеллой (комик Паоло Вилладжо), бывшим госслужащим, уволенным из-за приступов паранойи. Вместе с толпой завороженных мужчин подглядывает в окошко за женщиной в белье. Слышит странные голоса из колодцев.
Любовь к жизни
© ПилотКиноКадр из фильма "Голос луны"
![Кадр из фильма Голос Луны Кадр из фильма Голос Луны](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/01/14/1593796296_0:0:1451:1000_600x0_80_0_0_3522bce891e488470542b6c8b809e528.jpg)
© ПилотКино
Кадр из фильма "Голос луны"
"Голос луны" — история о сумасшествии, будничном, нормально встраивающемся в такую же помешанную реальность. Не ищите разгадок — их не будет. Это магический реализм, но без излишних вычурных костюмов и спецэффектов. Безумие запрятано в диалогах, где собеседники не слышат друг друга и рассказывают о чем-то своем.
Почти все действие происходит ночью. И это вроде бы не на самом деле — просто коллективная галлюцинация, совсем не опасная, которая исчезнет с рассветом.
«
Федерико напоследок словно бы сказал: не нужно во всем искать смысл, в кино часто достаточно поддаться течению. И в "Голосе луны" только так и можно проникнуться тягой к приключениям и любовью к жизни Феллини и его героев.
Лучшее время, чтобы смотреть эту ленту, — самый поздний сеанс: чтобы предаться сну в зимнюю ночь, нашептанному Феллини.