Рейтинг@Mail.ru
Зачем в Великом Новгороде реконструируют театр драмы - РИА Новости, 06.03.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Шедевр советского модернизма

Зачем в Великом Новгороде реконструируют театр драмы 

Необычное и почти что инопланетное – так чаще всего описывают здание Новгородского академического театра драмы имени Ф. М. Достоевского, которое будет реконструировано в ближайшем будущем. Итоги конкурса на разработку архитектурно-планировочной концепции были подведены 24 декабря, победителем названо бюро RHIZOME («Ризома») из Санкт-Петербурга. 

Архитекторы соблюли логику работы с формой автора проекта Владимира Сомова, предложили наполнить театр новыми функциями, сохранив при этом единство здания вокруг смыслового ядра – сцены. Также для публики будут открыты творческие мастерские театра, а на прилегающей площади появятся несколько новых объектов.

По замыслу организаторов конкурса и его участников, театр должен стать новой городской достопримечательностью для туристов и местом проведения досуга для местных жителей.

Удивительный проект советского архитектора 

Огромный белый театр на берегу реки Волхов, немного удаленный от исторического центра города, на первый взгляд может показаться каким-то инопланетным кораблем. Это массивная конструкция с большими окнами, обращенная фасадом к реке. По бокам от здания стоят две башни. Задуманы они были как водонапорные, однако в свое время из-за недостатка городских мощностей так и не функционировали. Сейчас их можно приспособить под любые нужды. Перед входом возвышалась огромная ажурная стела, которую позже демонтировали. 

1 / 5
Строительство Новгородского театра драмы имени Ф.М.Достоевского

Архитектор Владимир Сомов создал свой проект в конце 1970-х, когда власти и профессиональное сообщество инициировали дискуссию о том, каким должен быть современный театр. Рассуждения касались того, где и как должны располагаться новые театры, как их нужно оснащать. Следуя экспериментам режиссеров, архитекторы искали новые принципы расположения мест в зрительном зале, пытаясь нивелировать границу между актерами и публикой. Новые театры должны были играть роль культурных центров в городах, аналогично тому, как точками притяжения в средние века становились церкви. Именно поэтому вокруг театров, например, появлялись выделявшие их большие площади.  

Проект Сомова, на первый взгляд, не только контрастирует с архитектурой древнего города, но и в чем-то противоречит ей. Однако сам автор, напротив, вдохновлялся образами знаменитых новгородских храмов. 

Вот, как он объяснял свои поиски в одном из последних интервью. «Для меня было важно соединить современность с архитектурными традициями. Ведь что в Новгороде: там церквушки маленькие, Новгородская София та же. Все формы новгородской архитектуры – мягкие, круглые, пластичные; их я брал за основу. В новгородской традиции нет колонн, только своды и арки. Именно они стали основными формообразующими и декоративными элементами здания. Я разрезал арки, тем самым убив их конструктивную сущность, превратил эти изрезанные куски в декорации – это было важно для создания образа современного театра. Моё здание состоит из этих арок по всему периметру. Они стоят по всему кругу здания, ни на что не опираются, сверху на них лежит стекло. Это очень важный приём – превращение конструктива в декорацию, ведь человек видит их на подходе к зданию, он уже погружается в театральную атмосферу».

1 / 4
Декоративные элементы потолка Новгородского театра драмы имени Ф.М.Достоевского

Работая над проектом, Сомов особое внимание уделял и «самому сердцу театра» – зрительному залу. Изучив современный европейский опыт, он придумал трехчастную сцену, которая могла трансформироваться в 16 вариантах. Режиссер мог осуществить здесь любую задумку, сделать зрителей непосредственными участниками действия. Широкие пандусы снаружи связывали сцену с внешним пространством, благодаря чему в здание можно было заехать на автомобиле. 
 
Строительство грандиозного объекта растянулось почти на десятилетие. Зачастую не хватало рабочей силы, к строительству привлекали даже местных жителей, которые помогали завершить долгострой. К тому же, далеко не все свои идеи Сомов смог реализовать.

 

Фасады он задумал терракотово-красного цвета, но их сделали белыми: цветного бетона в стране не производили, импортные материалы сочли слишком дорогими. В итоге здание облицевали мрамором и искусственным камнем.

Идея с арками и полуарками прослеживается и в интерьерах. Театральность – именно так когда-то сам автор, а позже и искусствоведы говорили о характере этого здания. Рисунок пола перекликался с наружным мощением, потолок фойе и зала состоял из объемных элементов, которые повторялись в конструкции исчезнувшей колонны снаружи. 

«Здание Театра драмы – главное произведение архитектора Сомова, и оно было рассчитано на триумф. Этого не произошло: слишком надолго затянулось строительство. Труппа переехала туда в разгар перестройки – время, плодотворное для творчества, но тяжелое для экономики. В условиях рынка содержать щедрые пространства фойе оказалось очень тяжело. Здание понемногу пришло в упадок, и теперь новгородцам еще сложнее его полюбить. Зато ценители позднесоветской архитектуры от него в восторге, и их число быстро растет. Театр драмы в Великом Новгороде обладает большим потенциалом и, в случае удачной реконструкции, может стать притягательным общественным пространством и туристической достопримечательностью», – отмечает специалист по архитектуре советского модернизма и один из членов жюри конкурса Анна Броновицкая. 

Конкурс-мастерская

Творение архитектора Владимира Сомова, построенное на излете советской эпохи, теперь не просто приведут в порядок, но и приспособят к современным требованиям. Конкурс, стартовавший 12 августа 2020 года, инициировало правительство Новгородской области. Он организован при поддержке АО «ДОМ.РФ» и ПАО «Акрон», оператором выступила консалтинговая компания «КБ Стрелка».

«Проект комплексной реконструкции позволит создать на базе театра культурный центр. Будет сохранена уникальная архитектура здания, но при этом изменятся внутренние пространства: появятся современные планировки, площадки-трансформеры, качественное оборудование. 

С одной стороны, все это расширит возможности режиссеров и артистов театра, с другой – позволит региону реализовывать на площадке театра различные проекты в сфере культуры.

Также в обновленных помещениях уникального здания будет все необходимое для того, чтобы проводить мероприятия высокого уровня. Несомненно, все это повысит интерес к театру, как у жителей, так и у гостей Новгородской области», – подчеркнул губернатор Новгородской области Андрей Никитин.
 

Новгородский театр драмы имени Ф.М.Достоевского
Новгородский театр драмы имени Ф.М.Достоевского

К участию в конкурсе были приглашены молодые российские архитекторы. Его формат предполагал и образовательный элемент. В жюри вошли не только российские, но и международные эксперты высокого уровня: известный специалист по архитектуре модернизма Анна Броновицкая, глава театрального музея имени Бахрушина Дмитрий Родионов, вице-президент Союза архитекторов России Сергей Гнедовский, британский архитектурный журналист и колумнист издания Archdaily («АркДейли») Саймон Хенли и другие.

С участниками работал Роджер Уоттс – директор британского архитектурного бюро Haworth Tompkins («Хэворт Томпкинс»), которое занималось, в том числе, реконструкцией Национального театра в Лондоне. Уоттс был единственным куратором этого конкурса, который консультировал молодых архитекторов и делился своим большим опытом работы и знаниями. 

«Благодаря конкурсу, талантливые молодые архитекторы получили возможность разработать собственный проект реконструкции архитектурного объекта мирового значения, а также перенять опыт у международного куратора – архитектора Роджера Уоттса. Уникальный формат конкурса-мастерской обеспечил высокий уровень качества всех финальных концепций», – отмечает директор проектов «КБ Стрелка» Екатерина Малеева.  По ее словам, обновленное здание театра сможет стать одним из новых центров культурной жизни Великого Новгорода. «Проект победителя конкурса сделает театр местом, где можно не только посмотреть спектакль, но и хорошо провести время каждый день – заглянуть, чтобы встретиться с друзьями, выпить кофе или поработать в комфортных условиях», – подчеркивает эксперт.

Всего в конкурсе приняли участие 53 команды. Троих финалистов авторитетное жюри выбирало из 16 претендентов. В финал вышли архитектурные бюро ARCHIPROBA STUDIOS («Архипроба»), FORM («Форма») из Москвы и RHIZOME («Ризома») из Санкт-Петербурга.

Новгородский театр драмы имени Ф.М.Достоевского
Новгородский театр драмы имени Ф.М.Достоевского

«Несмотря на то, что это здание обладает своим ярко выраженным характером, есть много способов трансформировать его и адаптировать к запросам современной аудитории. Это повлияет на впечатления от посещения театра, сделает его более популярным местом среди горожан не только вечером, когда играют спектакль, но и в течение всего дня. Это также оживит местность – в частности, театр и окрестности станут единым целым с набережной реки Волхов, которая связывает театр с Новгородским Кремлем пешеходным маршрутом и будет благоустроена в ближайшее время», – отмечает международный куратор конкурса и директор архитектурного бюро Haworth Tompkins Роджер Уоттс. 

Привлечение молодого поколения российских архитекторов к этой работе кажется весьма уместным: изобретательные и смелые решения подарят зданию вторую жизнь.

«Безусловно, для этого требуется как понимание особенностей здания, так и аккуратность при разработке конкретных решений», – считает эксперт. 

О концепциях трех финалистов.

Вариант первый. Увидеть скрытое от глаз

«Документально этот объект не является памятником, но наш подход к работе с этим выдающимся зданием следовал именно логике работы с объектом культурного наследия», – рассказывает один из основателей архитектурного бюро RHIZOME, признанного победителем конкурса, Евгений Решетов. 
 
По мнению авторов проекта, это здание может функционировать в течение всего дня: люди должны иметь возможность зайти сюда провести время и даже необязательно идти на спектакль или концерт. Еще одно изменение может коснуться творческих мастерских, которые объединяются в особый кластер и становятся открытыми для публики. В качестве аналогии Решетов приводит современные рестораны, где зачастую посетители видят, как готовят повара. Авторы концепции предполагают, что мастерские и репетиционный зал в будущем могут быть открыты для экскурсионных программ, а также работать под заказ. Например, здесь можно будет пошить костюм для школьного праздника или арендовать помещение для репетиций.

Внешний вид здания, проект бюро Rhizome
Внешний вид здания, проект бюро Rhizome
Зрительный зал, проект бюро Rhizome
Зрительный зал, проект бюро Rhizome

Как и коллеги по конкурсу, петербургские архитекторы открывают для публики кровли здания, а на восточной даже предлагают высадить травянистые многолетние растения. В театре появляется и свое цветовое решение – красный и его оттенки. Эту идею почерпнули в проекте Сомова, который предлагал оформить насыщенным красным зрительный зал. «К тому же, проанализировав огромное количество исторических и современных театральных зданий, мы поняли, что красный – это цвет театра», – поясняет Решетов. 

«По условиям конкурса, мы делали остановку общественного транспорта и такси. Также мы предлагаем восстановить стелу на месте утраченной. Композиционно этот объект был заложен автором, если смотреть с берега реки, то он собирал все строения воедино. Технологически мы предлагаем сделать эту стелу из других материалов, а нижней части создать что-то наподобие паркового павильона» – говорит архитектор. 

1 / 2
Фойе театра, проект бюро Rhizome

Вариант второй. Актуальный модернизм 

«Это необычное здание. Нам было довольно сложно подобрать инструментарий, чтобы не доминировать над ним своими проектными решениями, а плавно и гармонично в них вписаться и внедрить что-то новое. Мы попытались не усложнять здание, а как бы успокоить и сделать понятным его сложную архитектуру для посетителей», – говорит основатель бюро ARCHIPROBA STUDIOS Тамара Мурадова. 

В этом проекте во входной зоне, а также на втором и третьем уровне здания появляются общественные пространства для общения и отдыха. В центральной части театрального фойе возникает кафе, рядом - зоны для представлений, выставок и лекций. «Театр перестает быть пустым пространством, он становится креативным кластером, двери которого открыты с раннего утра и до позднего вечера», – поясняет архитектор. 

Внешний вид здания, проект бюро Archiproba
Внешний вид здания, проект бюро Archiproba
Зрительный зал, проект бюро Archiproba
Зрительный зал, проект бюро Archiproba

Вдохновившись оригинальным чертежами Сомова, авторы предлагают на площади перед зданием сделать утопленный в землю амфитеатр. А кровля из специального материала может использоваться для видео проекций. «У нас предусмотрена большая программа по архитектурной подсветке. Мы предложили сделать видео проекции на верхнюю часть здания с двух сторон и на крышку амфитеатра. Их увидят и люди на площади, и те, кто будет проводить время на открытых террасах театра, возможно, и на другой стороне реки», – объясняет Мурадова. 

Остановка общественного транспорта перед зданием уподобляется воротам – авторы предложили ее сделать легкой, полностью проницаемой для глаз, а название театра перенести на этот павильон. Таким образом, посетители будут «входить» в театр сразу же, потом гулять по площади и лишь затем попадать в само здание. «Все наши решения нацелены на то, чтобы человеку здесь было комфортно. Поэтому мы не использовали цвет внутри, а предлагаем использовать цветной свет. То есть освещенность можно менять, делать пространство невероятно гибким. Это мгновенно будет создавать настроение», – говорит основатель бюро.

Фойе театра, проект бюро Archiproba
Фойе театра, проект бюро Archiproba

Вариант третий. Тотальный театр

Бюро FORM вдохновилось концепцией «тотального театра», которую заложил в свой проект Сомов – то есть театра со свободным сценическим пространством. «Мы создаем универсальную площадку, которая позволила бы максимально гибко использовать пространство как внутри театра, так и перед ним. То есть спектакли можно ставить везде: будь то сцена, фойе или площадь», – объясняет одна из создателей бюро Вера Одынь. Авторы особое внимание уделили проблеме передвижения внутри здания, например предложили сделать новую систему лифтов. Это упростит доступ, в том числе и для маломобильных граждан. 

Помещения на верхних этажах, которые сейчас пока выполняют техническую функцию, могут использоваться для выставок или как залы для танцевальных студий и занятий йогой. Архитекторы предложили открыть красивый вид на Волхов из фойе театра – сейчас огромные окна закрыты занавесками. Вместо этого может быть использована система подвижных занавесов. 

Проект репетиционного зала
Проект репетиционного зала
Проект фойе театра
Проект фойе театра

«Мы сопоставили театр и новгородский Кремль – оба здания видно друг за другом, если двигаться по реке. И если первый – это исторический центр, то второй – культурный. Так же как вокруг Кремля когда-то появлялись ярмарочные временные балаганы, то у нас вокруг театра появляются временные павильоны, которые трансформируются. Это гибкая система для различного рода театральных действий на площади. Наши объекты могут быть частью городских фестивалей и праздников», – поясняет Одынь. 

Проект подсветки здания театра
Проект подсветки здания театра

Новый культурный центр 

Главная идея нынешнего конкурса состояла в том, чтобы создать концепцию комплексной реновации театра и сохранить уникальную архитектуру, дополнив ее современными планировочными решениями. Еще одна задача – обратить внимание на оригинальность и ценность архитектуры второй половины ХХ века. 

«В рамках конкурса мы обсуждали пока первый этап реконструкции, это архитектурная концепция интерьеров и экстерьеров и прилегающего пространства, которое было задумано Сомовым как единый комплекс. Объединялось это все идеей тотального театра, о которой он думал, когда сочинял пространство. Само здание и его масштабы предполагают, что этот театр должен быть культурным центром», – говорит один из членов жюри конкурса, главный редактор журнала «Сцена» и генеральный директор Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина Дмитрий Родионов. 

Для этого нужна ясная осмысленная стратегия, которая позволит охватить все пространства внутри и перед театром.

«Главное театральное «сердце» должно быть сохранено, но к нему могут быть прибавлены другие формы работы с аудиторией разных возрастов, от молодежи до пенсионеров. Все это должно делаться в тесной связке с городскими властями, которые планируют на площади перед театром проводить какие-то важные для всего города события. Впереди еще большой путь, и этот конкурс – первый серьезный шаг к пониманию образа этого театра, его содержанию, его функциональных возможностей», – уверен эксперт.  

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала