Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство - РИА Новости, 1920, 16.04.2019
Культура

Человек Серебряного века. Памяти Романа Виктюка

© РИА Новости / Виталий Белоусов / Перейти в фотобанкПресс-конференция народного артиста России режиссера Романа Виктюка, посвященная его 75-летнему юбилею
Пресс-конференция народного артиста России режиссера Романа Виктюка, посвященная его 75-летнему юбилею - РИА Новости, 1920, 17.11.2020
Читать ria.ru в
МОСКВА, 17 ноя — РИА Новости, Павел Сурков. Смерть Романа Виктюка — потеря для отечественного театра неоценимая и вообще плохо рефлексируемая. Он собирал вокруг себя людей исключительно неравнодушных. Творчество Виктюка или горячо принималось, и тогда человек навсегда становился его поклонником, или же, напротив, яростно отрицалось, и тогда тот или иной критик становился в жесткую оппозицию. Но оставаться в стороне, не замечать Виктюка в театральном мире было просто невозможно.
Его творческая манера — откровенность, замешанная как на провокативности, так и на остроте — четко определялась тем, какие сюжеты Виктюк выбирал для постановки. На его "Татуированную розу" во МХАТе в 80-е годы билетов было не достать: за контрамарку "на Виктюка" порой давали два билета в Большой театр, настолько он был актуален и настолько популярен. А про "Утиную охоту", которую Роман Виктюк поставил в 70-е в Студенческом театре МГУ, до сих пор ходят легенды.
Безусловно, одним из самых громких его спектаклей стали знаменитые "Служанки" в "Сатириконе". Торжество эксцентрики, пластики, невероятных костюмов! Зрелище было, конечно, практически невиданное для классической театральной публики: четверо мужчин, которые играли женские роли, скрытые за ярким гримом а-ля кабаре, знаменитые юбки, и, конечно, неповторимый Константин Райкин, сыгравший Соланж.
Великолепная музыка — микс из песен Далиды, Supertramp и "Реквиема" Верди. "Служанок" ругали, "Служанками" восхищались, "Служанки" объездили практически весь театральный мир, собрали какое-то невероятное количество призов и отзывов — и оставались одним из главных спектаклей Виктюка.
© РИА Новости / Дмитрий Донской / Перейти в фотобанкКонстантин Райкин и Александр Корженков в спектакле "Служанки" по пьесе Жана Жене в постановке Романа Виктюка. Театр "Сатирикон".
Константин Райкин и Александр Корженков в спектакле Служанки по пьесе Жана Жене в постановке Романа Виктюка. Театр Сатирикон. 1990 год
1 из 8
Константин Райкин и Александр Корженков в спектакле "Служанки" по пьесе Жана Жене в постановке Романа Виктюка. Театр "Сатирикон".
© РИА Новости / Дмитрий Донской / Перейти в фотобанк

Константин Райкин в спектакле "Служанки" в постановке Романа Виктюка. Театр "Сатирикон".

Константин Райкин
2 из 8

Константин Райкин в спектакле "Служанки" в постановке Романа Виктюка. Театр "Сатирикон".

© РИА Новости / Дмитрий Донской / Перейти в фотобанк

Константин Райкин и Николай Добрынин в спектакле "Служанки" в театре "Сатирикон".

Константин Райкин и Николай Добрынин
3 из 8

Константин Райкин и Николай Добрынин в спектакле "Служанки" в театре "Сатирикон".

© РИА Новости / Дмитрий Донской / Перейти в фотобанк

Сцена из спектакля "Служанки" по пьесе Жана Жене. Режиссер Роман Виктюк. Служанка, Хозяйка — Александр Зуев. Театр "Сатирикон".

Спектакль театра Сатирикон Служанки
4 из 8

Сцена из спектакля "Служанки" по пьесе Жана Жене. Режиссер Роман Виктюк. Служанка, Хозяйка — Александр Зуев. Театр "Сатирикон".

© Фото : предоставлено Агентством коммуникаций "ГольдГамер"

Сцена из спектакля "Cлужанки" в постановке Романа Виктюка.

Сцена из спектакля Служанки в постановке Романа Виктюка
5 из 8

Сцена из спектакля "Cлужанки" в постановке Романа Виктюка.

© РИА Новости / Екатерина Чеснокова / Перейти в фотобанк

Дмитрий Бозин в роли Соланж в спектакле "Служанки", открывшем новый сезон на сцене Театра Романа Виктюка.

Дмитрий Бозин в роли Соланж в спектакле Служанки
6 из 8

Дмитрий Бозин в роли Соланж в спектакле "Служанки", открывшем новый сезон на сцене Театра Романа Виктюка.

© РИА Новости / Екатерина Чеснокова / Перейти в фотобанк

Александр Солдаткин в роли Клер (слева) и Дмитрий Бозин в роли Соланж в спектакле "Служанки", открывшем новый сезон на сцене московского Театра Романа Виктюка.

Сцена из спектакля Служанки в театре Романа Виктюка
7 из 8

Александр Солдаткин в роли Клер (слева) и Дмитрий Бозин в роли Соланж в спектакле "Служанки", открывшем новый сезон на сцене московского Театра Романа Виктюка.

© РИА Новости / Владимир Вяткин / Перейти в фотобанкСцена из спектакля "Служанки", режиссер Роман Виктюк.
Сцена из спектакля Служанки
8 из 8
Сцена из спектакля "Служанки", режиссер Роман Виктюк.
1 из 8
Константин Райкин и Александр Корженков в спектакле "Служанки" по пьесе Жана Жене в постановке Романа Виктюка. Театр "Сатирикон".
2 из 8

Константин Райкин в спектакле "Служанки" в постановке Романа Виктюка. Театр "Сатирикон".

3 из 8

Константин Райкин и Николай Добрынин в спектакле "Служанки" в театре "Сатирикон".

4 из 8

Сцена из спектакля "Служанки" по пьесе Жана Жене. Режиссер Роман Виктюк. Служанка, Хозяйка — Александр Зуев. Театр "Сатирикон".

5 из 8

Сцена из спектакля "Cлужанки" в постановке Романа Виктюка.

6 из 8

Дмитрий Бозин в роли Соланж в спектакле "Служанки", открывшем новый сезон на сцене Театра Романа Виктюка.

7 из 8

Александр Солдаткин в роли Клер (слева) и Дмитрий Бозин в роли Соланж в спектакле "Служанки", открывшем новый сезон на сцене московского Театра Романа Виктюка.

8 из 8
Сцена из спектакля "Служанки", режиссер Роман Виктюк.
Роман Виктюк мастерски подбирал себе соратников — актеров и членов постановочной группы, которые в полной мере становились его соавторами. Так, эксцентрика "Служанок" была усилена Валентином Гнеушевым, знаменитым хореографом и цирковым режиссером. А когда спектакль был в очередной раз возрожден, уже в 2000-е годы, то вторым режиссером постановки стал Александр Зуев, один из исполнителей первой редакции "Служанок".
Его манеру было легко пародировать — чего стоит знаменитый кавээновский скетч про "Колобка" в постановке Романа Виктюка, вошедший в народ как "Юбку зайцу!".
Но при этом другой Виктюк был совершенно невозможен. Он был уникален и в своем режиссерском видении, и в точности сценографии, и в той страсти, которая в прямом смысле водопадом лилась на зрителя во время любого его спектакля.
Естественно, у Виктюка было его собственное время, точный исторический период, к архитектонике и атмосфере которого он тяготел. Это был Серебряный век, который Роман Григорьевич прекрасно знал, любил и с которым был неразрывно духовно связан. Сологуб, Мандельштам, Цветаева — все это была его среда, его атмосфера, фактически его далекие вдохновители. Да и он сам был продолжателем дела экспериментальных студий Серебряного века, когда, казалось, можно было сделать в искусстве все без исключения, любой эксперимент, нет табу — была бы искренность, страсть и откровенность.
© РИА Новости / Владимир Вяткин / Перейти в фотобанк

Театральный режиссер Роман Виктюк.

Роман Григорьевич Виктюк
1 из 6

Театральный режиссер Роман Виктюк.

© РИА Новости / Дмитрий Коробейников / Перейти в фотобанкРежиссер Роман Виктюк (слева) и исполнители главных ролей Елена Морозова (справа) и Николай Добрынин после окончания спектакля "Мастер и Маргарита" по роману Михаила Булгакова в Театре Романа Виктюка.
Виктюк ,Морозова , Добрынин после окончания спектакля Мастер и Маргарита
2 из 6
Режиссер Роман Виктюк (слева) и исполнители главных ролей Елена Морозова (справа) и Николай Добрынин после окончания спектакля "Мастер и Маргарита" по роману Михаила Булгакова в Театре Романа Виктюка.
© РИА Новости / Евгения Новоженина / Перейти в фотобанк

Режиссер Роман Виктюк во время генерального прогона спектакля "Федра" по произведению Марины Цветаевой в постановке Романа Виктюка в Театре Романа Виктюка.

Режиссер Роман Виктюк во время генерального прогона спектакля Федра
3 из 6

Режиссер Роман Виктюк во время генерального прогона спектакля "Федра" по произведению Марины Цветаевой в постановке Романа Виктюка в Театре Романа Виктюка.

© РИА Новости / Виталий Белоусов / Перейти в фотобанк

Народный артист России, режиссер Роман Виктюк в Российском агентстве международной информации РИА Новости отвечает на вопросы журналистов на пресс-конференции, посвященной его 75-летнему юбилею.

Пресс-конференция народного артиста России режиссера Романа Виктюка, посвященная его 75-летнему юбилею
4 из 6

Народный артист России, режиссер Роман Виктюк в Российском агентстве международной информации РИА Новости отвечает на вопросы журналистов на пресс-конференции, посвященной его 75-летнему юбилею.

© РИА Новости / Евгений Биятов / Перейти в фотобанк

Режиссер Роман Виктюк (слева) на празднике в честь своего дня рождения в Театре имени Моссовета.

Празднование дня рождения Романа Виктюка
5 из 6

Режиссер Роман Виктюк (слева) на празднике в честь своего дня рождения в Театре имени Моссовета.

© РИА Новости

Художественный руководитель Театра Романа Виктюка Роман Виктюк перед началом встречи, посвященной ретроспективе спектаклей "Роман с любовью".

Встреча с Р.Виктюком
6 из 6

Художественный руководитель Театра Романа Виктюка Роман Виктюк перед началом встречи, посвященной ретроспективе спектаклей "Роман с любовью".

1 из 6

Театральный режиссер Роман Виктюк.

2 из 6
Режиссер Роман Виктюк (слева) и исполнители главных ролей Елена Морозова (справа) и Николай Добрынин после окончания спектакля "Мастер и Маргарита" по роману Михаила Булгакова в Театре Романа Виктюка.
3 из 6

Режиссер Роман Виктюк во время генерального прогона спектакля "Федра" по произведению Марины Цветаевой в постановке Романа Виктюка в Театре Романа Виктюка.

4 из 6

Народный артист России, режиссер Роман Виктюк в Российском агентстве международной информации РИА Новости отвечает на вопросы журналистов на пресс-конференции, посвященной его 75-летнему юбилею.

5 из 6

Режиссер Роман Виктюк (слева) на празднике в честь своего дня рождения в Театре имени Моссовета.

6 из 6

Художественный руководитель Театра Романа Виктюка Роман Виктюк перед началом встречи, посвященной ретроспективе спектаклей "Роман с любовью".

При этом он был вне политики, всегда подчеркивал, что не был и не будет "человеком системы" — в любом из ее пониманий. У него были исключительно собственные представления о главном и прекрасном, о том, что действительно ценно и для него самого как для режиссера, и для зрителя — его главного адресата.
Он специально почти не касался театральной классики. Представить, например, всего Шекспира или Чехова в постановке Виктюка было невозможно: хотя бы потому, что мэтры драматургии так или иначе давали режиссерам заложенные в тексте, в ремарках постановочные подсказки. А Виктюку подсказчики были не нужны. Поэтому, выбирая между классикой или, скажем, пьесами Робера Тома или Эдварда Радзинского (с которым дружил еще с 70-х годов), он, конечно, отдавал предпочтение современной драматургии. Шекспировский текст "Ромео и Джульетты" превращался у него в "R&J", фактически любовную фантасмагорию, сдобренную элементами гротеска — не так, как написано, а так, как прочувствовано.
© РИА Новости / Иван Макеев / Перейти в фотобанк

Сцена из спектакля "Ромео и Джульетта" в постановке Романа Виктюка на сцене Театра Романа Виктюка.

Сцена из спектакля Ромео и Джульетта в постановке Романа Виктюка
1 из 2

Сцена из спектакля "Ромео и Джульетта" в постановке Романа Виктюка на сцене Театра Романа Виктюка.

© РИА Новости / Иван Макеев / Перейти в фотобанк

Сцена из спектакля "Ромео и Джульетта" в постановке Романа Виктюка.

Предпремьерный показ спектакля Ромео и Джульетта Театра Романа Виктюка
2 из 2

Сцена из спектакля "Ромео и Джульетта" в постановке Романа Виктюка.

1 из 2

Сцена из спектакля "Ромео и Джульетта" в постановке Романа Виктюка на сцене Театра Романа Виктюка.

2 из 2

Сцена из спектакля "Ромео и Джульетта" в постановке Романа Виктюка.

Серебряный век не покидал его творчество буквально до последних дней: афиша Театра Романа Виктюка по-прежнему содержит и "Федру" Марины Цветаевой, и "Мелкого беса" Сологуба, и недавнюю премьеру — "Отравленную тунику" Николая Гумилева (она, увы, стала последней постановкой мастера). И в этом тоже есть некоторая символичность — что его завершающей, по сути, итоговой работой стал текст человека, отличавшегося исключительным бесстрашием. И ровно так же, как и Виктюк, не снискавшего о себе неполярных мнений: Гумилева тоже либо обожали, либо ненавидели.
© РИА Новости / Евгения Новоженина / Перейти в фотобанк

Сцена из спектакля "Федра" по произведению Марины Цветаевой в постановке Романа Виктюка в Театре Романа Виктюка.

Генеральный прогон спектакля театра Романа Виктюка Федра
1 из 3

Сцена из спектакля "Федра" по произведению Марины Цветаевой в постановке Романа Виктюка в Театре Романа Виктюка.

© РИА Новости / Владимир Вяткин / Перейти в фотобанк

Людмила Максакова (Таня) и Сергей Маковецкий (Дима) в спектакле "Полонез Огинского" по пьесе Николая Коляды. Постановка Романа Виктюка, сценография Владимира Боера. Театр Романа Виктюка, 1994 год.

Людмила Максакова (Таня) и Сергей Маковецкий (Дима) в спектакле Полонез Огинского по пьесе Николая Коляды. Постановка Романа Виктюка, сценография Владимира Боера. Театр Романа Виктюка 1994 год
2 из 3

Людмила Максакова (Таня) и Сергей Маковецкий (Дима) в спектакле "Полонез Огинского" по пьесе Николая Коляды. Постановка Романа Виктюка, сценография Владимира Боера. Театр Романа Виктюка, 1994 год.

© РИА Новости / Сергей Пятаков / Перейти в фотобанк

Сцена из спектакля "Маскарад маркиза де Сада" в постановке Романа Виктюка по пьесе известного журналиста, писателя, драматурга Андрея Максимова в Театре Романа Виктюка.

Сцена из спектакля Маскарад маркиза де Сада в постановке Романа Виктюка по пьесе известного журналиста, писателя, драматурга Андрея Максимова в Театре Романа Виктюка .
3 из 3

Сцена из спектакля "Маскарад маркиза де Сада" в постановке Романа Виктюка по пьесе известного журналиста, писателя, драматурга Андрея Максимова в Театре Романа Виктюка.

1 из 3

Сцена из спектакля "Федра" по произведению Марины Цветаевой в постановке Романа Виктюка в Театре Романа Виктюка.

2 из 3

Людмила Максакова (Таня) и Сергей Маковецкий (Дима) в спектакле "Полонез Огинского" по пьесе Николая Коляды. Постановка Романа Виктюка, сценография Владимира Боера. Театр Романа Виктюка, 1994 год.

3 из 3

Сцена из спектакля "Маскарад маркиза де Сада" в постановке Романа Виктюка по пьесе известного журналиста, писателя, драматурга Андрея Максимова в Театре Романа Виктюка.

Он называл своих актеров и свои спектакли "детьми", да и относился к ним ровно так же — с любовью, заботой, но при этом и со вполне ожидаемой критикой, ни на секунду не позволяя себе почивать на лаврах. Работоспособность Романа Григорьевича поражала: он умел выдавать по несколько премьер в год.
Возраст, казалось, был над ним не властен — он был все так же требователен к собственным артистам, а порой и безжалостен к самому себе.
Сколько проживут спектакли без своего создателя и как сохранить уникальный виктюковский почерк — сейчас предположить невозможно. Но то, что Роман Виктюк абсолютно уникален, незабываем и неповторим — это бесспорно. Просто сейчас его талант понадобился там, где уже давно собрались его любимые драматурги — в лучшем из миров. Там, где Серебряный век длится вечно.
Роман Виктюк - РИА Новости, 1920, 17.11.2020
Биография Романа Виктюка
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Медведев поздравил студентов с Татьяниным днем Правительство выделит средства на спутниковую связь для интернетаВ Петербурге введут новые COVID-ограничения для несовершеннолетнихВрач объяснила, почему домашний тест на коронавирус может быть неточнымЧернышенко напомнил о необходимости наращивания новых инженерных кадровНАТО не готова отступиться от основных принципов альянса, заявил генсекНАТО готова обсуждать контроль над вооружениями, заявил СтолтенбергНАТО не будет размещать войска на Украине, заявил СтолтенбергНАТО отправит ответ на предложения по безопасности на этой неделеЧернышенко рассказал о планах обучения школьников языкам программированияСША доставили на Украину противотанковые ракеты Javelin, сообщили СМИДепутат объяснил призыв "ставить к стенке" зоозащитников эмоциямиФедеральные трассы будут обеспечены связью LTE, заявил ЧернышенкоВ Ереване отреагировали на сообщения о втором гражданстве СаркисянаTwitter зарегистрировал личный кабинет на сайте РоскомнадзораПоловина россиян к 2030 году смогут получать услуги по биометрииЧернышенко заявил, что нужно сделать университет местом запуска стартаповВ ЛНР напомнили Киеву о нерешенном вопросе выплаты пенсий в ДонбассеЧернышенко рассказал о путях решения проблемы дефицита IT-специалистовЧисло заявок на бесплатное подключение к газу превысило 590 тысяч