Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вакцина и обезьяны: британский фейк о "российском фейке"

© AP Photo / Yui MokУчастники демонстрации на Трафальгарской площади в Лондоне
Участники демонстрации на Трафальгарской площади в Лондоне - РИА Новости, 1920, 22.10.2020
Читать ria.ru в
Британские СМИ вскрыли очередную информационную диверсию России против человечества. Причем в течение нескольких дней это было главной новостью на Альбионе.
Только подумайте, сколько проблем сейчас в Великобритании: в стране жуткая ситуация с пандемией, против новых карантинных мер правительства восстают целые регионы, переговоры с Евросоюзом о Brexit зашли в тупик, что грозит экономическим коллапсом уже в ближайшее время, уровень поддержки идеи выхода Шотландии достиг максимальных значений, что может привести к распаду страны. И в этих условиях на первых полосах британских газет публикуют главную новость: "Сумасшедшие Russkies объявляют, что вакцина превратит нас в шимпанзе".
Главное здание посольства России в Великобритании на Kensington Palace Gardens в Лондоне - РИА Новости, 1920, 16.10.2020
В российском посольстве ответили на обвинения Лондона в дезинформации
Практически все газеты опубликовали забавные коллажи, на которых фотография премьер-министра Британии Бориса Джонсона была переделана в йети и сопровождена подписью: "Я люблю мою вакцину снежного человека". Ссылаясь на некий источник, все эти СМИ заявили, что подобные фото производились или распространялись по распоряжению российского государства или же российских официальных лиц как часть общей кампании дезинформации с целью опорочить будущую британскую вакцину от коронавируса и заявить, что она превращает людей в обезьян.

Первоисточником всех этих утверждений стала газета The Times, которая под видом своего собственного "расследования" выдала несколько сенсационных материалов на данную тему. Якобы снимки редакции предоставил "вовлеченный в кампанию (дезинформации. — Прим. ред.) некто, озабоченный тем ущербом, который она могла нанести общественному здравоохранению". Этот самый "озабоченный некто" заявил, что как-то связан с веселыми картинками.

Но при чем же тут российское государство? Этот вопрос The Times преподносила, закручивая интригу по нарастающей. В передовице она заявила: "Непонятно, была ли эта пропагандистская попытка авторизована непосредственно Кремлем, но есть свидетельства того, что некоторые российские чиновники были вовлечены в ее организацию и распространение".
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков - РИА Новости, 1920, 16.10.2020
В Кремле ответили на обвинения в дезинформации о британской вакцине
В основной же статье утверждение звучит не столь категорично: "Кампания против оксфордского исследования могла быть связана с российскими официальными лицами. <…> Вовлечение этих лиц не обязательно означает, что Кремль приказал, одобрил или знал об этой пропагандистской попытке". В общем, многочисленным читателям газеты главная интрига, вынесенная в заголовки почти всех газет (о том, что все это делает Россия), так и не была разъяснена. Взамен их призывали зайти на сайт газеты и выслушать 40-минутный подкаст на эту тему — мол, там-то все подробно объяснено и доказано.
Похоже, другие СМИ (что британские, что американские) так далеко идти не стали и доверились утверждению The Times, что у нее-то в этом подкасте есть все доказательства причастности официальных лиц России к производству интернет-мемов, дискредитирующих несуществующую пока британскую вакцину. Потому и появилась череда публикаций, в которых эту "российскую кампанию дезинформации" преподнесли чуть ли не как часть "военной доктрины Герасимова" — на стратегию начальника Генштаба Вооруженных Сил России Валерия Герасимова западные СМИ любят ссылаться по поводу и без.
Однако если послушать подкаст The Times, то выясняется: практически в ходе всей трансляции звучит обещание: сейчас-то мы вам докажем вовлеченность российского государства. И вот когда доходит до раздела об организаторах, звучит фамилия Кирилла Дмитриева, генерального директора Российского фонда прямых инвестиций. Журналисты газеты обсуждают со штатными "кремленологами" личность Дмитриева, его фонд и даже вопрос о том, знал сам Владимир Путин о кампании, организованной ими. Из чего можно предположить, что The Times вышли наконец на след — вот те самые чиновники, стоящие за картинками о "йети Джонсоне". Но затем следует просто потрясающая фраза: "Кирилл Дмитриев не упоминается в свидетельствах, которые у нас есть. И нет намека на то, что он причастен к кампании дезинформации". А вот, собственно, и все! На этом след к загадочным "российским чиновникам", который обещан в самой газете, и обрывается. Разве что эксперт Марк Галеотти, известный своими поверхностными книгами о преступности в России, выдает мнение о том, что за кампанией могли стоять некие "кремлевские герцоги и бароны". Ну чем не "доказательство"?
© AP Photo / Kirsty WigglesworthПремьер-министр Великобритании Борис Джонсон во время визита в Институт Дженнера в Оксфорде, где проходит исследование вакцины против COVID-19
Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон во время визита в Институт Дженнера в Оксфорде, где проходит исследование вакцины против COVID-19 - РИА Новости, 1920, 21.10.2020
Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон во время визита в Институт Дженнера в Оксфорде, где проходит исследование вакцины против COVID-19
Затем следует очередной "инсайд": мол, на неких российских государственных каналах даже готовили фейк о том, что в ходе испытаний британской вакцины умерли два участника тестирования, но их смерть якобы тщательно скрывают. И мол, это является доказательством того, что вакцина работает только на обезьян, но не на людей. Правда, тут же заявляется: "Кампания не была еще начата. Возможно, это было уж слишком даже для российского телевидения". То есть этого нигде никто не обнародовал, и мы не знаем, откуда это взяли авторы подкаста. Однако после этого следует "факт-чекинг" от The Times, в котором они "опровергают" нигде не опубликованную "сенсацию". Это что-то новенькое в практике солидной журналистики — самим преподносить миру нигде не звучавший ранее слух, а затем яростно спорить с ним.
При этом действительно один из добровольцев, испытывавших вакцину британской компании AstraZeneca, на этой неделе умер в Бразилии. Но об этом сообщили мировые агентства. И это сложно отнести к "российской дезинформации".
Мужчина в защитной маске переходит дорогу с установленными на ней барьерами для социального дистанцирования в Лондоне - РИА Новости, 1920, 20.10.2020
В Британии добровольцев намеренно заразят коронавирусом
Таким образом, ни в одном материале нет ни единого факта, доказывающего какую-то вовлеченность российского государства, российского официального или неофициального лица в производство смешных мемов о Джонсоне и ковиде. Интернет действительно забит этими фотографиями. Но попытка найти их первоисточник неизменно приводит к тому самому номеру The Times, где они были впервые напечатаны. Мы не знаем, публиковались ли они где-то ранее, но именно эта газета дала старт их широкому распространению в мире.
Она уверяет, что какие-то подобные мемы публиковались на трех скромных ресурсах — двух британских и одном брюссельском. Правда, найти можно лишь одно косвенно связанное с этим изображение (совсем другое) на сайте EUReporter. Получается, главным распространителем подобных коллажей стала именно The Times. Даже если предположить, что кто-то хотел опорочить британскую вакцину, назвав ее "обезьяньей", то он нашел самый эффективный и дешевый метод: он просто подкинул ее в редакцию известной британской газеты и преподнес это как "доказательство российской дезинформации". И все — дальше мемы разлетелись по Интернету. Невероятный эффект. Но если это так, то выходит, что это The Times стала инструментом распространения дезинформации (и скорее всего, не российской).
Но даже при отсутствии хоть каких-то доказательств вовлеченности во всю эту историю хоть кого-то из России мы видим уже гневную официальную реакцию со стороны Лондона. Министр иностранных дел Британии Доминик Рааб уже обвинил Москву в дискредитации оксфордской вакцины. Так и до санкций недалеко. И даже неважно, что сама The Times утверждает, что Кремль вряд ли причастен к этой истории. Британским министрам необязательно читать дальше заголовков.
© REUTERS / Hannah McKayМинистр иностранных дел Британии Доминик Рааб
Министр иностранных дел Британии Доминик Рааб - РИА Новости, 1920, 21.10.2020
Министр иностранных дел Британии Доминик Рааб
Главное, что на вопрос "зачем это нужно России?" редакционная колонка этой газеты отвечает просто: подрывается "глобальное доверие ко всем вакцинам". Но России-то как раз невыгодно подрывать доверие к вакцинации как таковой, учитывая тот факт, что она на данный момент является пока единственной страной в мире, уже имеющей вакцину против коронавируса. Но кого на Западе в данном случае волнует логика.
Посольство России в Британии сразу пояснило: предположение о том, что российское государство может вести какую бы то ни было пропаганду с целью подрыва доверия к британской вакцине, "само по себе является примером дезинформации". Но заметьте, ни одна соцсеть не блокирует эти "сенсации" от британской прессы, не заявляет о том, что они "нуждаются в дополнительной проверке". Это ведь не скандал с электронными письмами Хантера Байдена, которые дискредитируют его отца, кандидата в президенты США. Вот в этом случае соцсети действовали стремительно и жестко, блокируя страницы газеты New York Post, которая посмела опубликовать данный компромат. А вот ссылки на ту же газету, опубликовавшую британскую "сенсацию" о России, вакцине и обезьянах, никто не блокирует. Если это о русских, то можно печатать всякие абсурдные обвинения, не проверяя их.
Вакцина Спутник V - РИА Новости, 1920, 02.10.2020
Не нужна? Британия отказалась сотрудничать с РФ по вакцине от COVID
Возникает еще один логичный вопрос: зачем все это британским СМИ? Собственно, ответ дан в самом начале статьи. Как минимум на пару дней общественность отвлечена от обсуждения реальных проблем страны и сокрушается по поводу коварства этих русских. А когда эффект статей об "обезьяньей вакцине" пройдет, можно подбросить новую "сенсацию", вынося ее на первые полосы, — например, о том, что эти же коварные русские пытались сорвать Олимпиаду-2020, а доблестные британские спецслужбы предотвратили этот заговор. Еще на пару дней шум и скандалы обеспечены. Лишь бы никто не стал требовать: так предъявите хоть одного свидетеля или доказательство. Это лишнее.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Министерство информации Судана оценило заявление главы Суверенного советаКомитет Госдумы поддержал проект бюджета на 2022-2024 годыШкольников не планируют переводить на удаленку после каникулМолдавия проведет независимый аудит для анализа долга перед "Газпромом"Умерла лидер греческой партии "Движение перемен" Фофи ГенниматаПосольство Бразилии в Судане объявило о закрытииРогозин разрекламировал короткую схему полета на "Союзе"На въезде в Севастополь установят блокпосты из-за ситуации с COVID-19Глава Суверенного совета Судана объявил в стране чрезвычайное положениеВ Барнауле задержали врача, торговавшего сертификатами о вакцинацииГенсек НАТО высказался о возможности вступления Финляндии в альянсСуд оставил экс-главу "Открытой России"* Пивоварова под арестомДом отшельницы Агафьи Лыковой восстановилиАТОР рассказала о рекордном спросе на туры в ЕгипетЗабиуллу Муджахида назначили главным представителем талибов Вице-премьер Молдавии анонсировал переговоры с главой "Газпрома"ФТС ожидает, что внешнеторговый оборот побьет показатели 2014 годаПетербургским фуд-кортам разрешат работу на вынос и доставкуВ Госдуме прокомментировали идею о выходных после вакцинации от COVID-19В Нижнем Тагиле обнаружили останки 14 человек