08:00 14.10.2020
(обновлено: 09:53 14.10.2020)
"Они сами такого не ожидали": что происходит с военным флотом США
© Фото : U.S. Navy/ Mass Communication Specialist Seaman George M. BellАмериканская ударная авианосная группа во главе с USS Bunker Hill (CG 52) на военно-морских учениях в Индийском океане
![Американская ударная авианосная группа во главе с USS Bunker Hill (CG 52) на военно-морских учениях в Индийском океане Американская ударная авианосная группа во главе с USS Bunker Hill (CG 52) на военно-морских учениях в Индийском океане - РИА Новости, 1920, 14.10.2020](https://cdnn21.img.ria.ru/images/150857/52/1508575212_0:93:2701:1612_1920x1080_80_0_0_efcc42e3d9c69d89d2cab541dfdf0779.jpg)
Читать ria.ru в
МОСКВА, 14 окт — РИА Новости, Андрей Коц. У самой могущественной морской военной машины в мире возникли проблемы. Спецкомиссия ВМС США доложила конгрессу о неудовлетворительном техническом состоянии надводных кораблей. За последние десятилетия их боеспособность упала, а многие "вымпела" уже вплотную приблизились к "пенсионному возрасту". При этом расходы на обслуживание стареющей армады постоянно растут. О болевых точках американского флота — в материале РИА Новости.
Обесточенные
Внезапные проверки на кораблях начались в ВМС США сравнительно недавно. Раньше график инспекций составлялся заранее, и экипажи знали, когда ждать комиссию. Это давало морякам время на то, чтобы протестировать основное оборудование и при необходимости устранить неисправности и дефекты. Однако последние пять лет личный состав о проверках никто не оповещает, поэтому и их результаты оставляют желать лучшего.
© Фото : U.S. Navy Эсминец УРО типа "Арли Берк"
![Эсминец УРО типа «Арли Бёрк» Эсминец УРО типа «Арли Бёрк» - РИА Новости, 1920, 13.10.2020](https://cdnn21.img.ria.ru/images/72182/79/721827932_0:0:800:532_1920x1277_80_0_0_280ae22dbcaff858fcad7ba7f2e632ec.jpg)
Эсминец УРО типа "Арли Берк"
Больше всего проблем, согласно выводам комиссии, связано с силовыми установками. Инспектора выяснили, что они периодически выходят из строя и ремонтируются силами экипажей прямо в море. При этом более чем на 30 кораблях эффективность двигателей за пять лет снизилась на 20 процентов.
Хватает головной боли и с хваленой боевой информационно-управляющей системой Aegis, отвечающей, помимо прочего, за оборону надводных кораблей от атак с воздуха. На некоторых "вымпелах" она регулярно дает сбои. По заключению комиссии, если идеальное состояние корабельного оборудования оценивать единицей, то средний показатель боевой готовности Aegis на морских платформах не превышает 0,75.
Отдельная история — системы, обеспечивающие взлет и посадку корабельных вертолетов. Их исправность уменьшилась с 0,77 до 0,68, причем поломки не раз могли привести к трагедии. Так, в октябре 2019-го вертолет MH-60 Seahawk разбился при посадке на палубу авианосца "Рональд Рейган". К счастью, обошлось без жертв. Авария произошла из-за неисправности электросистем корабля, выдавших пилоту неверные данные для снижения.
На пенсию — позже
Вместе с тем надводный флот получил высокие оценки за техническое состояние навигационных систем, медицинского оборудования, противолодочного и ракетного вооружения. Впрочем, члены спецкомиссии констатируют: проблем будет только больше, так как корабли интенсивно эксплуатируются в море и неизбежно стареют.
"Все крейсеры типа "Тикондерога" приближаются к 35-летию, — сообщает портал Defense News. — Первые 27 эсминцев "Арли Берк" не сильно моложе. Особые трудности доставляет обслуживание радаров на старых кораблях и поддержание в рабочем состоянии силовых установок".
CC BY-SA 2.0 / U.S. Navy photo by Mass Communication Specialists 3rd Class Bradley J. Gee/Released / Американский крейсер с управляемым ракетным вооружением Antietam в Южно-Китайском море
![Американский крейсер с управляемым ракетным вооружением Antietam в Южно-Китайском море Американский крейсер с управляемым ракетным вооружением Antietam в Южно-Китайском море - РИА Новости, 1920, 13.10.2020](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152151/31/1521513119_0:0:3000:1997_1920x1278_80_0_0_85680655c42ff7023ffd56090c862ce2.jpg)
Американский крейсер с управляемым ракетным вооружением Antietam в Южно-Китайском море
Именно рубеж в 35 лет до недавних пор был предельным в американском флоте для кораблей класса "крейсер" и "эсминец". Однако еще два года назад в Вашингтоне обсуждали возможность продлить срок службы до 52 и 50 лет соответственно. Не спешат Штаты списывать и прибрежные боевые корабли (Littoral Combat Ship): их оставят в строю до 25- и 35-летия. А универсальные десантные корабли — до 53 лет.
На одних "вымпелах" заделают трещины в корпусе, на других обновят бортовую электронику, третьим починят силовую установку. Однако аналитик Центра стратегических и бюджетных оценок ВМС США Брайан Кларк считает, что этого недостаточно.
"Крейсера и эсминцы строились без большого задела на модернизацию систем вооружения, — отмечает эксперт. — Пятидесятилетняя "Тикондерога" с оружием полувековой давности не сможет выполнять боевые задачи так же эффективно, как более молодые корабли. Нужно вложить много денег в модернизацию боевых систем старых "вымпелов". В противном случае их участь — быть "плавучими арсеналами", получающими целеуказание для ракет от других, более современных платформ".
Детские болезни
Американцы испытывают трудности и с вводом в строй новых кораблей. В этом году командование ВМС направило конгрессу доклад с результатами инспекций трех "вымпелов", построенных на верфях Ingalls Shipbuilding — эсминца "Пол Игнациус", вертолетоносца "Триполи" и универсального десантного корабля "Портленд". Оказалось, что только что спущенные со стапелей корабли, еще пахнущие свежей краской, — технически сырые.
© Фото : U.S. Navy photo by Lance DavisКорабль ВМС США USS Portland
![Корабль ВМС США USS Portland Корабль ВМС США USS Portland - РИА Новости, 1920, 13.10.2020](https://cdnn21.img.ria.ru/images/156001/98/1560019857_0:0:3072:2048_1920x1280_80_0_0_0ccbac70e2b6ac0652196aa91bdb3a26.jpg)
© Фото : U.S. Navy photo by Lance Davis
Корабль ВМС США USS Portland
Так, на эсминце выявили проблемы с генераторами, оборудованием сбора разведывательной информации, боевой управляющей системой и судовыми рулями. По мнению инспекторов, эти дефекты значительно снижают боевые возможности корабля, угрожают безопасности экипажа. На "Триполи" комиссия обнаружила неисправности двигательной установки и якорной системы. А на "Портленде" — в генераторах, радарах, оборудовании для взлета и посадки вертолетов, главном двигателе.
Не все ладно и с вводом в строй самого дорогого корабля в истории — суперавианосца нового поколения "Джеральд Форд" стоимостью почти 13 миллиардов долларов. Передать его флоту планировали еще в 2016-м. Однако плавучий аэродром полностью провалил проверку на боеспособность — прежде всего из-за электромагнитных аэрофинишеров. Разработчики утверждали, что они способны принять 1600 самолетов без поломок, а на самом деле — не больше двух десятков. Причем из 11 самолетоподъемников исправны только два.
С учетом всего этого не совсем понятно, как Пентагон собирается в ближайшие годы повысить численность кораблей до 355 "вымпелов", а к 2045-му — до 500. Это может оказаться непосильным даже для американского военного бюджета.