https://ria.ru/20200910/gruzoperevozki-1577007204.html
Недозагрузка: как коронавирус отразился на грузоперевозках
Недозагрузка: как коронавирус отразился на грузоперевозках - РИА Новости, 11.09.2020
Недозагрузка: как коронавирус отразился на грузоперевозках
"Коронакризис" ударил по грузовым железнодорожным перевозкам и смежным отраслям: по расчетам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в августе 2020... РИА Новости, 11.09.2020
2020-09-10T17:12
2020-09-10T17:12
2020-09-11T19:26
экономика
институт проблем естественных монополий (ипем)
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/09/0a/1577054769_0:162:3065:1886_1920x0_80_0_0_c6787ee7123ae6dde2e539267b3babfa.jpg
МОСКВА, 10 сен - РИА Новости. "Коронакризис" ударил по грузовым железнодорожным перевозкам и смежным отраслям: по расчетам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в августе 2020 года недополученная выручка от грузовых перевозок составила 8,3 миллиарда рублей, с марта по август – 93,8 миллиарда рублей.Так, по данным института, падение спроса на продукцию добывающих отраслей, продолжающееся еще с декабря 2019 года, в июле ускорилось. В августе добыча нефти с газовым конденсатом в России уменьшилась на 12,9% относительно уровня аналогичного периода 2019 года и составила 41,7 миллиона тонн, сообщается в оперативной сводке Центрального диспетчерского управления ТЭК. Добыча угля в августе, по данным ЦДУ ТЭК, также уменьшилась по сравнению с показателем августа прошлого года на 9,6% — до 31,85 миллиона тонн.Прямым следствием значительного снижения добычи полезных ископаемых в середине лета стало соответствующее сокращение транспортировки этих грузов. Так, по расчетам ИПЕМ, погрузка угля в январе-августе 2020 года сократилась на 8,1% относительно аналогичного периода прошлого года, нефти и нефтепродуктов – на 9%, черных металлов – на 11,4%."Снижение грузоперевозок связано со значительным сокращением экспорта угля, а уголь составлял чуть менее 30% от всех грузов, перевозимых по железной дороге. Причем больше всего перевозки угля сократились в европейском направлении, куда шли основные потоки", - отмечает аналитик ГК "Финам" Алексей Калачев.На фоне снижения объемов грузоперевозок сократилась востребованность и грузовых вагонов. Так, по данным РЖД, на сети российских железных дорог сейчас простаивает порядка 100 тысяч вагонов, и это при том, что еще до "коронакризиса" наметилось их перепроизводство.Соответственно, сокращается спрос на новые вагоны. По информации Росстата, в июне 2020 года в России было произведено 3,9 тысячи грузовых вагонов, что на 45% меньше, чем в июне прошлого года. По итогам первого полугодия производство грузовых вагонов сократилось на 26,7%."Самая большая доля в вагонном парке – это полувагоны, используемые как раз для угля и других насыпных грузов. И уже с прошлого года их производство начало снижаться, поскольку сформировался избыток. Сейчас из-за снижения экспорта угля количество избыточных вагонов возросло. Ранее импульсом к их производству была программа 2016 года по обновлению парка вагонов. Многие были заменены в 2017-2018 годах, то есть, обновление уже произошло, и, учитывая достаточно длительный срок службы, больших объёмов их производства в ближайшее время не понадобится", - сказал Калачев. Сокращение грузоперевозок затронет не только отрасли грузового вагоностроения, но и производство вагонного литья. Так, по оценкам аналитиков, спрос на литые комплектующие для проведения ремонтов грузового подвижного состава будет в значительной степени удовлетворяться за счёт б/у комплектующих с вагонов-доноров, простаивающих на сети.В России вагонным литьем занимаются ряд предприятий, в том числе ООО "Промлит", ООО "ВКМ-Сталь", АО "ПО "Бежицкая сталь".Эксперты считают, что пока сложно спрогнозировать, сколько времени потребуется на восстановление грузоперевозок, поскольку слишком много существует факторов неопределенности, связанных с развитием мирового экономического кризиса."Не думаю, что к концу года удастся полностью восстановить грузоперевозки, которые во многом ориентированы на экспорт. Экспортный товарооборот, в том числе по углю, нефти и нефтепродуктам, железной руде, меди и по другим полезным ископаемым в 2020 году, скорее всего, останется в среднем ниже, чем в последние годы. Причины этого в том, что к концу года экономика стран Европы не успеет полностью восстановиться. По-видимому, грузоперевозки достигнут уровня 2019 года к концу 2021, может быть, даже к 2022 году", - считает заведующий кафедрой экономической теории и политики факультета финансов и банковского дела РАНХиГС, доктор экономических наук Абел Аганбегян.В свою очередь, Калачев полагает, что объемы перевозок строительных грузов, металлов и угля будут постепенно восстанавливаться по мере роста спроса на эти товары на мировых рынках. "Тенденция к росту уже наметилась по металлам. Однако сохранится проблема с энергетическим углем: он стоит дешево, и пока нет базы для роста его стоимости. Скорее, будет восстанавливаться спрос на коксующийся уголь, которым, к примеру, заинтересовалась Индия", - говорит Калачев.Аналитик полагает, что ситуация с грузоперевозками во многом будет зависеть и от того, не грозит ли миру еще один локдаун, ведь пока ситуация с коронавирусом не нашла своего окончательного решения. Впрочем, по мнению Калачева, повторение весеннего сценария маловероятно, хотя ждать полного восстановления объема грузоперевозок в этом году не приходится.
https://ria.ru/20120320/601116443.html
https://ria.ru/20170816/1500445745.html
https://ria.ru/20200706/1573945370.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/09/0a/1577054769_167:0:2896:2047_1920x0_80_0_0_ec3f7e42a89ed0754a4822452f5bcfc8.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
экономика, институт проблем естественных монополий (ипем)
Экономика, Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ)
МОСКВА, 10 сен - РИА Новости. "Коронакризис" ударил по грузовым железнодорожным перевозкам и смежным отраслям: по расчетам
Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в августе 2020 года недополученная выручка от грузовых перевозок составила 8,3 миллиарда рублей, с марта по август – 93,8 миллиарда рублей.
Так, по данным института, падение спроса на продукцию добывающих отраслей, продолжающееся еще с декабря 2019 года, в июле ускорилось. В августе добыча нефти с газовым конденсатом в России уменьшилась на 12,9% относительно уровня аналогичного периода 2019 года и составила 41,7 миллиона тонн, сообщается в оперативной сводке Центрального диспетчерского управления ТЭК. Добыча угля в августе, по данным ЦДУ ТЭК, также уменьшилась по сравнению с показателем августа прошлого года на 9,6% — до 31,85 миллиона тонн.
Прямым следствием значительного снижения добычи полезных ископаемых в середине лета стало соответствующее сокращение транспортировки этих грузов. Так, по расчетам ИПЕМ, погрузка угля в январе-августе 2020 года сократилась на 8,1% относительно аналогичного периода прошлого года, нефти и нефтепродуктов – на 9%, черных металлов – на 11,4%.
«
"Снижение грузоперевозок связано со значительным сокращением экспорта угля, а уголь составлял чуть менее 30% от всех грузов, перевозимых по железной дороге. Причем больше всего перевозки угля сократились в европейском направлении, куда шли основные потоки", - отмечает аналитик ГК "Финам" Алексей Калачев.
На фоне снижения объемов грузоперевозок сократилась востребованность и грузовых вагонов. Так, по данным
РЖД, на сети российских железных дорог сейчас простаивает порядка 100 тысяч вагонов, и это при том, что еще до "коронакризиса" наметилось их перепроизводство.
Соответственно, сокращается спрос на новые вагоны. По информации Росстата, в июне 2020 года в России было произведено 3,9 тысячи грузовых вагонов, что на 45% меньше, чем в июне прошлого года. По итогам первого полугодия производство грузовых вагонов сократилось на 26,7%.
«
"Самая большая доля в вагонном парке – это полувагоны, используемые как раз для угля и других насыпных грузов. И уже с прошлого года их производство начало снижаться, поскольку сформировался избыток. Сейчас из-за снижения экспорта угля количество избыточных вагонов возросло. Ранее импульсом к их производству была программа 2016 года по обновлению парка вагонов. Многие были заменены в 2017-2018 годах, то есть, обновление уже произошло, и, учитывая достаточно длительный срок службы, больших объёмов их производства в ближайшее время не понадобится", - сказал Калачев.
Сокращение грузоперевозок затронет не только отрасли грузового вагоностроения, но и производство вагонного литья. Так, по оценкам аналитиков, спрос на литые комплектующие для проведения ремонтов грузового подвижного состава будет в значительной степени удовлетворяться за счёт б/у комплектующих с вагонов-доноров, простаивающих на сети.
В России вагонным литьем занимаются ряд предприятий, в том числе ООО "Промлит", ООО "ВКМ-Сталь", АО "ПО "Бежицкая сталь".
Эксперты считают, что пока сложно спрогнозировать, сколько времени потребуется на восстановление грузоперевозок, поскольку слишком много существует факторов неопределенности, связанных с развитием мирового экономического кризиса.
«
"Не думаю, что к концу года удастся полностью восстановить грузоперевозки, которые во многом ориентированы на экспорт. Экспортный товарооборот, в том числе по углю, нефти и нефтепродуктам, железной руде, меди и по другим полезным ископаемым в 2020 году, скорее всего, останется в среднем ниже, чем в последние годы. Причины этого в том, что к концу года экономика стран Европы не успеет полностью восстановиться. По-видимому, грузоперевозки достигнут уровня 2019 года к концу 2021, может быть, даже к 2022 году", - считает заведующий кафедрой экономической теории и политики факультета финансов и банковского дела РАНХиГС, доктор экономических наук Абел Аганбегян.
В свою очередь, Калачев полагает, что объемы перевозок строительных грузов, металлов и угля будут постепенно восстанавливаться по мере роста спроса на эти товары на мировых рынках.
"Тенденция к росту уже наметилась по металлам. Однако сохранится проблема с энергетическим углем: он стоит дешево, и пока нет базы для роста его стоимости. Скорее, будет восстанавливаться спрос на коксующийся уголь, которым, к примеру, заинтересовалась Индия", - говорит Калачев.
Аналитик полагает, что ситуация с грузоперевозками во многом будет зависеть и от того, не грозит ли миру еще один локдаун, ведь пока ситуация с коронавирусом не нашла своего окончательного решения. Впрочем, по мнению Калачева, повторение весеннего сценария маловероятно, хотя ждать полного восстановления объема грузоперевозок в этом году не приходится.