Рейтинг@Mail.ru
Что увидел в Риме и Венеции российский кинокритик - РИА Новости, 06.09.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грустная и тихая Италия

Что увидел в Риме и Венеции российский кинокритик

Егор Беликов

Италия — страна искусства, экспрессии, а теперь еще и мировая киностолица, раз уж в 2020 году во Франции отменили Каннский фестиваль. Смотр в Венеции стал первым после карантина в Европе. Хотя границы до конца не открылись, кинокритик Егор Беликов все же смог туда попасть и пережил по дороге немало приключений. 

Можно ли добраться до Италии

Каждый год я ездил на три главных европейских фестиваля: Берлинский, Каннский и Венецианский. Знаю эти города уже почти наизусть. В 2020-м в немецкой столице смотр пройти успел. Но когда отменили Канны, оказалось, что эти излишне гламурные мероприятия составляли все же очень важную часть жизни и критиков, и других сподвижников кинопроцесса.

Венеция
Поездка в Венецию во время пандемии

Поэтому когда Венецианский фестиваль, старейший из всех (его основал еще Муссолини), вдруг решил состояться наперекор эпидемии и карантину, я почувствовал, что не прощу себе, если не побываю на нем.

Измерение температуры перед показом конкурсной программы Венецианского кинофестиваля
Измерение температуры перед показом конкурсной программы Венецианского кинофестиваля

С пересадками в Лондоне и Риме (а обратно я полечу через Верону и почему-то Кишинев) мне удалось добраться до самого странного кинофестиваля в моей жизни, а по дороге впервые познакомиться с Вечным городом — так, как, возможно, еще никто не знакомился.

Рим — карабинерия, Каракалла, разговор с дождем

По туристической визе, пусть даже открытой до начала карантина, в Италию по-прежнему не попасть. Но для иностранных журналистов сделали специальные правила въезда. Да, нужно сдавать тесты на коронавирус: до и после перелета, еще раз — через пять дней после прибытия и напоследок — по возвращении в Россию. Обязательно также все время носить маску, потратить много денег на билеты с пересадкой и много нервничать. 

Я летел через Рим, и у меня не было уверенности, что местные пограничники знают о венецианском исключении для журналистов. Организаторы фестиваля утверждали, что в столице мне выходить нельзя. Иначе рискую оказаться под охраной властей как иностранец, потенциально угрожающий местному населению. Добавляли, что мне нельзя пользоваться общественным транспортом, и единственный мой шанс попасть в Венецию — заказать личный самолет.

Венеция
Венеция во время пандемии

Понимание не отразилось также на лице пограничника, который, прихватив все мои справки, отвел меня в застенок и устроил в соседней комнате совещание примерно всей карабинерии аэропорта. Потом меня все же выпустили в Рим.

В Вечном городе было тепло даже ночью: около 30 градусов.

Италия во время пандемии
Фонтан Треви ночью во время пандемии

Мне пришла в голову идея обойти город по местам Каракаллы — римского императора, героя нового романа Виктора Пелевина «Непобедимое солнце». Этому монарху в книге приписывается любовь с некоей богиней Луны, что приходит к нему во снах. Опасливо озираясь на полицейские автомобили, я двигался от Термини в своей каракалле с капюшоном (прозвище императора — от названия его любимой накидки).

Ночной Пантеон в Риме. Март 2020
Ночной Пантеон в Риме. Март 2020

Рим, в котором почти нет не только гостей (страна открыта для европейцев, но они, видимо, тоже не торопятся кататься по чужим городам), но и местных жителей — ночь все-таки, — действительно оказался совсем иным, чем с обычными туристическими толпами.

1 / 2
Посетители в масках для лица в римском Пантеоне. 9 июня 2020 года

Рим без экскурсоводов, которые громко проговаривали бы энциклопедическую чепуху, будто бы сам заговорил со мной. Это был совершенно эзотерический опыт: я, как один из многих духов этого города, бродил по каменным улицам в постковидные времена.

У фонтана Треви было всего несколько человек. Никто не бросался монетками. Без туристического ореола стал наконец заметен поразительный архитектурный гений этого места с его эпической барочной композицией и Нептуном в центре.

Фонтан Треви в Риме. 3 мая 2020 года
Женщина у фонтана Треви в Риме. 3 мая 2020 года

Но наибольшее впечатление на меня произвел Пантеон — благодаря одной неслучайной случайности. На абсолютно пустой пьяцца делла Ротонда стоял он — храм всем богам. Вдохновившись, я даже начал декламировать вслух какую-то околесицу про империю духа.

Люди на торжественном открытии нового освещения Пантеона в центре Рима. 10 июля 2020 года
Люди на торжественном открытии нового освещения Пантеона в центре Рима. 10 июля 2020 года

И тут случилось чудо: в ту же минуту я услышал гром, а за ним последовал проливной дождь. У этого дождя был запах — и иной, нежели в Москве. Дождь всегда пахнет пылью, но здесь пыль была вековая, помнящая, быть может, еще того же Каракаллу…

Промокнув до нитки, я уехал в Венецию.

Венеция — вечная смерть

А вот по поводу Венеции не будет преувеличением сказать, что этот город не меняется никогда. Он будто бы всегда готовился к смерти. Даже больше того, он непрерывно умирает — с годами уходит под воду. Да и к эпидемиям здесь готовы давно. Само слово «карантин» — итальянского происхождения, переводится как «сорок дней». Во время эпидемии чумы в Венеции даже выделили целый отдельный остров под лепрозорий — Лазаретто Веккьо.

Италия во время пандемии
Путешествие в Италию во время пандемии

Италия, если судить по двум увиденным мною городам, так и не оправилась после того жесткого периода, когда была столицей COVID-19. Отсюда приходили самые печальные вести о заболеваемости и смертности. Сейчас вирусный график выровнялся, но люди все равно не отказались от карантинных привычек. На Венеции это отразилось сильнее всего: местные так и не стряхнули болезненный морок.

Здесь сами, а не по принуждению, носят маски везде, даже на пустынных улочках курортного острова Лидо, где и проходит фестиваль. Владельцы самых мелких лавчонок гневно требуют натянуть «намордник», едва завидев посетителя, еще даже не переступившего порог их заведения.

Любопытно, что та же самая фобия всех болезней стала главной темой фильма, которым открылась Мостра (так местные называют кинофестиваль). В качестве разминки для итальянских критиков показали документалку «Венецианские молекулы» (Molecule), посвященную во многом теме смерти. Режиссер приезжает сюда, потому что недавно ушел из жизни его отец из-за врожденного порока сердца. Он ощущает явное созвучие между отцовским вечным осознанием собственной смертности и предчувствием близящегося конца, которое есть у венецианцев.

Пустой пляж Остии неподалеку от Рима, Италия
Пустой пляж Остии неподалеку от Рима, Италия

Местные жители в интервью храбрятся, вспоминая о ноябрьском рекордном потопе, попавшем во все новостные заголовки. Они рассказывают режиссеру, что если у них затопит первый этаж, то они будут жить на втором и никуда отсюда не переедут. Но по их глазам видно, что и им понятно: Венеция — это не навсегда.

Вид на причал с кампанилы собора Сан-Марко
Вид на причал с кампанилы собора Сан-Марко, Венеция

Закопавшись со своим документальным исследованием, режиссер застрял в городе на весь карантин. Венеция опустела, и местные жители переживали примерно то же, что я в Риме: повторное воссоединение с городом, где бесконечные корабли больше не поднимают гигантские волны, где никого нет.

И в этой пустоте Венеция обретает свой хрупкий баланс.

 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала