Генетики выяснили, как мастодонты реагировали на глобальное потепление - РИА Новости, 01.09.2020

Генетики выяснили, как мастодонты реагировали на глобальное потепление

© Фото : AMNHСкелет мастодонта в Американском музее естественной истории
Скелет мастодонта в Американском музее естественной истории
МОСКВА, 1 сен — РИА Новости. Результаты первого масштабного генетического исследования американских мастодонтов показывают, что в плейстоцене, по мере таяния ледников, ареал обитания этих животных сместился на север, от Мексики до Аляски, при этом их генетическое разнообразие снизилось. Такой была биологическая реакция на глобальное потепление. Работа опубликована в журнале Nature Communications.
Американские мастодонты (Mammut americanum) — вымершие млекопитающие из отряда хоботных, в плейстоцене — от 2,5 миллионов до 11700 лет назад — были одними из крупнейших наземных животных на планете, обитавшие на территории Европы, Азии, Северной и Южной Америки. Они жили в лесных и болотистых местах, питаясь побегами деревьев и кустарниками.
Вид вымер 11700 лет назад вместе со всеми остальными крупными представителями плейстоценовой фауны — мамонтами, саблезубыми тиграми, гигантскими наземными ленивцами и другими. Ученые предполагают, что причиной вымирание было сочетание нескольких факторов — внезапно наступившее похолодание, повышение конкуренции за источники питания и истребление ранними людьми.
Ученые-генетики, биоинформатики и палеонтологи из Австралии, Канады, Мексики и США решили выяснить, насколько уязвимыми к климатическим изменениям были американские мастодонты. Исследователи реконструировали полные митохондриальные геномы из окаменелых остатков — зубов, бивней и костей — 33 отдельных животных.
"Генетические данные указывают на сильную миграцию мастодонтов по всему Американскому континенту вследствие климатических изменений, — приводятся в пресс-релизе канадского Университета Макмастера слова руководителя исследования, эволюционного генетика Хендрика Пуанара (Hendrik Poinar), директора Центра по изучению древней ДНК. — Мастодонты жили в Мексике и некоторых частях Центральной Америки, а когда было тепло — и на Аляске. Это были не стационарные популяции — данные показывают, что животные постоянно перемещались".
Самые последние шерстистые мамонты на Земле жили на острове Врангеля
Ученые выяснили, от чего вымерли последние мамонты на Земле
Авторы предполагают, что когда 800 тысяч лет назад в результате глобального потепления ледяной покров в Северной Америке отступил, и на севере открылись новые источники питания в виде лесных и водно-болотных угодий, туда устремились с юга многие животные — лоси, бобры, мамонты, зубры, лошади и мастодонты.
И в дальнейшем, реагируя на похолодания и потепления, мастодонты перемещались то к югу, то к северу, на огромные расстояния от Мексики до Аляски. При этом, как отмечают исследователи, северные популяции были гораздо менее генетически разнообразны, что делало их более уязвимыми к вымиранию.
"Это действительно интересно, потому что многие виды в настоящее время, такие как лоси и бобры, быстро расширяют свой ареал на север — на десятки и даже сотни километров каждое столетие", — говорит первый автор статьи Эмиль Карпински (Emil Karpinski), аспирант кафедры биологии Университета Макмастера.
"Анализ ДНК, сохранившейся в ископаемых костях мастодонтов, дает нам гораздо больше информации о том, как жили и умирали эти животные по сравнению с тем, что мы знаем на основе традиционных палеонтологических подходов, — отмечает еще один автор исследования, палеонтолог Грант Зазула (Grant Zazula). — Эти данные дают понимание того, как древние сообщества животных, таких как мастодонты, адаптировались к климатическим изменениям в прошлом, и позволяют предвидеть, как арктические экосистемы будут реагировать на будущее потепление".
Авторы утверждают, что и сегодня миграция многих южных видов животных на север в результате глобального потепления сопровождается снижением генетического разнообразие, что представляет риск нарушения устойчивости биосистем.
Трехпалый ленивец