Как объехать весь мир с детьми.
Пять лайфхаков от путешественников
Ольга Цынская
Семейная пара из Оренбурга, Олеся Рекунова и Виталий Кувшинов, путешествует по всему миру и своего первого сына привезла из кругосветного тура. В интервью РИА Новости они рассказали, как превратить поездку с маленькими детьми в захватывающее приключение, какие сложности могут возникнуть в дороге и как с ними справиться, а также поделились пятью лайфхаками, которые нужно знать, собираясь в путь.
У нас не было задачи путешествовать с детьми с первых дней их жизни, считать за них страны или перелеты.
Но и менять что-то с появлением первого сына, которого мы привезли из кругосветки, не хотелось. Чем больше нам все говорили, что теперь-то мы лет на пять застрянем дома, тем больше мы думали о новой поездке.
Когда Вите исполнилось полгода, полетели в США.
Возраст оказался очень удачным: малыш еще не тяжелый, но его уже можно носить в эргорюкзачке, успокоить и отвлечь довольно легко. Оба сына у нас на грудном вскармливании, поэтому с питанием тоже сложностей не было. С младшим первую ночь в палатке провели, когда ему было полтора месяца. А через месяц отправились с обоими на сплав. Старший купался и ходил в походную баню с папой, младший спал в люльке, которую покачивало течение реки.
Автостоп удобен тем, что дальнюю дорогу мы разбивали на короткие участки, которые преодолевали на разных машинах.
Поэтому все было динамично и интересно.
Конечно, такие путешествия подходят не всем.
Но мы любим приключения, хоть и выглядим порой безумцами в глазах незнакомых людей.
С нашим старшим сыном мы месяц были в роуд-трипе по северным штатам Америки — от Йеллоустоуна до горы Рашмор.
Попробовали в Черногории отдохнуть на побережье, но горы нам понравились больше. Когда Вите было одиннадцать месяцев, отправились в девятидневный поход в «Ергаки» (природный парк в Красноярском крае). Ходили с ним в зимний трехдневный поход на Таганай (горы Южного Урала) — везли в санках-волокушах.
Перед пандемией провели три месяца в Латинской Америке.
Вите три года. А я была беременна вторым ребенком. В Торрес-дель-Пайне (национальный парк) в Патагонии встречные иностранцы восхищались Витей, что он столько прошел пешком (на самом деле не везде: папа носил его на плечах). И мной — что веду активный образ жизни с пузом. Одна полноватая мексиканка на подъеме в гору сказала: «Ну если вы можете, то и я смогу!» — и дошла. Но вот большинство русскоговорящих туристов возмущались: «Бедный ребенок!»
Прошло полгода, как мы вернулись, а Витя до сих пор вспоминает патагонских кондоров.
Поправляет нас, если мы путаем на картинках альпаку и ламу. Передает приветы нашим друзьям в Латинской Америке, у которых мы останавливались по каучсерфингу.
Кстати, принимали нас даже лучше, чем когда мы были вдвоем с мужем в кругосветке.
Однажды мы остановились в Колумбии у парня неподалеку от района трущоб. Дом — одна комната, вместо стен — занавески. Там же жили его мама и бабушка. Вечером мы танцевали, а Витя играл с детскими машинками этого колумбийца. Было очень душевно.
В Аргентине жили в большом красивом доме.
Пожилая хозяйка встретила нас как своих детей. Витя гулял с ее собаками, дремал с ней в гамаке. Но именно в ее доме за час до отъезда он решил порисовать синим маркером на белых стенах. Сын Санта-Марии, наш ровесник, очень смеялся, пока мы пытались оттереть это творчество. Почему-то там, где к нам были добры больше всего, Витя устраивал что-то подобное. Но мы успевали все исправить и никого не обидели.
Понятно, что наши дети не запомнят все в этих поездках, такой цели и нет.
Но разнообразие и смена форм, красок, языков — все это хорошая база для их развития. Старший не говорит пока на английском или испанском, но уже не воспринимает иностранные языки как что-то сложное. Хочешь играть в футбол с чилийскими детьми — учишься их понимать.
Конечно, не всегда дети хотят идти в ту же сторону, что и родители.
Не всегда совпадает их желание поесть и необходимость сделать это прямо сейчас. Но для нас это тоже школа: уметь замотивировать, заинтересовать ребенка, а не заставить за счет авторитета.
С Витей мы смогли и на Радужные горы в Перу подняться, на высоту пять тысяч метров, и по солончаку Уюни погонять на джипах (в Боливии).
И другие туристы в группе не страдали от присутствия ребенка.
Самая большая трудность в дороге — когда ребенок болеет.
Тут главное, не паниковать и не винить себя, ведь дети болеют и дома.
Мы не сторонники гомеопатии и за доказательную медицину, но по возможности стараемся обходиться без таблеток.
Скорее следуем советам доктора Комаровского о том, что леченая простуда проходит за семь дней, а нелеченая — за неделю. Ну а если что-то серьезное, то пользуемся страховкой. В Перу Витя подхватил кишечную инфекцию. Дорожный горшок окупил себя на 100 процентов. Мы сразу обратились в клинику, сдали анализы и приступили к лечению.
Хотите несколько секретов, которые облегчат путешествие с детьми?
Например, что обязательно нужно взять с собой. Самая незаменимая штука для поездок с малышами — дорожный горшок. Даже если ребенок дома им не пользуется. Эта вещь не занимает много места, а выручает в самых разных местах.
Важный вопрос в походах — гигиена.
Мы стараемся быть примером для своих детей, учим заботиться об экологии. Дома используем многоразовые подгузники. В многодневном походе это невозможно, поэтому надо либо уносить все с собой, либо брать экоподгузники, производитель которых гарантирует, что они разлагаются за три года.
Хуже всего дети ведут себя, когда маются от безделья.
Поэтому нужно придумать занятия для них на случай длительного перелета или переезда. Мы берем с собой две-три книги, раскраски, пазлы и наклейки. Все умещается в детский рюкзачок.
Непромокаемый комбинезон и сапожки — моя лучшая покупка. Защищает от ветра, дождя, и можно не переживать, что ребенок стоит по колено в луже. В Патагонии нас выручал именно такой комплект.
Самое главное — запастись водой и терпением. Если детям интересно, они легко проходят трейлы по несколько километров. В крайнем случае мы отправляли папу чуть вперед, а когда папы нет в поле зрения, то и забраться на плечи не к кому.