https://ria.ru/20200724/1574873853.html
Первый концерт с виртуальным дирижером прошел в Японии
Первый концерт с виртуальным дирижером прошел в Японии - РИА Новости, 25.07.2020
Первый концерт с виртуальным дирижером прошел в Японии
Токийский симфонический оркестр начал серию концертов с исполнением "Героической" третьей симфонии Бетховена с виртуальным дирижером. Такое решение было найдено РИА Новости, 25.07.2020
2020-07-24T19:09:00+03:00
2020-07-24T19:09:00+03:00
2020-07-25T06:45:00+03:00
культура
япония
людвиг ван бетховен
новости культуры
музыка
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/07/18/1574858666_0:156:3000:1844_1920x0_80_0_0_e644723434e8c8573ec982f0f02a309c.jpg
ТОКИО, 24 июл - РИА Новости, Ксения Нака. Токийский симфонический оркестр начал серию концертов с исполнением "Героической" третьей симфонии Бетховена с виртуальным дирижером. Такое решение было найдено в связи с тем, что главный дирижер оркестра и его музыкальный руководитель англичанин Джонатан Нотт из-за пандемии уже несколько месяцев не может приехать в Японию."Выступление оркестра с виртуальным дирижером проходит впервые. И в мире, возможно, тоже. По крайней мере, я не слышал о подобном. Главный дирижер нашего оркестра не может приехать в Японию из-за ограничений, введенных после распространения коронавируса в мире. Последнее выступление Нотта с оркестром было в декабре. Помимо того, что оркестр соскучился, для музыкантов его способ сотворения музыки – основной", - рассказал РИА Новости генеральный менеджер оркестра Цутому Цудзи.Сначала идея заключалась в том, чтобы дирижировать онлайн. Но возникла проблема рассинхрона из-за задержки трансляции. От идеи уже были готовы отказаться, когда Джонатан Нотт предложил оркестру играть под свою видеозапись. Руководство оркестра сначала решило, что это шутка. Но Нотт напомнил известную легенду о том, что когда Бетховен дирижировал своей Девятой симфонией, он уже был глух и не слышал аплодисментов, и только после того, как один из исполнителей развернул его лицом к залу, он смог увидеть овации."Джонатан Нотт сказал, что раз Бетховен смог, то и он сможет. Это была сумасшедшая идея. Я даже не поверил начала, что он говорит всерьез. Но подумал, что это должно быть интересно. Мы решили, что это способ не сдаваться перед коронавирусом и попробовать то, что в обычных условиях осуществить невозможно", - пояснил Цудзи.Однако после первой же репетиции выяснилось, что такой способ необычайно сложен для исполнителей. Дирижер, делая видеозапись, не видит и не слышит оркестр, он работает "вглухую", а значит, не может подстроиться под оркестр, пойти на какие-то компромиссы."Внутри одной фразы (у Нотта) меняется темп. Если подстраивать игру под темп, как под метроном, то она не совпадает с изображением. И только когда оркестр стал сам творить музыку, все совпало. Это было очень неожиданное открытие. Я думаю, что это получилось потому, что дирижер – именно Нотт. Мы с ним работаем уже седьмой сезон. За это время очень много произведений мы исполнили вместе. Мы знаем его манеру дирижировать. Помним, когда какие он давал указания. Плюс есть видео и его комментарии", - пояснил генеральный менеджер.Комментарии от Нотта после репетиции с просьбой поправить тот или иной нюанс в исполнении заслуживают отдельного упоминания. Это шесть страниц мелким шрифтом, в которых чаще всего встречается слово colour – цвет."Он нигде здесь не пишет про темп, он пишет – вот таким цветом это надо исполнять. Здесь везде – цвет, цвет, цвет. Это тембр. Чтобы звук был мягче или темнее. Если это понимать, то смычок двигается иначе, и тогда понятно, почему он в этом месте так дирижирует. И тогда исполнение совпадает с изображением", - пояснил Цутому Цудзи.Концертмейстер оркестра, его первая скрипка, Глеб Никитин считает, что упоминание о цвете совершенно обоснованно и говорит об уровне оркестра."Это такой уровень, когда обычные проблемы оркестра уже априори решены, этот этап уже пройден. И на следующем уровне, когда нет разговора о ритме, о "музыкальном быте", то дальше можно говорить о цвете. В свое время в консерватории наш замечательный дирижер Рождественский тоже в основном говорил о цвете. Это определенный уровень. И Скрябин в партитуре включал линию цвета", - рассказал Никитин.Из-за мер безопасности в связи с распространением коронавируса в зале и фойе стоят спреи с дезинфицирующей жидкостью, контролеры не отрывают корешки билетов и не раздают программки – это зритель делает сам. В зал на 2 тысячи мест можно было продать меньше одной трети билетов – 600, все они были раскуплены. Но это и дополнительная нагрузка на музыкантов – они играют по два концерта в день. Между зрителями интервал в одно-два кресла. Оркестру также пришлось играть в сокращенном составе."Выбор Бетховена неслучаен. Противодействие внешним факторам – это чисто бетховенское начало. Он боролся со всем, чем можно. Сначала он боролся с внешним миром, потом он боролся со своей болезнью. Постоянная борьба и противостояние внешним факторам – по-моему, вполне соответствуют данному моменту", - пояснил Никитин выбор дирижера.Перед началом исполнения на сцену вынесли четыре больших экрана, один из них был повернут лицом к зрительному залу, остальные три – к музыкантам. После завершения симфонии и повторных вызовов оркестра на сцену зрителей ждал сюрприз – на экране появился дирижер Джонатан Нотт, который вышел на связь со своего сотового, чтобы тоже аплодировать оркестру.
https://ria.ru/20200721/1574614419.html
япония
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/07/18/1574858666_167:0:2834:2000_1920x0_80_0_0_fb7bd4fae35a29a28b28d70f58ceb609.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
япония, людвиг ван бетховен, новости культуры, музыка
Культура, Япония, Людвиг ван Бетховен, Новости культуры, Музыка
ТОКИО, 24 июл - РИА Новости, Ксения Нака. Токийский симфонический оркестр начал серию концертов с исполнением "Героической" третьей симфонии
Бетховена с виртуальным дирижером. Такое решение было найдено в связи с тем, что главный дирижер оркестра и его музыкальный руководитель англичанин Джонатан Нотт из-за пандемии уже несколько месяцев не может приехать в
Японию.
"Выступление оркестра с виртуальным дирижером проходит впервые. И в мире, возможно, тоже. По крайней мере, я не слышал о подобном. Главный дирижер нашего оркестра не может приехать в Японию из-за ограничений, введенных после распространения коронавируса в мире. Последнее выступление Нотта с оркестром было в декабре. Помимо того, что оркестр соскучился, для музыкантов его способ сотворения музыки – основной", - рассказал РИА Новости генеральный менеджер оркестра Цутому Цудзи.
Сначала идея заключалась в том, чтобы дирижировать онлайн. Но возникла проблема рассинхрона из-за задержки трансляции. От идеи уже были готовы отказаться, когда Джонатан Нотт предложил оркестру играть под свою видеозапись. Руководство оркестра сначала решило, что это шутка. Но Нотт напомнил известную легенду о том, что когда Бетховен дирижировал своей Девятой симфонией, он уже был глух и не слышал аплодисментов, и только после того, как один из исполнителей развернул его лицом к залу, он смог увидеть овации.
«
"Джонатан Нотт сказал, что раз Бетховен смог, то и он сможет. Это была сумасшедшая идея. Я даже не поверил начала, что он говорит всерьез. Но подумал, что это должно быть интересно. Мы решили, что это способ не сдаваться перед коронавирусом и попробовать то, что в обычных условиях осуществить невозможно", - пояснил Цудзи.
Однако после первой же репетиции выяснилось, что такой способ необычайно сложен для исполнителей. Дирижер, делая видеозапись, не видит и не слышит оркестр, он работает "вглухую", а значит, не может подстроиться под оркестр, пойти на какие-то компромиссы.
"Внутри одной фразы (у Нотта) меняется темп. Если подстраивать игру под темп, как под метроном, то она не совпадает с изображением. И только когда оркестр стал сам творить музыку, все совпало. Это было очень неожиданное открытие. Я думаю, что это получилось потому, что дирижер – именно Нотт. Мы с ним работаем уже седьмой сезон. За это время очень много произведений мы исполнили вместе. Мы знаем его манеру дирижировать. Помним, когда какие он давал указания. Плюс есть видео и его комментарии", - пояснил генеральный менеджер.
Комментарии от Нотта после репетиции с просьбой поправить тот или иной нюанс в исполнении заслуживают отдельного упоминания. Это шесть страниц мелким шрифтом, в которых чаще всего встречается слово colour – цвет.
"Он нигде здесь не пишет про темп, он пишет – вот таким цветом это надо исполнять. Здесь везде – цвет, цвет, цвет. Это тембр. Чтобы звук был мягче или темнее. Если это понимать, то смычок двигается иначе, и тогда понятно, почему он в этом месте так дирижирует. И тогда исполнение совпадает с изображением", - пояснил Цутому Цудзи.
Концертмейстер оркестра, его первая скрипка, Глеб Никитин считает, что упоминание о цвете совершенно обоснованно и говорит об уровне оркестра.
"Это такой уровень, когда обычные проблемы оркестра уже априори решены, этот этап уже пройден. И на следующем уровне, когда нет разговора о ритме, о "музыкальном быте", то дальше можно говорить о цвете. В свое время в консерватории наш замечательный дирижер
Рождественский тоже в основном говорил о цвете. Это определенный уровень. И
Скрябин в партитуре включал линию цвета", - рассказал Никитин.
Из-за мер безопасности в связи с распространением коронавируса в зале и фойе стоят спреи с дезинфицирующей жидкостью, контролеры не отрывают корешки билетов и не раздают программки – это зритель делает сам. В зал на 2 тысячи мест можно было продать меньше одной трети билетов – 600, все они были раскуплены. Но это и дополнительная нагрузка на музыкантов – они играют по два концерта в день. Между зрителями интервал в одно-два кресла. Оркестру также пришлось играть в сокращенном составе.
«
"Выбор Бетховена неслучаен. Противодействие внешним факторам – это чисто бетховенское начало. Он боролся со всем, чем можно. Сначала он боролся с внешним миром, потом он боролся со своей болезнью. Постоянная борьба и противостояние внешним факторам – по-моему, вполне соответствуют данному моменту", - пояснил Никитин выбор дирижера.
Перед началом исполнения на сцену вынесли четыре больших экрана, один из них был повернут лицом к зрительному залу, остальные три – к музыкантам. После завершения симфонии и повторных вызовов оркестра на сцену зрителей ждал сюрприз – на экране появился дирижер Джонатан Нотт, который вышел на связь со своего сотового, чтобы тоже аплодировать оркестру.