От вятичей до Ильича:
что можно увидеть в «Горках Ленинских»
Ирина Толстошеева
Музей-заповедник «Горки Ленинские» в Подмосковье носит имя своего последнего обитателя. Однако здесь жили не только вождь мирового пролетариата с супругой, но и на десять столетий раньше — племена вятичей, их курганы сохранились до сих пор. Поместьем владели итальянский монах Сальватор, российские дворяне и купцы, в том числе — жена мецената Саввы Морозова.
О том, чем знаменита одна из самых сохранившихся дореволюционных усадеб в Подмосковье, — в материале РИА Новости.
Исторический пирог
У этих земель в 12 километрах от МКАД долгая история. В IX-XII веках здесь жили племена вятичей. Напоминание о них — курганы (спустя несколько веков они повлияли на формирование дворцово-паркового ансамбля). Один из владельцев поместья проложил главную аллею не из центра архитектурного ансамбля (как это было принято), а от северного флигеля. Именно это сохранило курганы нетронутыми.
Первым хозяином тут был Иван Спасителев. Итальянский монах Сальватор (в переводе — «спаситель»), получивший у нас имя Ивана Спасителева, прибыл в свите невесты Ивана III. Вскоре он женился на русской девушке, приняв православие. Иван III подарил ему на свадьбу деревню — Вышние Горки.
Потомки Спасителева владели ею до XVIII века, а затем усадьба переходила от одних дворянских семей к другим. В разные годы она принадлежала Трубецким, Бекетовым, Дурасовым, Писаревым, Лопухиным.
Тот вид, в котором усадьба предстает сегодня, она приобрела в начале XX века.
Современные технологии прошлого века
В 1909 году усадьбу Горки купила Зинаида Рейнбот (Морозова). Она получила миллионное наследство после смерти второго мужа Саввы Морозова, которого нашли мертвым в 1905 году в отеле в Каннах. В номере была записка, в которой Савва просил никого не винить в его смерти. Но есть версия, что все это дело рук большевиков. Морозов давал им деньги до 1904 года, пока у него был роман с актрисой и революционеркой Марией Андреевой. После расставания он прекратил материальную помощь, за что и поплатился.
Зинаида Морозова в 1907 году вышла замуж за московского градоначальника Анатолия Рейнбота. Но уже через два месяца после свадьбы ей пришлось искать спокойное место для жизни за городом. Рейнбота обвинили в крупной растрате, и оставаться в Москве после такого скандала было неудобно.
Новая хозяйка решила перестроить усадьбу. Пригласила архитекторов Федора Шехтеля и Федора Кольбе. У здания появились зимний сад и большая веранда в модном в то время стиле неоклассицизма, а также колоннада и шестиколонный портик.
Двор украсили фонтаном и балюстрадой, в нижнем парке проложили белокаменные дорожки, возвели грот, плотину и ротонды.
Поместье оборудовали по последнему слову техники. В главном здании были ванные комнаты с горячей и холодной водой, туалет с канализацией, свет и отопление. Заказали европейскую сантехнику.
Еще одна особенность — телефонная связь. По одной из версий, Ленин выбрал Горки для отдыха, а затем и постоянного проживания именно из-за телефона и в целом из-за комфорта. Это был по тем временам «умный дом».
Внутреннее убранство не уступает дорогостоящей технической начинке: мебельные гарнитуры из карельской березы, диваны, картины (одна из которых — кисти Левитана), фарфоровая посуда, украшения. В женской ванной сохранился фарфоровый туалетный столик немецкой фирмы Meissen. У нас такой можно увидеть только здесь.
Кухня размещалась в соседнем хозяйственном дворе, блюда приносили по подземному ходу — сейчас он обозначен световыми окнами на поверхности земли.
Реконструкция закончилась в 1914 году, а в 1918-м Зинаида Рейнбот навсегда покинула усадьбу.
Она дожила до 1947 года: сначала в коммунальной квартире в Москве, а затем — в селе Ильинское в Подмосковье. МХАТ, меценатом которого был второй муж Зинаиды Савва Морозов, платил ей небольшую пенсию. Одного их сына расстреляли, другого отправили в ГУЛАГ. Одну дочь к концу жизни признали психически нездоровой, другая эмигрировала вместе с мужем — предположительно, в Бразилию.
Ленинские годы
После национализации в 1918 году усадьбу Горки переделали в санаторий для высокопоставленных большевиков. Вскоре приехал Ленин. Ему понравилось, и он сюда зачастил. Поначалу глава государства жил и работал в северном флигеле. Там же останавливались посетители, в том числе Дзержинский, Сталин и другие партийные деятели.
После инсульта Ленин перебрался в главное здание. Не привыкший к роскоши, он аккуратно относился к дому и парку. Есть легенда, что за спиленное в парке дерево он лично устроил взбучку местным охранникам и смотрителям.
В главном доме усадьбы находится то самое плетеное кресло, знакомое по последним фотографиям вождя.
Из Горок тело Ленина отправили траурным поездом на Павелецкий вокзал. Недалеко от усадьбы установлена скульптура Сергея Меркулова: восемь человек несут тело вождя. Скульптура вызвала противоречивые отклики — это единственный памятник, где Ильич изображен почти без одежды.
В 1949 году в усадьбе открылся мемориальный дом-музей Ленина с личными вещами семьи Ульяновых. Дореволюционную обстановку скрыли чехлами и драпировкой. Сейчас же здесь главное — именно старинные интерьеры.
Вокруг усадьбы
На территории музея-заповедника в отдельном здании находится мемориальный кабинет Ленина. Тут представлены мебель и вещи из его квартиры и рабочего кабинета в Кремле. В хозяйственном дворе рядом с усадьбой — гараж с автопарком вождя. При всей бытовой скромности Ильич любил быструю езду на дорогих авто.
Несколько памятников, бюстов и скульптур Ленина — под открытым небом. Есть и канонические образы — например, с детьми или за работой.
Особого внимания заслуживают кинодеревня и киногород. Это декорации, оставшиеся после съемок сериалов. И сейчас посетители делают здесь много интересных кадров.
Парк — это луга с разнотравьем, аллеи с вековыми деревьями, пруды, леса, овраги. Предлагают даже конные прогулки.
Вне зависимости от вашего отношения к Ленину это место заслуживает посещения.