Рейтинг@Mail.ru
"Мутант" и Богоматерь с тремя руками: самые необычные православные иконы - РИА Новости, 11.07.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

"Мутант" и Богоматерь с тремя руками: самые необычные православные иконы

CC0 / / Икона мученика Христофора. XVII век.
Икона мученика Христофора. XVII век.
Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 11 июл — РИА Новости. У православных — праздник в честь иконы Божией Матери "Троеручица". Это, пожалуй, один из самых необычных образов. Но, помимо него, есть еще множество непривычных глазу как воцерковленных, так и неверующих людей изображений Бога или святых. О самых причудливых из них — в материале РИА Новости.

Две плюс одна

Название этого образа говорит само за себя: Богоматерь трехрукая. Причем в разных вариантах третья рука расположена то снизу посередине иконы, то в левом нижнем углу.
Между тем на оригинальной чудотворной иконе в Хиландарском монастыре на Афоне никакой дополнительной кисти не изображено. Она изготовлена из серебра и наложена на образ в качестве дара.
А дарителем был, по преданию, святой Иоанн Дамаскин. Он жил в VIII веке, как легко догадаться, в Сирии, которую тогда завоевали арабы. И звали его в миру Мансур ибн Сенджун. Он происходил из знатного христианского рода.
При новой мусульманской власти Мансур стал видным чиновником в халифате. Но связи с византийским миром не утратил. Там как раз набирала обороты ересь иконоборчества. И это побудило его написать изобличающее послание, которое быстро разошлось по империи.
© РИА Новости / Олег Ласточкин | Перейти в медиабанкИкона Божией Матери "Троеручица" в Свято-Даниловом мужском монастыре в Москве
Икона Божией Матери Троеручица в Свято-Даниловом мужском монастыре в Москве
Икона Божией Матери "Троеручица" в Свято-Даниловом мужском монастыре в Москве
Это вызвало гнев у императора Льва III, и он решил подставить Мансура. От имени Дамаскина императорские писцы составили письмо, призывающее византийского монарха к скорейшему освобождению Дамаска от халифата.
Фальшивку греческий правитель передал халифу при личной встрече. Тот повелел отрубить Мансуру руку. В назидание ее выставили на главной площади города.
Всю ночь оклеветанный молился перед образом Богоматери — и отрубленная конечность чудесным образом приросла обратно.
Мусульманский правитель, изумившись чуду, оправдал Мансура. А он принял монашество с именем Иоанн. Вскоре, как считают верующие, появилась и первая икона Богородицы с приложенным к ней изображением третьей руки — в благодарность за чудо.
Первые копии иконы относятся к XI веку. Третья рука на них тоже была серебряной. Но со временем возникла традиция дописывать ее красками. Особенно популярен этот сюжет стал на Руси, где процветало народное иконописное творчество. Какого-то строгого канона не было, поэтому каждый художник располагал третью кисть по своему разумению.

Икона "Живоносный источник"

Фантазия художников породила еще один необычный шедевр. В V веке в Константинополе построили храм на месте целебного источника. По преданию, на это место указала сама Богоматерь императору Льву I.
Новую церковь он назвал "Живоносный источник", посвятил Богородице и украсил ее богородичными статуями. Одна из них находилась прямо над ключом. Считается, что эта скульптура и послужила прообразом для иконы "Живоносный источник". Божия Матерь с Богомладенцем на руках изображается над огромной чашей, из которой бьет целебная вода.
CC0 / Bukowskis / Икона "Живоносный источник"
Икона Живоносный источник
Икона "Живоносный источник"
"Радуйся, Богородице, приводящая смертных к Источнику жизни", — поется в одном из гимнов.
Эти слова объясняют глубокий богословский смысл столь необычного изображения. Богородица для христиан — источник Жизни, Истины и Пути. Именно так отцы Церкви в богословских трудах именуют Иисуса Христа.
Как известно, в Средние века большая часть населения была неграмотной. А прочесть богословские труды и понять их смысл могли и вовсе единицы. Книги заменялись иконами: с помощью визуальных образов верующим не только рассказывали о библейских событиях, но и разъясняли сложные догматы.

В образе льва

Один из наиболее известных примеров "богословия в картинках" — икона "Спас Недреманное Око". Она очень необычная: Христос изображен юношей, возлежащим с открытыми глазами. Слева и справа — Богоматерь и Ангел.
Спящий с открытыми глазами Спаситель — аллюзия, намек на… льва. В Средневековье считалось, что это животное спит именно так.
А самого Иисуса с ним сравнивают на основе всего нескольких строк в Библии. Там он назван "львом из колена Иудина" — то есть храбрым человеком. Сон же трактуется как символ трехдневного пребывания Христа во гробе после крестной смерти и перед последовавшим затем "пробуждением от смерти" — воскресением.
Этот иконографический образ появился в Византии, но особую популярность тоже приобрел на Руси.

"Всевидящее Око"

Наши предки часто прибегали к аллегорическим изображениям. Так, на основе фразы из книги Псалмов "Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его" примерно в XVII веке создали икону "Спас Всевидящее Око".
CC0 / / Икона "Спас Всевидящее Око"
Икона Спас Всевидящее око
Икона "Спас Всевидящее Око"
Ее композиция сложна и многогранна. Христос с благословляющим жестом — в центре круга, символизирующего мироздание. Этот круг вписан в четырехконечную звезду, ее лучи указывают на тетраморф — аллегорию четырех евангелистов: орла (Иоанна), тельца (Луки), льва (Марка) и ангела или человека (Матфея). Над Спасителем — Богоматерь, а еще выше — Бог-Отец. Помимо центрального круга с Христом, есть еще круги большего диаметра. В одних — части человеческого лица: прежде всего глаза, а также уста и нос. В других — различные силы небесные. Каждый из фрагментов образа, как правило, обрамлен поясняющими его строками из Писания.
Иконы Всевидящего Ока очень разные. Иконописцы могут сделать композицию как относительно лаконичной, так и наполненной огромным количеством всевозможных христианских символов.
В народе эта икона была довольно широко распространена. Правда, далеко не все священнослужители считали ее каноничной. Споры об этом концептуальном, полном символов и аллегорий образе продолжаются до сих пор.

"Христос Смесоипостасный"

А вот насчет еще одной необычной иконы Церковь высказалась однозначно. В 1764 году Синод объявил ее "неканонической и уродливой".
И она действительно внушала многим ужас. Одна голова, три лица и четыре глаза — так некоторые иконописцы пытались наглядно представить догмат о Троице. Согласно этому догмату, Бог един и неразделен в трех ипостасях (трех лицах Троицы): Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух.
© Фото : Public domain Икона "Троица" (смесоипостасная). 1729 год. Неизвестный мастер из Тобольска
 Икона Троица (смесоипостасная). 1729 год. Неизвестный мастер из Тобольска
Икона "Троица" (смесоипостасная). 1729 год. Неизвестный мастер из Тобольска
Подобная иконография появилась в раннее Средневековье в Западной Европе и еще в XVII веке была осуждена Римско-католической церковью. В том же столетии такие образы только начали распространяться по Руси.

"Человек-пес"

Эту икону хоть и признали в XVIII столетии "уродливой", но все же оставили в храмах. На ней изображен святой с… головой собаки.
Почему святого мученика III века Христофора превратили в Киноцефала ("Собакоголового"), доподлинно неизвестно. Его житие дошло до наших дней в нескольких редакциях. В одних говорится, что он принадлежал к племени собакоголовых людей, живших, как считали в древности, к югу от Сахары. Другие жизнеописания относят его к племени берберов, чьи представители отличаются вытянутыми лицами. Третьи сообщают, что он был римлянином с "очень безобразным лицом".
CC0 / / Святой Христофор с волчьей головой, лубочная картинка
Святой Христофор с волчьей головой, лубочная картинка
Святой Христофор с волчьей головой, лубочная картинка
Есть также гипотеза, что собачья голова — символ. Мол, святой Христофор был предан Христу, словно пес.
Столь необычное изображение в Синодальный период пытались запретить. Однако причудливая икона пришлась по душе верующим.

За рамки канона

Вообще за тысячу лет русского христианства создано множество необычных икон. Этнографы постоянно находят в глухих селах Сибири или Русского Севера интересные образцы народного религиозного творчества. Нередко они никак не согласуются с канонами православной иконописи.
А все дело в том, что эти правила довольно размыты, объясняет РИА Новости известный российский иконописец Александр Чашкин.
"Каноны — выработанные веками приемы "преображения действительности". То есть икона изображает "Царство не от мира сего". Это и есть основное правило. А дальше — определенные техники", — говорит он.
Тем не менее, несмотря на свободу творчества иконописца, у Церкви имеются определенные критерии. Ведь порой образ, призванный служить "окном в потусторонний мир" и настраивать верующего на молитву, может дать обратный эффект.
"Отличие канонической иконы от неканонической очень простое: если вы видите тот или иной образ, нужно спросить себя, есть ли церковный праздник, который ему соответствует. Как правило, икона всегда соотносится с каким-то праздником. Или же это иконка тех святых лиц, которые мы почитаем: Иисуса Христа, Божией матери, святых. Но, опять же, это лица из литургического календаря, и с ними связаны те или иные праздники", — отмечает в интервью программе "Церковь и мир" глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
То же касается и изображений, не соотносящихся "ни с одним церковным текстом". Перед такими иконами священнослужитель советует не молиться.
X клеймо иконы Новорусская Богоматерь — Зиждущие столп Вавилонский, 1931-1941 гг.
"Адописные иконы": древнерусский миф или страшная правда
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала