https://ria.ru/20200618/1573073618.html
Виктор Литвиненко: "Витязь" найдет полезные ископаемые на дне океана
Виктор Литвиненко: "Витязь" найдет полезные ископаемые на дне океана - РИА Новости, 18.06.2020
Виктор Литвиненко: "Витязь" найдет полезные ископаемые на дне океана
Впервые в истории 8 мая 2020 года российский автономный необитаемый подводный аппарат "Витязь-Д" совершил погружение на дно Марианской впадины и в честь 75-го... РИА Новости, 18.06.2020
2020-06-18T11:00
2020-06-18T11:00
2020-06-18T11:00
интервью - авторы
фонд перспективных исследований
виктор литвиненко
россия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152830/05/1528300570_43:1055:2927:2677_1920x0_80_0_0_c6d20ee85b9f85fbc6563d6faaffcb1f.jpg
Впервые в истории 8 мая 2020 года российский автономный необитаемый подводный аппарат "Витязь-Д" совершил погружение на дно Марианской впадины и в честь 75-го юбилея Победы установил вымпел. О результатах испытания этого подводного аппарата, а также о его возможностях и технологиях, которые применялись при его создании, корреспонденту РИА Новости Алексею Козаченко рассказал заместитель руководителя направления физико-технических исследований Фонда перспективных исследований, кандидат военных наук Виктор Литвиненко.— Почему "Витязь-Д" испытывали в Марианской впадине?— Ключевой задачей нашей экспедиции было проверить выбранные технические решения и созданные технологии при погружении автономного необитаемого подводного аппарата "Витязь-Д" на предельных глубинах Мирового океана. Учитывая, что основные глубины находятся в разломе Марианского желоба, было принято решение на погружение в самом его глубоком районе – бездне Челленджера. Тем более что в месте, где в 1957 году наше исследовательское судно "Витязь" зафиксировало максимальную глубину, никто и никогда не погружался. Мы решили восполнить этот пробел в истории исследований морских глубин. Для этого предстояло опуститься на глубину более 10 тысяч метров и проверить работу всех систем комплекса. Погружение в Марианской впадине стало заключительной проверкой всех систем, которые ранее испытывались на различных глубинах в акваториях Черного моря, Японского и Филиппинского морей. А еще ранее проверка была проведена в специальной камере в Крыловском центре на давление, соответствующее глубине более 13 тысяч метров.— Какие системы и технологии тестировались во время погружения комплекса "Витязь-Д"?— На такие глубины автономные аппараты еще не погружались, поэтому нас интересовало многое. Это и работа автономной системы управления, и состояние сферопластика, специально разработанного для таких глубин, и работа гидроакустического канала связи, работа гидролокаторов и видеокамер, работа огромного количества датчиков и специальных устройств. Но неприятных неожиданностей не произошло, все отработало штатно и устойчиво, по многим параметрам перекрыты требования технического задания.— Было объявлено, что "Витязь-Д" впервые погрузился на дно Марианской впадины на глубину 10 028 метров, это предельная глубина или аппарат способен на большее?— Испытания комплекса "Витязь" подтвердили технологическую независимость Российской Федерации работать во всем эшелоне глубин, можем опуститься на любую глубину в любой точке Мирового океана. Мы также проверяли, как я уже говорил, возможности аппарата работать при высоких давлениях, так что если найдется более достойная глубина, то он сможет и там работать. Нужно отметить, что наше погружение 9 мая в бездне Челленджера не оставило без внимания коллег по освоению глубин Мирового океана. В течение месяца заявили о своих погружениях и американские исследователи, и китайские специалисты. Но это все обитаемые аппараты, которые опускаются, как лифт, вниз и вверх. А чтобы десятками километров обследовать дно на таких глубинах – пока что такую возможность продемонстрировали только российские специалисты.— Какие технологии были разработаны при создании аппарата?— Раньше в России уверенно опускались на глубины шесть тысяч метров и чуть больше, но чтобы опуститься на глубины порядка десяти километров, нужна была совершенно другая техника. Для этого нужен был прорыв, необходимо было создать совершенно новые технологии, новые материалы, приборы и устройства, которые позволяют работать на такой глубине."Витязь-Д" — эта совершенно новый аппарат, для него создавался фактически каждый элемент от прочного корпуса, титановых колб до системы управления. Для аппарата был создан большой комплекс высокотехнологичной аппаратуры, в том числе соответствующая связь и управление, система навигации, которые работают на предельных глубинах, локаторы, также была создана видео- и фотоаппаратура, способная работать в условиях запредельного давления и в условиях кромешной тьмы. При этом надо отметить, что технологии, которые использовались при создании этого аппарата, на сто процентов российские. Многие из них создавались на базе имеющегося научного задела, а часть — это абсолютно уникальные технологии, которым нет аналогов в мире.Комплекс "Витязь" создавался по заказу Фонда перспективных исследований при головной роли Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин", который, в свою очередь, подобрал кооперацию соисполнителей работ, каждый из них выполнял свою перспективную задачу. И важно, что большинство прорывных технических решений были созданы с участием коллективов молодых специалистов.— Планируется ли дальнейшее развитие комплекса "Витязь-Д", например, замена силовой установки или создание обитаемого варианта?— Комплекс "Витязь-Д" — это беспилотный автономный аппарат, и в этом его уникальность. Аппарат работает по одной из многих заложенных в него миссий, при этом может дистанционно управляться оператором или функционировать полностью автономно. Комплекс обладает большими возможностями работы в этом режиме, он способен барражировать более 100 километров на предельных глубинах. Такой автономности не имеет ни один глубоководный подводный аппарат в мире.Силовую установку аппарата считаем оптимальной, она работает на электрической энергии, а для питания движителей используются защищенные аккумуляторные батареи. Это позволяет работать комплексу, в зависимости от нагрузки, порядка суток в свободном автономном плавании. Заряжаются батареи на борту корабля-носителя от обычной сети. Применение силовых установок другого типа пока не рассматривается. Мы ищем простые и эффективные решения, которые позволяют решать сложные задачи с высоким качеством.— Какова дальнейшая судьба "Витязя-Д"?— В настоящее время прорабатываются различные варианты дальнейшего применения комплекса. Так как он уникален, применение ему найдется во многих сферах деятельности различных министерств и ведомств. Среди будущих его потребителей и министерство образования и науки, и Российская академия наук, и министерство обороны.В настоящее время идет диалог. Аппарат со всем оборудованием будет передаваться в эксплуатацию, дальше ведомство будет его эксплуатировать и развивать под свои специфические задачи. Не исключаем варианта, что комплекс будет передан в каждую из заинтересованных организаций.— Какие задачи таких комплексов, в каких сферах их можно применять? — Этот комплекс, как принято говорить, широкого профиля, фактически это трансформер, на который возможно установить любое современное оборудование. Аппарат способен вести исследовательскую деятельность, брать пробы воды и грунта. Думаю, что за этим аппаратом будущее, он будет полезен многим организациям. Ученые с его помощью смогут подробно исследовать геофизические параметры недосягаемых глубин Мирового океана, разрез дна, шельф, состояние и движение тектонических плит, течений, соленость воды и другие необходимые данные, исследовать живые организмы предельных глубин. Исследование арктического шельфа и поиск полезных ископаемых тоже не исключаются. Технологии не стоят на месте, мы работаем на перспективу. "Витязь" найдет полезные ископаемые на дне океана на любых глубинах. Поэтому потенциальных потребителей может прибавиться.— Насколько защищены системы управления "Витязя-Д", возможно ли, к примеру, угнать этот аппарат?— Аппарат работает автономно по заданной до погружения миссии. Система управления защищена и надежно работает только с тем оператором, который им управляет и с которым он "общается" по каналу специальной связи. Чтобы его угнать, надо еще попробовать погрузиться на такую глубину и тем более его догнать.— Есть у этого глубоководного аппарата коммерческий потенциал?— Эти аппараты могут производиться серийно. "Витязь-Д" — это надежный и доступный для российских производителей аппарат. И у нас есть конкурентные преимущества в том, что его стоимость в разы меньше создаваемых за рубежом глубоководных аппаратов.
https://ria.ru/20200614/1572915489.html
https://ria.ru/20200123/1563663972.html
https://ria.ru/20200610/1572719763.html
https://ria.ru/20190922/1558947916.html
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152830/05/1528300570_0:684:2909:2865_1920x0_80_0_0_30fc3e7f8926f5c9d693cb0cebca10af.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
интервью - авторы, фонд перспективных исследований, виктор литвиненко, россия
Интервью - Авторы, Фонд перспективных исследований, Виктор Литвиненко, Россия
Впервые в истории 8 мая 2020 года российский автономный необитаемый подводный аппарат "Витязь-Д" совершил погружение на дно Марианской впадины и в честь 75-го юбилея Победы установил вымпел. О результатах испытания этого подводного аппарата, а также о его возможностях и технологиях, которые применялись при его создании, корреспонденту РИА Новости Алексею Козаченко рассказал заместитель руководителя направления физико-технических исследований Фонда перспективных исследований, кандидат военных наук Виктор Литвиненко. — Почему "Витязь-Д" испытывали в Марианской впадине?
— Ключевой задачей нашей экспедиции было проверить выбранные технические решения и созданные технологии при погружении автономного необитаемого подводного аппарата "Витязь-Д" на предельных глубинах Мирового океана. Учитывая, что основные глубины находятся в разломе Марианского желоба, было принято решение на погружение в самом его глубоком районе – бездне Челленджера. Тем более что в месте, где в 1957 году наше исследовательское судно "Витязь" зафиксировало максимальную глубину, никто и никогда не погружался. Мы решили восполнить этот пробел в истории исследований морских глубин. Для этого предстояло опуститься на глубину более 10 тысяч метров и проверить работу всех систем комплекса. Погружение в Марианской впадине стало заключительной проверкой всех систем, которые ранее испытывались на различных глубинах в акваториях Черного моря, Японского и Филиппинского морей. А еще ранее проверка была проведена в специальной камере в Крыловском центре на давление, соответствующее глубине более 13 тысяч метров.
— Какие системы и технологии тестировались во время погружения комплекса "Витязь-Д"?
— На такие глубины автономные аппараты еще не погружались, поэтому нас интересовало многое. Это и работа автономной системы управления, и состояние сферопластика, специально разработанного для таких глубин, и работа гидроакустического канала связи, работа гидролокаторов и видеокамер, работа огромного количества датчиков и специальных устройств. Но неприятных неожиданностей не произошло, все отработало штатно и устойчиво, по многим параметрам перекрыты требования технического задания.
— Было объявлено, что "Витязь-Д" впервые погрузился на дно Марианской впадины на глубину 10 028 метров, это предельная глубина или аппарат способен на большее?
— Испытания комплекса "Витязь" подтвердили технологическую независимость Российской Федерации работать во всем эшелоне глубин, можем опуститься на любую глубину в любой точке Мирового океана. Мы также проверяли, как я уже говорил, возможности аппарата работать при высоких давлениях, так что если найдется более достойная глубина, то он сможет и там работать. Нужно отметить, что наше погружение 9 мая в бездне Челленджера не оставило без внимания коллег по освоению глубин Мирового океана. В течение месяца заявили о своих погружениях и американские исследователи, и китайские специалисты. Но это все обитаемые аппараты, которые опускаются, как лифт, вниз и вверх. А чтобы десятками километров обследовать дно на таких глубинах – пока что такую возможность продемонстрировали только российские специалисты.
— Какие технологии были разработаны при создании аппарата?
— Раньше в России уверенно опускались на глубины шесть тысяч метров и чуть больше, но чтобы опуститься на глубины порядка десяти километров, нужна была совершенно другая техника. Для этого нужен был прорыв, необходимо было создать совершенно новые технологии, новые материалы, приборы и устройства, которые позволяют работать на такой глубине.
"Витязь-Д" — эта совершенно новый аппарат, для него создавался фактически каждый элемент от прочного корпуса, титановых колб до системы управления. Для аппарата был создан большой комплекс высокотехнологичной аппаратуры, в том числе соответствующая связь и управление, система навигации, которые работают на предельных глубинах, локаторы, также была создана видео- и фотоаппаратура, способная работать в условиях запредельного давления и в условиях кромешной тьмы. При этом надо отметить, что технологии, которые использовались при создании этого аппарата, на сто процентов российские. Многие из них создавались на базе имеющегося научного задела, а часть — это абсолютно уникальные технологии, которым нет аналогов в мире.
Комплекс "Витязь" создавался по заказу Фонда перспективных исследований при головной роли Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин", который, в свою очередь, подобрал кооперацию соисполнителей работ, каждый из них выполнял свою перспективную задачу. И важно, что большинство прорывных технических решений были созданы с участием коллективов молодых специалистов.
— Планируется ли дальнейшее развитие комплекса "Витязь-Д", например, замена силовой установки или создание обитаемого варианта?
— Комплекс "Витязь-Д" — это беспилотный автономный аппарат, и в этом его уникальность. Аппарат работает по одной из многих заложенных в него миссий, при этом может дистанционно управляться оператором или функционировать полностью автономно. Комплекс обладает большими возможностями работы в этом режиме, он способен барражировать более 100 километров на предельных глубинах. Такой автономности не имеет ни один глубоководный подводный аппарат в мире.
Силовую установку аппарата считаем оптимальной, она работает на электрической энергии, а для питания движителей используются защищенные аккумуляторные батареи. Это позволяет работать комплексу, в зависимости от нагрузки, порядка суток в свободном автономном плавании. Заряжаются батареи на борту корабля-носителя от обычной сети. Применение силовых установок другого типа пока не рассматривается. Мы ищем простые и эффективные решения, которые позволяют решать сложные задачи с высоким качеством.
— Какова дальнейшая судьба "Витязя-Д"?
— В настоящее время прорабатываются различные варианты дальнейшего применения комплекса. Так как он уникален, применение ему найдется во многих сферах деятельности различных министерств и ведомств. Среди будущих его потребителей и министерство образования и науки, и Российская академия наук, и министерство обороны.
В настоящее время идет диалог. Аппарат со всем оборудованием будет передаваться в эксплуатацию, дальше ведомство будет его эксплуатировать и развивать под свои специфические задачи. Не исключаем варианта, что комплекс будет передан в каждую из заинтересованных организаций.
— Какие задачи таких комплексов, в каких сферах их можно применять?
— Этот комплекс, как принято говорить, широкого профиля, фактически это трансформер, на который возможно установить любое современное оборудование. Аппарат способен вести исследовательскую деятельность, брать пробы воды и грунта. Думаю, что за этим аппаратом будущее, он будет полезен многим организациям. Ученые с его помощью смогут подробно исследовать геофизические параметры недосягаемых глубин Мирового океана, разрез дна, шельф, состояние и движение тектонических плит, течений, соленость воды и другие необходимые данные, исследовать живые организмы предельных глубин. Исследование арктического шельфа и поиск полезных ископаемых тоже не исключаются. Технологии не стоят на месте, мы работаем на перспективу. "Витязь" найдет полезные ископаемые на дне океана на любых глубинах. Поэтому потенциальных потребителей может прибавиться.
— Насколько защищены системы управления "Витязя-Д", возможно ли, к примеру, угнать этот аппарат?
— Аппарат работает автономно по заданной до погружения миссии. Система управления защищена и надежно работает только с тем оператором, который им управляет и с которым он "общается" по каналу специальной связи. Чтобы его угнать, надо еще попробовать погрузиться на такую глубину и тем более его догнать.
— Есть у этого глубоководного аппарата коммерческий потенциал?
— Эти аппараты могут производиться серийно. "Витязь-Д" — это надежный и доступный для российских производителей аппарат. И у нас есть конкурентные преимущества в том, что его стоимость в разы меньше создаваемых за рубежом глубоководных аппаратов.