Рейтинг@Mail.ru
Как отец и трое сыновей пытаются наладить жизнь после страшной потери - РИА Новости, 06.06.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Мама нас видит»

Как отец и трое сыновей пытаются наладить жизнь после страшной потери

Татьяна Кирсанова

Отец троих детей Николай

Боль утраты знакома Николаю с детства. В три года умер отец, через десять лет — мать, потом бабушка, которая заменила ему родителей. А он всегда мечтал о большой семье. Когда встретил Лену, понял: судьба. Оба хотели много детей. Однако четвертая беременность стала фатальной — Елена скончалась.

Теперь Николай учится жить самостоятельно с тремя сыновьями. Младший ребенок — инвалид, не может дышать без специальной трубки. Отец-одиночка не скрывает, что ему тяжело, но уверяет: в приюте дети окажутся только «через его труп».

Завидный жених

Поселок Кесова Гора находится на границе Тверской и Ярославской областей. Здесь живут Николай и трое его сыновей. Артему — восемь, Андрею — пять, самому маленькому, Тимофею, нет и трех лет.

Улица
Улица

«Да, со связью тут беда, — сетует Николай в ответ на мои слова о безуспешных попытках дозвониться. — Я сейчас на шабашке — колодец помогаю копать. Здесь телефон ловит, а в нашей деревне — нет. Поэтому «абонент недоступен». Интервью приходится брать урывками — во время перерывов в работе и вечером по дороге домой.

«Скоро год, как ее нет. А я все не привыкну к этой мысли. Мальчишки до сих пор не знают. Старший уже понимает, конечно, что случилось. Младшие пока не догадываются. Я им говорю: «Мама нас видит, слышит». А правду как сказать? Не могу».

Николай признается, что влюбился в Елену сразу. «Мы еще в школе учились. Она в соседней деревне жила. А у меня мотоцикл был, потом машина — «Москвич». Так я каждый день к ней приезжал, гуляли вместе. Но она как друга меня воспринимала. Потом все же «обратила внимание на мои страдания», — невесело шутит он. — Поженились еще до армии. Родился Артем. Я, пока служил, спокоен был, уверен в Лене. Знал, что дождется она меня, все хорошо будет».

Так и вышло. Вернувшись, Николай устроился охранником в одну из московских фирм. Елена на ферме работала — приемщицей молока. После смерти бабушки в наследство им достался дом. «Старый, но жить можно. Да и руки у меня на месте. Потихоньку хотел все в порядок привести, обновить. Колодец свой решили сделать, кольца уже купили».

В одночасье

Как и многие в деревне, Николай и Елена обзавелись хозяйством — куры, гуси, поросята, теленок. Подумывали корову завести, но потом решили, что слишком хлопотно. Друг за другом родились трое сыновей. Даже когда выяснилось, что младший тяжело болен — Тимофей может дышать только при помощи трахеостомы, то есть искусственного горла, — это не сказалось на отношениях в семье. Наоборот, еще больше сплотило.

Искусственная трахея, приготовленная для трансплантации в Краснодарской краевой клинической больнице имени С.В.Очаповского
Искусственная трахея, приготовленная для трансплантации

«Узнав, что Лена снова ждет ребенка, обрадовались, — вспоминает Николай. — Думали, может, дочку нам Бог послал». Однако беременность оказалась внематочной.

«Она нормально себя чувствовала. Улыбалась. Шутила даже. Потом хуже ей стало. Я приехал с работы, отвез в больницу. Прооперировали, сутки она там еще пролежала, а потом — все. Умерла».

Николай долго не мог поверить в произошедшее. Осознав, обезумел от горя. Не понимал, как жить дальше — без любимой жены, с тремя детьми. «Меня будто парализовало. Кажется, я вообще ничего не соображал. Я и до этого знал, что такое горе. Отец умер, когда мне всего три было. Мама через десять лет ушла. Потом бабушка, которая меня вырастила. Но сейчас чуть рассудком не помутился».

Оправиться от горя помогли дети. Николай взял себя в руки и стал учиться жить заново — в одиночку.

«Понял, что должен — ради сыновей. Подумал, если не справлюсь, не налажу жизнь, мальчишек моих могут забрать. Но им нельзя в детдом, они там пропадут. Тимошка так точно. И я пообещал, что они обязательно станут счастливыми несмотря ни на что».

И папа, и мама

Пока рядом была Елена, Николай не переживал за быт. Она делала все, что положено жене и матери: готовила, убирала, занималась детьми. Когда ее не стало, все обязанности легли на Николая. Пришлось овладеть такими премудростями, с которыми раньше не сталкивался.

Кесова гора
Блины, приготовленные Николаем

«Голова шла кругом: столько забот, как везде успеть? Но постепенно привык, всему научился — и стирать, и гладить, и борщ варить. Я теперь даже блинчики могу испечь. Мальчики их просто обожают. На завтрак только блины требуют». Николай подружился и со стиральной машиной, и с утюгом. Говорит, за домашними хлопотами дни летят незаметно.

Но главная забота одинокого отца — сыновья. Восьмилетний Артем учится в школе, среднего, Андрея, надо каждый день возить за восемь километров в детсад. А самого маленького, Тимофея, из-за тяжелого заболевания в сад не возьмут. Николай все время рядом с ним.

«Раз в день ему надо менять повязку. Это то, с чем я до сих пор справляюсь с трудом. Не потому, что сложно, а потому, что страшно. Руки-то у меня грубые, мужские: одним неловким движением можно травмировать ребенка».

Однако как бы отец ни боялся, он проделывает необходимые манипуляции. Ведь от того, насколько чистой будет повязка, напрямую зависят жизнь и здоровье сына.

Кроме того, Николай должен регулярно ложиться с младшим ребенком в больницу. «Каждые три месяца трахеостому требуется обновлять. Ездим в областную детскую клинику, где мы наблюдаемся. Это почти двести километров. Проводим в стационаре несколько дней, делаем все, что положено, и возвращаемся домой, где ждут старшие».

Под крышей дома

После смерти жены Николаю пришлось уволиться. Кроме него, заботиться о детях некому. «Я, конечно, за любую подработку берусь. Как сейчас, например. Кому колодец выкопать, кому по строительству помочь. Но это же нерегулярный доход. То есть, то нет».

Строители делают ремонт дома
Строители ремонтируют дом

Многодетная семья живет на пенсию и пособия. По словам отца-одиночки, выходит около 43 тысяч рублей в месяц. «Хватает, — заверяет он. — Не шикуем, конечно, но одеждой, обувью, едой мальчишки обеспечены». Значительная часть денег уходит на лекарства для младшего. Без них он попросту погибнет.

Николай старается сделать так, чтобы сыновья не чувствовали себя обделенными. Как умеет, пытается создать уют.

«Без женской руки это непросто, — вздыхает он. — А мне хочется, чтобы у нас в доме и тепло, и красиво было. Но ремонт, который я затеял, как только мы переехали сюда, закончить пока не могу».

1 / 6
На кухне

В их доме три комнаты, кухня, туалет и терраса. Есть газ, вода, отопление. Николай говорит, что уже поменял кое-где полы, обшил стены, поставил новый унитаз. А вот хороший газовый котел и ванну пока приобрести не в состоянии. Так же, как без посторонней помощи не смог бы отремонтировать протекающую крышу и соорудить новое крыльцо.

«Однажды пришли из соцзащиты и спрашивают: что так грязно у вас? Я отвечаю: ну а как без грязи? Тут полы старые, там крыша течет. Ремонтирую, что могу. Но все стоит денег. А нам сейчас на жизнь еле-еле хватает».

В ответ в очередной раз предложили отдать детей в приют. Отец отрезал: «Только через мой труп». И хотя Николая обидели слова соцработников, те не оставили семью без внимания.

Не без добрых людей

О проблемах молодого вдовца с тремя детьми сотрудники социальных служб рассказали благотворительному фонду «Константа». Общественники приехали с подарками, пообщались с Николаем, познакомились с мальчиками и решили: будут помогать. Для начала взялись сделать самое необходимое — починить кровлю, отремонтировать ведущий на улицу коридор и построить новое крыльцо.

1 / 3
Сотрудницы БФ «Константа» приехали с подарками

«До этого я только латал крышу, там, где уж очень текло, — объясняет собеседник. — Но как ее починить, если она вся будто сито? Понимал: без капитального ремонта не обойтись. По моим подсчетам, копить пришлось бы года два. А тут за считанные дни справились». Когда «Константа» объявила сбор средств на помощь семье, откликнулись многие. И нужная сумма набралась довольно быстро.

«Привезли материал, все сделали. Хорошо, качественно. Я смотрел, как ребята работали: что надо, запенили, утеплили, каждую щелочку промазали. Одним словом, молодцы!»

1 / 3
Дымовая труба дома

Отдельную благодарность отец-одиночка выражает за обновленное крыльцо. 

Говорит, раньше лишний раз старался даже не смотреть на него: до того неприглядно выглядело. Да и высокое слишком было, небезопасное. В коридоре, который сквозь дырявые стены продувался насквозь, тоже было крайне неуютно. И его отремонтировали, утеплили.

«Сейчас мальчишки постоянно там носятся. Наконец есть где им в догонялки поиграть. Да и я с радостью возвращаюсь в дом, у которого теперь новое лицо. Подъезжаю, смотрю, и на сердце тепло становится. Хочется скорее домой».

Вечера у них, как правило, проходят по одному сценарию. Отец готовит ужин, за которым обсуждают события дня, а потом все вместе убирают со стола. Мальчики стараются помочь, чтобы папа быстрее закончил с мытьем посуды. Потому что дальше их ждет бокс.

«Отрабатываем удары на игрушечной груше. Показываю им основные приемы — хук слева, справа, апперкот. Сыновья обожают боксировать. Стараются друг перед другом — у кого лучше получается. Да и я с удовольствием молочу спортивный снаряд. Мне после таких тренировок легче становится. Наверное, пар так выпускаю».

Вдоволь нарезвившись вокруг боксерской груши, мальчишки умываются и ложатся спать. А Николай остается наедине со своими мыслями.

Можно только догадываться, о чем думает мужчина, в неполные тридцать лет лишившийся любимой жены и вынужденный один растить троих детей. Он говорит, что никому не желает познать это.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала