https://ria.ru/20200605/1572489622.html
Троицкая родительская суббота: за кого и как можно молиться
Троицкая родительская суббота: за кого и как можно молиться - РИА Новости, 05.06.2020
Троицкая родительская суббота: за кого и как можно молиться
Православные христиане в субботу перед праздником Троицы поминают усопших. В церковных книгах это называется "вселенским поминовением". За кого можно молиться в РИА Новости, 05.06.2020
2020-06-05T08:00
2020-06-05T08:00
2020-06-05T08:06
религия
общество
москва
русская православная церковь
аналитика - религия и мировоззрение
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152930/87/1529308731_0:0:3072:1728_1920x0_80_0_0_a0418b0d8535a6584a7ab951a63e642c.jpg
МОСКВА, 5 мая — РИА Новости. Православные христиане в субботу перед праздником Троицы поминают усопших. В церковных книгах это называется "вселенским поминовением". За кого можно молиться в этот день и какие еще традиции с ним связаны — в материале РИА Новости."Даже за тех, кто в аду"Когда и как поминать усопших? Кто-то время от времени подает записку с именем покойного для молитвы священника в храме. Другие считают обязательным навещать могилы родственников. Третьи просто заходят в церковь, чтобы поставить свечку.На самом деле, как говорят священнослужители, главное — собственная молитва. Читать ее желательно постоянно. Поэтому поминовение ушедших в мир иной родных и близких включено в утреннее последование молитвослова.Кроме того, за умерших молятся на каждой литургии. А по субботам в храмах совершается панихида. Но для чего же тогда еще и особые дни поминовения — родительские субботы?"Это дополнительные сигналы верующим — как важно хранить память о тех, кого с нами нет. Каждая такая суббота привязана к тому или иному событию", — объясняет церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).Дмитровская, например, посвящена дню памяти великомученика Димитрия Солунского и павших на Куликовом поле воинов. Радоница — молитве за умерших на девятый день после Пасхи. Суббота Мясопустная, или Вселенская, предшествует Великому посту. Троицкое поминовение занимает особое место даже в этом ряду. Во-первых, оно совершается накануне одного из главных христианских праздников.Во-вторых, имеет глубокий богословский смысл. На Пятидесятницу (50-й день после Пасхи, когда и отмечается Троица), согласно Писанию, апостолам была явлена третья ипостась Триединого Бога — Святой Дух. С точки зрения вероучения человек получил божественную благодать, тем самым завершился процесс спасения всех людей. Начался он с земного воплощения Сына Божия, который затем претерпел распятие во искупление людских грехов и воскрес.Один из учителей Церкви Василий Великий в IV веке писал, что Святым Духом "всяка душа живится". Поэтому христиане на Троицу молятся о схождении Его благодати. В том числе и на души усопших."Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже находящихся в аду", — писал Василий Великий о Троицкой родительской субботе."Острый вопрос"Строки святителя о молитве за томящиеся в аду души породили одно довольно устойчивое поверье. В народе считается, что Троицкая суббота — единственный день в году, когда можно поминать самоубийц. Ведь обычно, если прийти в храм и подать записку, то на свечном ящике непременно спросят, все ли упомянутые крещены и нет ли среди них самоубиенных.Наиболее авторитетные среди верующих святые отцы дают сведению счетов с жизнью однозначную оценку. "Отчаяние — злейший грех между всеми грехами. Созревшее отчаяние обыкновенно выражается самоубийством или действиями, тождественными самоубийству. Самоубийство — тягчайший грех! Совершивший его лишил себя покаяния и всякой надежды спасения. Святая Церковь не совершает о нем никакого поминовения, не удостоивает отпевания и лишает погребения на христианском кладбище", — писал в своих трудах святитель Игнатий Брянчанинов.В 90-е годы, когда самоубийств в России было много, священнослужителей часто спрашивали, возможно ли поминовение наложивших на себя руки. В Русской православной церкви эту проблему обсуждали довольно долго. Лишь в 2011 году нашли компромисс между древними правилами о полном запрете на молитву о самоубиенных и современными общественными реалиями."Особенно вопрос об отношении к самоубийцам обострился и усложнился в наши дни, когда большая часть покончивших с собой — люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи "вне ума", хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения", — заявлял тогда глава синодальной богослужебной комиссии архиепископ Костромской Алексий.Синод — высший руководящий орган РПЦ — утвердил специальный "Чин молитвенного утешения сродников живот свой добровольно скончавшаго". Его совершает священник в частном порядке по просьбе родственников."А церковное поминовение самоубийц возможно, только если они умерли, не будучи в здравом уме, — имели психические заболевания и не отвечали за свои поступки. Поэтому родственники таких людей для того, чтобы им разрешили церковное поминовение, должны принести в епархиальное управление соответствующие медицинские заключения. В противном случае поминовение самоубийц Церковь не совершает ни в Троицкую родительскую субботу, ни в какой иной день", — говорит церковный публицист протоиерей Максим Первозванский.Искусственные цветы — за или против?Помянуть усопших родственников на Троицкую субботу можно дома, прочтя заупокойные молитвы, в храме — после литургии в этот день священнослужители совершают панихиду, а можно и на кладбище.С поминовением непосредственно у могилы связан интересный обычай, многие века существовавший на Руси. В этот день надгробия украшали зеленью — таким же убранством на Троицу встречают прихожан храмы. Ведь считается, что это праздник жизни, тем более приходится он на период, когда вокруг все цветет."Подобный обычай вполне соотносится с церковным вероучением, это вовсе не суеверие", — говорит отец Максим Первозванский.Вот только сейчас на кладбищах так почти никто не делает. На могилы ставят пластиковые цветы. Эта традиция появилась еще в советские годы и стала повсеместной. Мало того — укоренилось поверье, что рядом с мертвыми должны быть исключительно неживые украшения."Так рассуждать, конечно, неправильно. Искусственные цветы на могилах не соответствуют церковному духу. Но и ничего плохого в них нет, это допустимо", — поясняет священник.По его словам, тут чисто практический аспект: в старину кладбища располагались неподалеку от жилища, наведаться туда не составляло труда. Сейчас же, особенно в мегаполисах, добираться до мест погребения довольно долго. Поэтому многие бывают там не чаще одного-двух раз в год.Однако если есть возможность постоянно менять цветы, то лучше, конечно, приносить живые. Например, так делают на могилах особо почитаемых верующими старцев, которые похоронены на городских кладбищах."Традиции бывают разные. Скажем, в Новоспасском монастыре в Москве на могилах похороненных там священников и монахов все время горит лампада. Понятно, что это практически невозможно на городских кладбищах", — уточняет отец Максим.В то же время священнослужители напоминают: главное — не украшение могил или свечка в храме, а личное участие в церковной молитве за усопших родственников.В этом году кладбища в большинстве российских регионов закрыты из-за пандемии коронавируса, поэтому панихид там служить не будут. А помолиться можно в храмах, как раз открывшихся по всей стране к Троицкой субботе.
https://ria.ru/20200427/1570641648.html
москва
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152930/87/1529308731_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_364c157c442ea71197af97841b868f46.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, москва, русская православная церковь, аналитика - религия и мировоззрение
Религия, Общество, Москва, Русская православная церковь, Аналитика - Религия и мировоззрение
МОСКВА, 5 мая — РИА Новости. Православные христиане в субботу перед праздником Троицы поминают усопших. В церковных книгах это называется "вселенским поминовением". За кого можно молиться в этот день и какие еще традиции с ним связаны — в материале РИА Новости.
Когда и как поминать усопших? Кто-то время от времени подает записку с именем покойного для молитвы священника в храме. Другие считают обязательным навещать могилы родственников. Третьи просто заходят в церковь, чтобы поставить свечку.
На самом деле, как говорят священнослужители, главное — собственная молитва. Читать ее желательно постоянно. Поэтому поминовение ушедших в мир иной родных и близких включено в утреннее последование молитвослова.
Кроме того, за умерших молятся на каждой литургии. А по субботам в храмах совершается панихида. Но для чего же тогда еще и особые дни поминовения — родительские субботы?
"Это дополнительные сигналы верующим — как важно хранить память о тех, кого с нами нет. Каждая такая суббота привязана к тому или иному событию", — объясняет церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).
Дмитровская, например, посвящена дню памяти великомученика Димитрия Солунского и павших на Куликовом поле воинов. Радоница — молитве за умерших на девятый день после Пасхи. Суббота Мясопустная, или Вселенская, предшествует Великому посту.
Троицкое поминовение занимает особое место даже в этом ряду. Во-первых, оно совершается накануне одного из главных христианских праздников.
Во-вторых, имеет глубокий богословский смысл. На Пятидесятницу (50-й день после Пасхи, когда и отмечается Троица), согласно Писанию, апостолам была явлена третья ипостась Триединого Бога — Святой Дух. С точки зрения вероучения человек получил божественную благодать, тем самым завершился процесс спасения всех людей. Начался он с земного воплощения Сына Божия, который затем претерпел распятие во искупление людских грехов и воскрес.
Один из учителей Церкви Василий Великий в IV веке писал, что Святым Духом "всяка душа живится". Поэтому христиане на Троицу молятся о схождении Его благодати. В том числе и на души усопших.
"Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже находящихся в аду", — писал Василий Великий о Троицкой родительской субботе.
Строки святителя о молитве за томящиеся в аду души породили одно довольно устойчивое поверье. В народе считается, что Троицкая суббота — единственный день в году, когда можно поминать самоубийц. Ведь обычно, если прийти в храм и подать записку, то на свечном ящике непременно спросят, все ли упомянутые крещены и нет ли среди них самоубиенных.
Наиболее авторитетные среди верующих святые отцы дают сведению счетов с жизнью однозначную оценку. "Отчаяние — злейший грех между всеми грехами. Созревшее отчаяние обыкновенно выражается самоубийством или действиями, тождественными самоубийству. Самоубийство — тягчайший грех! Совершивший его лишил себя покаяния и всякой надежды спасения. Святая Церковь не совершает о нем никакого поминовения, не удостоивает отпевания и лишает погребения на христианском кладбище", — писал в своих трудах святитель Игнатий Брянчанинов.
В 90-е годы, когда самоубийств в России было много, священнослужителей часто спрашивали, возможно ли поминовение наложивших на себя руки. В Русской православной церкви эту проблему обсуждали довольно долго. Лишь в 2011 году нашли компромисс между древними правилами о полном запрете на молитву о самоубиенных и современными общественными реалиями.
"Особенно вопрос об отношении к самоубийцам обострился и усложнился в наши дни, когда большая часть покончивших с собой — люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи "вне ума", хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения", — заявлял тогда глава синодальной богослужебной комиссии архиепископ Костромской Алексий.
Синод — высший руководящий орган РПЦ — утвердил специальный "Чин молитвенного утешения сродников живот свой добровольно скончавшаго". Его совершает священник в частном порядке по просьбе родственников.
"А церковное поминовение самоубийц возможно, только если они умерли, не будучи в здравом уме, — имели психические заболевания и не отвечали за свои поступки. Поэтому родственники таких людей для того, чтобы им разрешили церковное поминовение, должны принести в епархиальное управление соответствующие медицинские заключения. В противном случае поминовение самоубийц Церковь не совершает ни в Троицкую родительскую субботу, ни в какой иной день", — говорит церковный публицист протоиерей Максим Первозванский.
Искусственные цветы — за или против?
Помянуть усопших родственников на Троицкую субботу можно дома, прочтя заупокойные молитвы, в храме — после литургии в этот день священнослужители совершают панихиду, а можно и на кладбище.
С поминовением непосредственно у могилы связан интересный обычай, многие века существовавший на Руси. В этот день надгробия украшали зеленью — таким же убранством на Троицу встречают прихожан храмы. Ведь считается, что это праздник жизни, тем более приходится он на период, когда вокруг все цветет.
"Подобный обычай вполне соотносится с церковным вероучением, это вовсе не суеверие", — говорит отец Максим Первозванский.
Вот только сейчас на кладбищах так почти никто не делает. На могилы ставят пластиковые цветы. Эта традиция появилась еще в советские годы и стала повсеместной. Мало того — укоренилось поверье, что рядом с мертвыми должны быть исключительно неживые украшения.
"Так рассуждать, конечно, неправильно. Искусственные цветы на могилах не соответствуют церковному духу. Но и ничего плохого в них нет, это допустимо", — поясняет священник.
По его словам, тут чисто практический аспект: в старину кладбища располагались неподалеку от жилища, наведаться туда не составляло труда. Сейчас же, особенно в мегаполисах, добираться до мест погребения довольно долго. Поэтому многие бывают там не чаще одного-двух раз в год.
Однако если есть возможность постоянно менять цветы, то лучше, конечно, приносить живые. Например, так делают на могилах особо почитаемых верующими старцев, которые похоронены на городских кладбищах.
"Традиции бывают разные. Скажем, в Новоспасском монастыре в Москве на могилах похороненных там священников и монахов все время горит лампада. Понятно, что это практически невозможно на городских кладбищах", — уточняет отец Максим.
В то же время священнослужители напоминают: главное — не украшение могил или свечка в храме, а личное участие в церковной молитве за усопших родственников.
В этом году кладбища в большинстве российских регионов закрыты из-за пандемии коронавируса, поэтому панихид там служить не будут. А помолиться можно в храмах, как раз открывшихся по всей стране к Троицкой субботе.