Дворцы, сады и фонтаны московского метро
85 лет под землей
Ирина Овчинникова
Московское метро. О нем писали Ильф и Петров, складывал стихи Маяковский: «Я поеду с Танею в метрополитанию». Жители города почти сразу начали называть метро, открывшееся 15 мая 1935 года, подземными дворцами. Это неудивительно, ведь задача у известных зодчих — Ладовского, Фомина, Душкина и других — была такая: «строить красивые станции».
Кто-то выбирал ар-деко, неоклассику, сталинский ампир или неомодернизм, получилась энциклопедия стилей. Интерьеры и наземные вестибюли не раз попадали в кадр кинофильмов, но жители и гости столицы любят подземку, конечно, не только за это. Признаваться в своих чувствах они не устают ни на страницах метро в соцсетях, ни на самостоятельно созданных сайтах поклонников, среди которых есть даже палеонтологи.
Метрополитания: гид по «подземным дворцам»
«Кропоткинская» (ранее — «Дворец Советов», 1935 год) с колоннами, парящие капители которых похожи на лотосы или пятиконечную звезду, «Маяковская» (1938) со стальными полукругами арок и мозаиками Александра Дейнеки, «Театральная» (1938) с фарфоровыми музыкантами, «Аэропорт» (1938) с зонтичными мраморными рельефами на своде — все это примеры ар-деко.
Русские образцы с восторгом принимали за границей — ансамбль «Кропоткинской» на международных выставках в Париже и Брюсселе получил Гран-при, такая же награда есть у «Маяковской» (Нью-Йорк, 1939), чьи арочные элементы изготовлены на «Дирижаблестрое». Кстати, именно на этой станции, самой глубокой на тот момент, по легенде, в 1941 году состоялось заседание Московского городского Совета депутатов трудящихся, на котором выступал Сталин. Гостям вроде как наливали пиво и угощали их бутербродами.
Стиль-компромисс между авангардом и классикой, манифестами которого стали «Русские сезоны» Дягилева, процветал в подземке до начала «борьбы с излишествами» 1950-х годов.
Самыми подходящими для сравнения с дворцами стали станции, построенные в стиле сталинского ампира и неоклассики.
«Комсомольская Кольцевая» (1952) с «коктейлем» из нарышкинского стиля и готики, «Арбатская» (1953) с лепным декором растительного орнамента. Как дополнительная иллюстрация величественности — гигантская длина залов: 190 и 250 метров соответственно.
Еще «Таганская Кольцевая» с медальонами героев, а также «Киевская Кольцевая» (1954) с арками-проходами, обрамленными лепным жгутом и мозаиками о ключевых моментах отношений России и Украины.
Обычно именно эти станции чаще всего привлекают иностранцев, пытающихся поймать в объектив фотоаппаратов блеск позолоты, глянец майолики и блики люстр. И пусть красота неоклассических «Красных Ворот» (1935), «Охотного Ряда» (1935), «Электрозаводской» (1944) и других, возможно, кажется китайским туристам менее фотогеничной, знатоки архитектуры очень их любят.
Кстати, «Красные Ворота» — образец идеи «пролетарской классики» архитектора Ивана Фомина. Для оформления вестибюля использовали темно-красный мрамор. Очевидно, из-за него другой знаменитый московский архитектор Щусев сказал:
«Он (проект. — Прим. ред.) сделан большим мастером, но производит впечатление говядины».
Эти стили, конечно, тоже стали жертвами борьбы с украшательством.
Есть в метро примеры и столь любимого в СССР соцреализма, и это в первую очередь — скульптура, живопись, мозаики, изображающие военные и трудовые подвиги, революционную борьбу и отдых.
Конечно, сразу вспоминается «Площадь Революции» (1938) с галереей фигур скульптура Матвея Манизера, посвященных, понятное дело, революции. На открытии станции Сталину они особенно понравились: «Как живые».
Продолжилась тема через две остановки — на «Бауманской» (1944). Советский спорт из фарфора и фаянса — на «Динамо» (1938), отдых в барельефах над эскалатором — на «Парке культуры» Кольцевой линии (1950), а круглые сутки — в панно на «Маяковской» (1938).
С мозаиками на «Новокузнецкой» связана трагическая история. Это последняя работа Владимира Фролова, умершего от голода в блокадном Ленинграде. Он собирал своих «Садоводов», «Строителей», «Авиаторов», «Шахтеров» по рисункам Дейнеки. Десять лет назад на станции появилась посвященная ему мемориальная доска.
Простота и открытость — именно с такими принципами в середине 50-х в историю московского метро вошла хрущевская оттепель. «Подземные дворцы» стали возводить, основываясь на рациональности и ее воплощении — модернизме. Типовые проекты станций-«сороконожек» (конструкций из двух шеренг колонн) отлично рифмовались с планировками хрущевок в новых спальных районах.
Именно так выглядят «ВДНХ» (1958), «Медведково» (1978), «Ленинский проспект» (1962), «Шаболовская» (1980) и роскошная по тем меркам «Чертановская» (1983) — со стальными колоннами, люстрами-каскадами, и замысловатой мозаикой, изображающей высотки и башенные краны.
Самые современные стили «подземных дворцов» — пост- и неомодернизм. «Сретенский бульвар» (2007) с аппликацией и травленой черной сталью, «Достоевская» (2010) с пересказом четырех романов писателя флорентийской мозаикой. И, конечно, же «Римская» (1995) архитектора Попова, который размышляет о величии древней цивилизации: на обломках коринфских колонн у него сидят основатели Рима Ромул и Рем. Кстати, на этой станции есть фонтан, правда, работает он очень редко.
Именно они использованы в оформлении «Тропарево» (2014) (чего стоят одни только металлические деревья с зеркальными кронами), «Новокосино» (2012) с потолком в диагональных ромбах и, конечно же, мондриановской «Румянцево» (2016) и авангардистско-конструктивистской «Саларьево» (2016).
Метро в кино: свидания, космопорт и вампиры
В московском метро снимали сцены для нескольких десятков фильмов. Многие из нас сразу же вспомнят «Я шагаю по Москве», где один из главных персонажей — молодой метростроевец (кстати, режиссер Георгий Данелия сам был сыном метростроевца). Финальную сцену, в которой звучит песня про Садовое кольцо и летнюю грозу, а юный Никита Михалков взбегает по эскалатору, снимали на станции «Университет». Кстати, персонажи фильма Володя и Алена, так знаково севшие в вагоны, которые шли в разные стороны, не смогли бы этого сделать в реальности — тогда ветки дальше не существовало.
При этом первой кинолентой, снятой в московском метро, считают «Цирк» Григория Александрова (1936). Первой прославившейся таким образом станцией стал «Охотный Ряд».
Еще одна киноистория любви, связанная с метро, — Шарапов и Синичкина из фильма «Место встречи изменить нельзя». Первое свидание, во время которого они даже перешли на «ты», прошло у вестибюля станции «Сокольники».
Еще одна пара — и снова свидание в метро: Людмила и Гурин в оскароносной ленте «Москва слезам не верит» Меньшова.
Герои садятся в поезд на «Новослободской» и проезжают станцию «Охотный Ряд», что в реальности невозможно. Кто-то считает это ляпом, кто-то — киноусловностью.
Появлялось московское метро и в мультфильмах, например в «Старой пластинке». Там есть экранизация песни Утесова с такими строчками: «Ну и как же это только получается // Что-то в жизни перепуталось хитро // Чтоб запрячь тебя, я утром отправляюся // От «Сокольников» до «Парка» на метро». Станция «Парк культуры» Сокольнической линии там узнается и без слов.
Любят метрополитен и режиссеры фантастических фильмов. Так, в роли Космопорта в «Гостье из будущего» Арсенов снял вестибюль «Ботанического сада», тоннель у станции «Полянка» попал в «Кин-дза-дза» Данелии, у станции метро «Свиблово» в «Ночном дозоре» у Лукьяненко и его экранизации у Бекмамбетова жили вампиры.
А в фильме-катастрофе «Метро» по роману Дмитрия Сафонова почти все события происходят в подземке. Правда, в Москве снимали только вестибюли станций, а тоннели — в Самаре.
Метро и мода
Первый показ мод в московском метро случился в ноябре 1997 года: были представлены как мужские, так и женские модели.
На 70-метровом подиуме, построенном вдоль путей, гостям продемонстрировали вещи из осенне-зимней коллекции Givenchy (присутствовал сам Александр Маккуин).
Гости добирались до локации на специальных поездах с официантами, где им наливали запрещенное в обычное время правилами подземки шампанское.
В 2014-2015 годах модные эксперты много говорили о «метрошике» — стремлении отдельных пассажиров выделиться в серой толпе подземки. Появилось даже сообщество, где выкладывали фотографии наиболее ярких образов.
В 2016 году половину работающей станции метро «Достоевская» перекрыли для показа российского дизайнера Александра Терехова. Приглашения на шоу были стилизованы под билеты на одну поездку в метро. Модели дефилировали на шпильках прямо по мраморному полу — как такового подиума не было.
В 2019 году метро стало одной из главных площадок 25-й юбилейной Недели моды. Дефиле проходило на станции «Деловой центр», не работавшей для пассажиров. Место было выбрано неслучайно: модели вышли на подиум в образах типичных обитателей расположенного рядом бизнес-центра «Москва-Сити».
До этого на станции метро «Воробьевы горы» проходила выставка костюмов российских дизайнеров. В десяти стеклянных колбах были выставлены костюмы от Валентина Юдашкина, Славы Зайцева, Виктории Андреяновой, Ирины Крутиковой.
Дикторы московского метро
Голоса, которые пассажиры слышат на каждой станции и в переходах, принадлежат профессиональным дикторам. Они записывают объявления для метрополитена уже много лет.
Причем мужской голос звучит при движении в центр и по часовой стрелке на Кольцевой линии, а женский — соответственно из центра и против часовой. Есть шутка, что утром начальник строго зовет на работу, а вечером — ласково жена домой. Хотя изначально предложено это было для удобства слабовидящих людей.
Юлия Романова-Кутьина, актриса театра «На Басманной», работает «голосом» подземки больше 20 лет. Признается, что ей пришлось тренироваться около трех месяцев, чтобы привыкнуть говорить более низким тембром.
Мужских голосов в метро два: радиоведущего Сергея Куликовских и музыканта Алексея Россошанского.
Московский метрополитен несколько раз проводил акцию «Голос метро», которая стартовала в 2004 году. Тогда роль дикторов подземки исполнили Галина Волчек, Людмила Гурченко, Лев Дуров, Валерий Золотухин, Любовь Полищук, Константин Райкин, Александр Ширвиндт.
Особенно масштабно акция прошла в 2015 году на 80-летие метрополитена. Пассажиры узнавали знакомые интонации Иосифа Кобзона, Валерия Сюткина, Кристины Орбакайте, Екатерины Андреевой, Никиты Михалкова, Михаила Ефремова, Лолиты Милявской и других знаменитостей. Помимо обычных объявлений, они рассказывали пассажирам об истории метро.
Звери на удачу, фонтаны и цветы
На «Площади Революции» стоят 76 бронзовых фигур, впрочем, каждая повторяется четыре раза. Нос и лапы овчарок (кстати, по кличке Ирма) с 1938 года натерты до блеска — так приманивают удачу перед экзаменом школьники и студенты. Считается, что к туфелькам сидящих с книжкой бронзовых девушек нужно прикоснуться, чтобы хорошо прошло свидание, а гребешок петуха полируют жаждущие богатства. Однако одну из птиц, у которой едва блестит клюв, лучше обходить стороной, потому что она, по народным легендам, приносит несчастье.
На «Менделеевской», между входом и выходом, в 2007 году был установлен памятник «Сочувствие». Он посвящен бродячему псу по кличке Мальчик, жившему в подземном переходе у станции и погибшему в результате конфликта с породистой собакой от рук ее владелицы.
На лестницах «Кропоткинской» раньше стояли кадки с настоящими пальмами. Сегодня живые растения можно увидеть на новой станции «Филатов Луг», где они получают достаточно света благодаря прозрачному потолку.
Единственная станция с действующим фонтаном — «Римская», дизайн которой разрабатывался вместе с итальянскими архитекторами. Вода стекает по стене прямо за фигурами Ромула и Рема.