https://ria.ru/20200414/1570002263.html
Эксперт оценил последствия пандемии для российского авиастроения
Эксперт оценил последствия пандемии для российского авиастроения - РИА Новости, 14.04.2020
Эксперт оценил последствия пандемии для российского авиастроения
Пандемия коронавируса скорректировала планы многих отраслей промышленности, в числе которых оказалось и авиастроение. Эксперт в области авиации, исполнительный... РИА Новости, 14.04.2020
2020-04-14T08:44
2020-04-14T08:44
2020-04-14T08:44
распространение коронавируса
экономика
аэрофлот
sukhoi superjet
мс-21
олег пантелеев
коронавирус covid-19
коронавирус в россии
https://cdnn21.img.ria.ru/images/156230/01/1562300124_0:114:3072:1841_1920x0_80_0_0_866d6e5c4866460fd777b14d48b57920.jpg
МОСКВА, 14 апр - РИА Новости. Пандемия коронавируса скорректировала планы многих отраслей промышленности, в числе которых оказалось и авиастроение. Эксперт в области авиации, исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев рассказал РИА Новости, какие последствия ждут отрасль из-за распространения нового вируса, а также спрогнозировал, сколько времени потребуется на возврат ситуации в нормальное русло."Во всем мире авиастроители с большой тревогой смотрят на паралич, сковавший воздушный транспорт. Также неизбежна и экономическая рецессия. Увы, производители авиатехники не смогут пройти этот период безболезненно: существующие проблемы усугубятся и возникнут новые", - сказал Пантелеев.Он пояснил, что ключевые рынки сбыта самолетостроителей, вертолетеостроителей, производителей двигателей, авиационных приборов и агрегатов хорошо известны: поставки для отечественных силовых структур, экспортные поставки, прежде всего вооружений и военной техники, а также выпуск продукции в интересах гражданской авиации. "Сложность ситуации заключается в том, проблемы с контрактацией и сбытом продукции возникнут в той или иной мере во всех сегментах, причем негативные факторы будут возникать и сейчас, и в среднесрочной перспективе", - предположил эксперт.Первая волна проблем связана с введением противоэпидемиологических мероприятий. "Предприятиям авиационной промышленности может быть сложно организовать доступ сотрудников к рабочим местам из-за различных ограничительных мер, которые вводятся руководством регионов. Конечно, там, где речь идет о выполнении ГОЗ, о других приоритетных заданиях, предприятия продолжают работу. Но дополнительные затраты ресурсов на оформление пропусков существуют. А если на предприятии работают иногородние - к примеру, представители поставщиков комплектующих изделий, обеспечить их логистику весьма сложно. Увы, повышаются и риски заболевания тех, кто каждый день приезжает на работу", - перечислил Пантелеев.Он отметил, что даже если предприятие-финалист будет действовать без сбоев, то из-за проблем с поставкой комплектующих частей, которые для ряда гражданских проектов доставляются из-за рубежа, отдельные предприятия могут столкнуться с необходимостью приостановить работу. "Даже если головные предприятия идеально подготовятся к работе в новых условиях, отстроить беспроблемную работу всех поставщиков, а это сотни компаний, едва ли возможно. Остается уповать на то, что имеющихся запасов комплектующих хватит, чтобы отработать все время, в течение которого в стране будут действовать строгие профилактические и ограничительные меры. Сейчас заявлений о том, что заводы находятся на грани остановки, нет, надеемся, что до этого не дойдет", - сказал собеседник агентства.Гособоронзаказ и экспортВторой фактор связан со сбытом продукции, которая производится предприятиями отрасли. "Решений о радикальном сокращении бюджетных расходов, в том числе на гособоронзаказ, пока не озвучено. Однако если потери российского бюджета окажутся слишком большими, а пока все идет именно к этому, нельзя исключать сокращения объема поставок по гособоронзаказу. Не будем судить о возможных масштабах коррекции, но в любом случае такой риск существует", - предположил Пантелеев.Говоря о военно-техническом сотрудничестве, собеседник агентства отметил, что рискам подвержены и заказчики вооружений и военной техники за рубежом. "Мы отлично понимаем, что у них могут возникнуть экономические проблемы", - сказал Пантелеев.Гражданский рынок и основные программыЧто касается гражданского рынка, то у авиастроителей сегодня реализуется две масштабных программы. Первая – проект SSJ-100."Аэрофлоту" еще предстоит получить большую часть из 100 законтрактованных лайнеров этого типа. В нынешней ситуации падения спроса на авиаперевозки возникает избыток парка, поэтому сдвиги в сроках поставки самолетов практически неизбежны. В 2020 году авиакомпании будут озабочены не получением новых бортов, а избавлением от существующих машин. Как отрасль будет выходить из пике, никто точно сказать не может. Но маловероятно, чтобы в 2021 году состоялось полное восстановление пассажиропотока до уровня конца 2019 года", - сказал собеседник агентства.В то же время он отметил, что сохраняется риск банкротства региональных авиакомпаний, что потребует принятия мер по недопущению прекращения авиасообщения. "Выживут далеко не все российские авиакомпании. Когда встанет вопрос о том, кто будет обеспечивать авиационные связи между крупными региональными центрами, ответ, вероятнее всего, будет один: национальный перевозчик. Поэтому для поддержания маршрутной сети за Уралом "Аэрофлоту" потребуются дополнительные самолеты семейства SSJ-100", - считает Пантелеев.Второй проект – создание среднемагистрального самолета МС-21. "ОКР по созданию этой машины профинансированы не до конца, лайнер еще не сертифицирован, а выделение средств на поддержку продаж еще впереди. Здесь тоже возникает риск, что расходы федерального бюджета будут скорректированы, и повлиять на эту ситуацию самолетостроители не могут", - сказал эксперт.Пантелеев добавил, что для программы МС-21 сокращение объема авиаперевозок в России и в мире в 2020 году менее драматично. "Даже в 2021 году, когда запланировано начало поставок МС-21, стремительное наращивание объемов перевозок пока прогнозируют только отъявленные оптимисты, поэтому можно сказать, что МС-21 успеет выйти на рынок, когда пассажиропоток начнет восстанавливаться, это 2022 год", - сказал собеседник агентства.Он выразил надежду, что негативное влияние, которое окажет коронавирус на авиакомпании, не подорвет перспективы нового отечественного среднемагистрального лайнера.ВертолетостроениеГоворя о производстве вертолетов, Пантелеев отметил, что по боевой составляющей ситуация схожа с тем, что будут испытывать самолетостроители. "Что касается выпуска гражданской продукции, мощным драйвером выпуска вертолетов стала реализация программы развития санавиации. Есть основания полагать, что закупки вертолетов для санитарной авиации продолжатся в запланированном объеме", - сказал он.Также, по словам эксперта, в феврале-марте на федеральном уровне активно обсуждались вопросы организации перевозок пассажиров на местных воздушных авиалиниях с привлечением средств федерального бюджета. "Это могло обернуться поставкой дополнительных вертолетов в пассажирской компоновке для обслуживания местных воздушных линий. Пока никаких решений на эту тему нет, но исключать вероятность их появления мы не можем. Так что риски у вертолетостроителей есть, но они не так ярко выражены, как у коллег-самолетостроителей", - сказал собеседник агентства.ДвигателестроениеКак отмечает Пантелеев, двигателестроители имеют диверсифицированные поставки: помимо авиапроизводителей, крупными покупателями газотурбинной техники выступают компании топливно-энергетического комплекса."Дешевые нефть и газ явно не способствуют увеличению спроса на газоперекачивающие и энергетические установки. Однако реализация ряда крупных проектов по строительству магистральных трубопроводом продолжается, поэтому даже при неблагоприятном сценарии можно говорить не о сокращении объемов выпуска наземных установок, а о некоторой коррекции срока поставок", - предположил Пантелеев.ПрогнозыГоворя о перспективах преодоления последствий коронавирусного кризиса, эксперт сообщил, что в гражданской авиации большинство наблюдателей ожидает масштабного падения спроса в 2020 году и стагнации в 2021 году."Начиная с 2022 года, вероятно, начнется постепенное восстановление. Именно к этому периоду необходимо вывести на рынок новые гражданские продукты, чтобы авиакомпании могли удовлетворить растущие потребности преимущественно за счет отечественной техники. И тут принципиально важно сохранение или наращивание масштаба государственной поддержки. Другого такого окна возможностей, когда основные мировые авиапроизводители предельно ослаблены, а в России запущены в производство самые современные авиалайнеры, больше не предвидится", - резюмировал Пантелеев.
https://ria.ru/20200214/1564804134.html
https://ria.ru/20200330/1569333057.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/156230/01/1562300124_90:0:2821:2048_1920x0_80_0_0_7a342fbb1f309409468023a8fa0cb995.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
распространение коронавируса, экономика, аэрофлот, sukhoi superjet, мс-21, олег пантелеев, коронавирус covid-19, коронавирус в россии
Распространение коронавируса, Экономика, Аэрофлот, Sukhoi Superjet, МС-21, Олег Пантелеев, Коронавирус COVID-19, Коронавирус в России
МОСКВА, 14 апр - РИА Новости. Пандемия коронавируса скорректировала планы многих отраслей промышленности, в числе которых оказалось и авиастроение. Эксперт в области авиации, исполнительный директор агентства "АвиаПорт"
Олег Пантелеев рассказал РИА Новости, какие последствия ждут отрасль из-за распространения нового вируса, а также спрогнозировал, сколько времени потребуется на возврат ситуации в нормальное русло.
"Во всем мире авиастроители с большой тревогой смотрят на паралич, сковавший воздушный транспорт. Также неизбежна и экономическая рецессия. Увы, производители авиатехники не смогут пройти этот период безболезненно: существующие проблемы усугубятся и возникнут новые", - сказал Пантелеев.
Он пояснил, что ключевые рынки сбыта самолетостроителей, вертолетеостроителей, производителей двигателей, авиационных приборов и агрегатов хорошо известны: поставки для отечественных силовых структур, экспортные поставки, прежде всего вооружений и военной техники, а также выпуск продукции в интересах гражданской авиации. "Сложность ситуации заключается в том, проблемы с контрактацией и сбытом продукции возникнут в той или иной мере во всех сегментах, причем негативные факторы будут возникать и сейчас, и в среднесрочной перспективе", - предположил эксперт.
Первая волна проблем связана с введением противоэпидемиологических мероприятий. "Предприятиям авиационной промышленности может быть сложно организовать доступ сотрудников к рабочим местам из-за различных ограничительных мер, которые вводятся руководством регионов. Конечно, там, где речь идет о выполнении ГОЗ, о других приоритетных заданиях, предприятия продолжают работу. Но дополнительные затраты ресурсов на оформление пропусков существуют. А если на предприятии работают иногородние - к примеру, представители поставщиков комплектующих изделий, обеспечить их логистику весьма сложно. Увы, повышаются и риски заболевания тех, кто каждый день приезжает на работу", - перечислил Пантелеев.
Он отметил, что даже если предприятие-финалист будет действовать без сбоев, то из-за проблем с поставкой комплектующих частей, которые для ряда гражданских проектов доставляются из-за рубежа, отдельные предприятия могут столкнуться с необходимостью приостановить работу. "Даже если головные предприятия идеально подготовятся к работе в новых условиях, отстроить беспроблемную работу всех поставщиков, а это сотни компаний, едва ли возможно. Остается уповать на то, что имеющихся запасов комплектующих хватит, чтобы отработать все время, в течение которого в стране будут действовать строгие профилактические и ограничительные меры. Сейчас заявлений о том, что заводы находятся на грани остановки, нет, надеемся, что до этого не дойдет", - сказал собеседник агентства.
Второй фактор связан со сбытом продукции, которая производится предприятиями отрасли. "Решений о радикальном сокращении бюджетных расходов, в том числе на гособоронзаказ, пока не озвучено. Однако если потери российского бюджета окажутся слишком большими, а пока все идет именно к этому, нельзя исключать сокращения объема поставок по гособоронзаказу. Не будем судить о возможных масштабах коррекции, но в любом случае такой риск существует", - предположил Пантелеев.
Говоря о военно-техническом сотрудничестве, собеседник агентства отметил, что рискам подвержены и заказчики вооружений и военной техники за рубежом. "Мы отлично понимаем, что у них могут возникнуть экономические проблемы", - сказал Пантелеев.
Никого? Никого! Москва в режиме изоляцииИндекс самоизоляции в Москве утром в понедельник достиг 4,8 из пяти возможных баллов.
1 из 12
На улицах почти никого нет, люди остаются дома.
2 из 12
С 13 апреля в городе действуют дополнительные меры борьбы с распространением коронавируса.
3 из 12
Временно ограничена или прекращена работа большинства городских организаций и предприятий.
4 из 12
С 15 апреля для поездок по городу потребуется цифровой пропуск.
5 из 12
Документ нужен для передвижения на любом виде транспорта, включая такси, велосипед или мопед.
6 из 12
Тем, кто ходит пешком и соблюдает необходимые ограничения, пропуск получать не надо.
7 из 12
Детям до 14 лет тоже не нужен пропуск, но они могут передвигаться по Москве лишь в сопровождении родителей.
8 из 12
Дополнительные меры ввели из-за участившихся случаев нарушения самоизоляции.
9 из 12
Всемирная организация здравоохранения 11 марта объявила вспышку коронавирусной инфекции COVID-19 пандемией.
10 из 12
В мире зафиксировано 1,7 миллиона случаев заражения, в России — более 18 тысяч.
11 из 12
Для профилактики заболевания большинство российских регионов ввели режим самоизоляции или другие ограничения.
12 из 12
Индекс самоизоляции в Москве утром в понедельник достиг 4,8 из пяти возможных баллов.
1 из 12
На улицах почти никого нет, люди остаются дома.
2 из 12
С 13 апреля в городе действуют дополнительные меры борьбы с распространением коронавируса.
3 из 12
Временно ограничена или прекращена работа большинства городских организаций и предприятий.
4 из 12
С 15 апреля для поездок по городу потребуется цифровой пропуск.
5 из 12
Документ нужен для передвижения на любом виде транспорта, включая такси, велосипед или мопед.
6 из 12
Тем, кто ходит пешком и соблюдает необходимые ограничения, пропуск получать не надо.
7 из 12
Детям до 14 лет тоже не нужен пропуск, но они могут передвигаться по Москве лишь в сопровождении родителей.
8 из 12
Дополнительные меры ввели из-за участившихся случаев нарушения самоизоляции.
9 из 12
Всемирная организация здравоохранения 11 марта объявила вспышку коронавирусной инфекции COVID-19 пандемией.
10 из 12
В мире зафиксировано 1,7 миллиона случаев заражения, в России — более 18 тысяч.
11 из 12
Для профилактики заболевания большинство российских регионов ввели режим самоизоляции или другие ограничения.
12 из 12
Гражданский рынок и основные программы
Что касается гражданского рынка, то у авиастроителей сегодня реализуется две масштабных программы. Первая – проект
SSJ-100.
"
Аэрофлоту" еще предстоит получить большую часть из 100 законтрактованных лайнеров этого типа. В нынешней ситуации падения спроса на авиаперевозки возникает избыток парка, поэтому сдвиги в сроках поставки самолетов практически неизбежны. В 2020 году авиакомпании будут озабочены не получением новых бортов, а избавлением от существующих машин. Как отрасль будет выходить из пике, никто точно сказать не может. Но маловероятно, чтобы в 2021 году состоялось полное восстановление пассажиропотока до уровня конца 2019 года", - сказал собеседник агентства.
В то же время он отметил, что сохраняется риск банкротства региональных авиакомпаний, что потребует принятия мер по недопущению прекращения авиасообщения. "Выживут далеко не все российские авиакомпании. Когда встанет вопрос о том, кто будет обеспечивать авиационные связи между крупными региональными центрами, ответ, вероятнее всего, будет один: национальный перевозчик. Поэтому для поддержания маршрутной сети за Уралом "Аэрофлоту" потребуются дополнительные самолеты семейства SSJ-100", - считает Пантелеев.
Второй проект – создание среднемагистрального самолета
МС-21. "ОКР по созданию этой машины профинансированы не до конца, лайнер еще не сертифицирован, а выделение средств на поддержку продаж еще впереди. Здесь тоже возникает риск, что расходы федерального бюджета будут скорректированы, и повлиять на эту ситуацию самолетостроители не могут", - сказал эксперт.
Пантелеев добавил, что для программы МС-21 сокращение объема авиаперевозок в России и в мире в 2020 году менее драматично. "Даже в 2021 году, когда запланировано начало поставок МС-21, стремительное наращивание объемов перевозок пока прогнозируют только отъявленные оптимисты, поэтому можно сказать, что МС-21 успеет выйти на рынок, когда пассажиропоток начнет восстанавливаться, это 2022 год", - сказал собеседник агентства.
Он выразил надежду, что негативное влияние, которое окажет коронавирус на авиакомпании, не подорвет перспективы нового отечественного среднемагистрального лайнера.
Говоря о производстве вертолетов, Пантелеев отметил, что по боевой составляющей ситуация схожа с тем, что будут испытывать самолетостроители. "Что касается выпуска гражданской продукции, мощным драйвером выпуска вертолетов стала реализация программы развития санавиации. Есть основания полагать, что закупки вертолетов для санитарной авиации продолжатся в запланированном объеме", - сказал он.
Также, по словам эксперта, в феврале-марте на федеральном уровне активно обсуждались вопросы организации перевозок пассажиров на местных воздушных авиалиниях с привлечением средств федерального бюджета. "Это могло обернуться поставкой дополнительных вертолетов в пассажирской компоновке для обслуживания местных воздушных линий. Пока никаких решений на эту тему нет, но исключать вероятность их появления мы не можем. Так что риски у вертолетостроителей есть, но они не так ярко выражены, как у коллег-самолетостроителей", - сказал собеседник агентства.
Как отмечает Пантелеев, двигателестроители имеют диверсифицированные поставки: помимо авиапроизводителей, крупными покупателями газотурбинной техники выступают компании топливно-энергетического комплекса.
"Дешевые нефть и газ явно не способствуют увеличению спроса на газоперекачивающие и энергетические установки. Однако реализация ряда крупных проектов по строительству магистральных трубопроводом продолжается, поэтому даже при неблагоприятном сценарии можно говорить не о сокращении объемов выпуска наземных установок, а о некоторой коррекции срока поставок", - предположил Пантелеев.
Говоря о перспективах преодоления последствий коронавирусного кризиса, эксперт сообщил, что в гражданской авиации большинство наблюдателей ожидает масштабного падения спроса в 2020 году и стагнации в 2021 году.
"Начиная с 2022 года, вероятно, начнется постепенное восстановление. Именно к этому периоду необходимо вывести на рынок новые гражданские продукты, чтобы авиакомпании могли удовлетворить растущие потребности преимущественно за счет отечественной техники. И тут принципиально важно сохранение или наращивание масштаба государственной поддержки. Другого такого окна возможностей, когда основные мировые авиапроизводители предельно ослаблены, а в России запущены в производство самые современные авиалайнеры, больше не предвидится", - резюмировал Пантелеев.