Рейтинг@Mail.ru
Эксперт оценил последствия пандемии для российского авиастроения - РИА Новости, 14.04.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эксперт оценил последствия пандемии для российского авиастроения

Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 14 апр - РИА Новости. Пандемия коронавируса скорректировала планы многих отраслей промышленности, в числе которых оказалось и авиастроение. Эксперт в области авиации, исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев рассказал РИА Новости, какие последствия ждут отрасль из-за распространения нового вируса, а также спрогнозировал, сколько времени потребуется на возврат ситуации в нормальное русло.
"Во всем мире авиастроители с большой тревогой смотрят на паралич, сковавший воздушный транспорт. Также неизбежна и экономическая рецессия. Увы, производители авиатехники не смогут пройти этот период безболезненно: существующие проблемы усугубятся и возникнут новые", - сказал Пантелеев.
Он пояснил, что ключевые рынки сбыта самолетостроителей, вертолетеостроителей, производителей двигателей, авиационных приборов и агрегатов хорошо известны: поставки для отечественных силовых структур, экспортные поставки, прежде всего вооружений и военной техники, а также выпуск продукции в интересах гражданской авиации. "Сложность ситуации заключается в том, проблемы с контрактацией и сбытом продукции возникнут в той или иной мере во всех сегментах, причем негативные факторы будут возникать и сейчас, и в среднесрочной перспективе", - предположил эксперт.
Первая волна проблем связана с введением противоэпидемиологических мероприятий. "Предприятиям авиационной промышленности может быть сложно организовать доступ сотрудников к рабочим местам из-за различных ограничительных мер, которые вводятся руководством регионов. Конечно, там, где речь идет о выполнении ГОЗ, о других приоритетных заданиях, предприятия продолжают работу. Но дополнительные затраты ресурсов на оформление пропусков существуют. А если на предприятии работают иногородние - к примеру, представители поставщиков комплектующих изделий, обеспечить их логистику весьма сложно. Увы, повышаются и риски заболевания тех, кто каждый день приезжает на работу", - перечислил Пантелеев.
Господдержка россиян во время пандемии
2 апреля 2020, 13:53
Инфографика
Господдержка россиян во время пандемии COVID-19Посмотреть
Он отметил, что даже если предприятие-финалист будет действовать без сбоев, то из-за проблем с поставкой комплектующих частей, которые для ряда гражданских проектов доставляются из-за рубежа, отдельные предприятия могут столкнуться с необходимостью приостановить работу. "Даже если головные предприятия идеально подготовятся к работе в новых условиях, отстроить беспроблемную работу всех поставщиков, а это сотни компаний, едва ли возможно. Остается уповать на то, что имеющихся запасов комплектующих хватит, чтобы отработать все время, в течение которого в стране будут действовать строгие профилактические и ограничительные меры. Сейчас заявлений о том, что заводы находятся на грани остановки, нет, надеемся, что до этого не дойдет", - сказал собеседник агентства.

Гособоронзаказ и экспорт

Второй фактор связан со сбытом продукции, которая производится предприятиями отрасли. "Решений о радикальном сокращении бюджетных расходов, в том числе на гособоронзаказ, пока не озвучено. Однако если потери российского бюджета окажутся слишком большими, а пока все идет именно к этому, нельзя исключать сокращения объема поставок по гособоронзаказу. Не будем судить о возможных масштабах коррекции, но в любом случае такой риск существует", - предположил Пантелеев.
Говоря о военно-техническом сотрудничестве, собеседник агентства отметил, что рискам подвержены и заказчики вооружений и военной техники за рубежом. "Мы отлично понимаем, что у них могут возникнуть экономические проблемы", - сказал Пантелеев.
Никого? Никого! Москва в режиме изоляции
© РИА Новости / Рамиль Ситдиков | Перейти в медиабанк

Индекс самоизоляции в Москве утром в понедельник достиг 4,8 из пяти возможных баллов.

Москва во время режима самоизоляции жителей

Индекс самоизоляции в Москве утром в понедельник достиг 4,8 из пяти возможных баллов.

1 из 12
© РИА Новости / Рамиль Ситдиков | Перейти в медиабанк

На улицах почти никого нет, люди остаются дома.

Курьер службы доставки еды Delivery Club на Калужской площади в Москве

На улицах почти никого нет, люди остаются дома.

2 из 12
© РИА Новости / Рамиль Ситдиков | Перейти в медиабанк

С 13 апреля в городе действуют дополнительные меры борьбы с распространением коронавируса.

Храм Святого ученика Иоанна Воина на улице Большая Якиманка в Москве

С 13 апреля в городе действуют дополнительные меры борьбы с распространением коронавируса.

3 из 12
© РИА Новости / Рамиль Ситдиков | Перейти в медиабанк

Временно ограничена или прекращена работа большинства городских организаций и предприятий.

Площадь Пречистенские ворота в Москве

Временно ограничена или прекращена работа большинства городских организаций и предприятий.

4 из 12
© РИА Новости / Рамиль Ситдиков | Перейти в медиабанк

С 15 апреля для поездок по городу потребуется цифровой пропуск.

Вид с Крымского моста на территорию ЦПКиО имени М. Горького

С 15 апреля для поездок по городу потребуется цифровой пропуск.

5 из 12
© РИА Новости / Рамиль Ситдиков | Перейти в медиабанк

Документ нужен для передвижения на любом виде транспорта, включая такси, велосипед или мопед.

Велосипедисты на Фрунзенской набережной в Москве

Документ нужен для передвижения на любом виде транспорта, включая такси, велосипед или мопед.

6 из 12
© РИА Новости / Рамиль Ситдиков | Перейти в медиабанк

Тем, кто ходит пешком и соблюдает необходимые ограничения, пропуск получать не надо.

Женщина в маске на улице Большая Якиманка в Москве

Тем, кто ходит пешком и соблюдает необходимые ограничения, пропуск получать не надо.

7 из 12
© РИА Новости / Рамиль Ситдиков | Перейти в медиабанк

Детям до 14 лет тоже не нужен пропуск, но они могут передвигаться по Москве лишь в сопровождении родителей.

Женщины с собакой на Фрунзенской набережной в Москве

Детям до 14 лет тоже не нужен пропуск, но они могут передвигаться по Москве лишь в сопровождении родителей.

8 из 12
© РИА Новости / Рамиль Ситдиков | Перейти в медиабанк

Дополнительные меры ввели из-за участившихся случаев нарушения самоизоляции.

Сотрудники ДПС на Калужской площади в Москве

Дополнительные меры ввели из-за участившихся случаев нарушения самоизоляции.

9 из 12
© РИА Новости / Рамиль Ситдиков | Перейти в медиабанк

Всемирная организация здравоохранения 11 марта объявила вспышку коронавирусной инфекции COVID-19 пандемией.

Москва во время режима самоизоляции жителей

Всемирная организация здравоохранения 11 марта объявила вспышку коронавирусной инфекции COVID-19 пандемией.

10 из 12
© РИА Новости / Рамиль Ситдиков | Перейти в медиабанк

В мире зафиксировано 1,7 миллиона случаев заражения, в России — более 18 тысяч.

Женщина в маске на Калужской площади в Москве

В мире зафиксировано 1,7 миллиона случаев заражения, в России — более 18 тысяч.

11 из 12
© РИА Новости / Рамиль Ситдиков | Перейти в медиабанк

Для профилактики заболевания большинство российских регионов ввели режим самоизоляции или другие ограничения.

Храм Христа Спасителя в Москве

Для профилактики заболевания большинство российских регионов ввели режим самоизоляции или другие ограничения.

12 из 12

Индекс самоизоляции в Москве утром в понедельник достиг 4,8 из пяти возможных баллов.

1 из 12

На улицах почти никого нет, люди остаются дома.

2 из 12

С 13 апреля в городе действуют дополнительные меры борьбы с распространением коронавируса.

3 из 12

Временно ограничена или прекращена работа большинства городских организаций и предприятий.

4 из 12

С 15 апреля для поездок по городу потребуется цифровой пропуск.

5 из 12

Документ нужен для передвижения на любом виде транспорта, включая такси, велосипед или мопед.

6 из 12

Тем, кто ходит пешком и соблюдает необходимые ограничения, пропуск получать не надо.

7 из 12

Детям до 14 лет тоже не нужен пропуск, но они могут передвигаться по Москве лишь в сопровождении родителей.

8 из 12

Дополнительные меры ввели из-за участившихся случаев нарушения самоизоляции.

9 из 12

Всемирная организация здравоохранения 11 марта объявила вспышку коронавирусной инфекции COVID-19 пандемией.

10 из 12

В мире зафиксировано 1,7 миллиона случаев заражения, в России — более 18 тысяч.

11 из 12

Для профилактики заболевания большинство российских регионов ввели режим самоизоляции или другие ограничения.

12 из 12

Гражданский рынок и основные программы

Что касается гражданского рынка, то у авиастроителей сегодня реализуется две масштабных программы. Первая – проект SSJ-100.
"Аэрофлоту" еще предстоит получить большую часть из 100 законтрактованных лайнеров этого типа. В нынешней ситуации падения спроса на авиаперевозки возникает избыток парка, поэтому сдвиги в сроках поставки самолетов практически неизбежны. В 2020 году авиакомпании будут озабочены не получением новых бортов, а избавлением от существующих машин. Как отрасль будет выходить из пике, никто точно сказать не может. Но маловероятно, чтобы в 2021 году состоялось полное восстановление пассажиропотока до уровня конца 2019 года", - сказал собеседник агентства.
В то же время он отметил, что сохраняется риск банкротства региональных авиакомпаний, что потребует принятия мер по недопущению прекращения авиасообщения. "Выживут далеко не все российские авиакомпании. Когда встанет вопрос о том, кто будет обеспечивать авиационные связи между крупными региональными центрами, ответ, вероятнее всего, будет один: национальный перевозчик. Поэтому для поддержания маршрутной сети за Уралом "Аэрофлоту" потребуются дополнительные самолеты семейства SSJ-100", - считает Пантелеев.
Самолеты Sukhoi Superjet 100 в цехе окончательной сборки
В ГСС прокомментировали видео с "проваленными испытаниями" SSJ100
Второй проект – создание среднемагистрального самолета МС-21. "ОКР по созданию этой машины профинансированы не до конца, лайнер еще не сертифицирован, а выделение средств на поддержку продаж еще впереди. Здесь тоже возникает риск, что расходы федерального бюджета будут скорректированы, и повлиять на эту ситуацию самолетостроители не могут", - сказал эксперт.
Пантелеев добавил, что для программы МС-21 сокращение объема авиаперевозок в России и в мире в 2020 году менее драматично. "Даже в 2021 году, когда запланировано начало поставок МС-21, стремительное наращивание объемов перевозок пока прогнозируют только отъявленные оптимисты, поэтому можно сказать, что МС-21 успеет выйти на рынок, когда пассажиропоток начнет восстанавливаться, это 2022 год", - сказал собеседник агентства.
Он выразил надежду, что негативное влияние, которое окажет коронавирус на авиакомпании, не подорвет перспективы нового отечественного среднемагистрального лайнера.
Российский среднемагистральный пассажирский самолёт МС-21-300
В Ростехе пообещали заполнить небо отечественными самолетами

Вертолетостроение

Говоря о производстве вертолетов, Пантелеев отметил, что по боевой составляющей ситуация схожа с тем, что будут испытывать самолетостроители. "Что касается выпуска гражданской продукции, мощным драйвером выпуска вертолетов стала реализация программы развития санавиации. Есть основания полагать, что закупки вертолетов для санитарной авиации продолжатся в запланированном объеме", - сказал он.
Также, по словам эксперта, в феврале-марте на федеральном уровне активно обсуждались вопросы организации перевозок пассажиров на местных воздушных авиалиниях с привлечением средств федерального бюджета. "Это могло обернуться поставкой дополнительных вертолетов в пассажирской компоновке для обслуживания местных воздушных линий. Пока никаких решений на эту тему нет, но исключать вероятность их появления мы не можем. Так что риски у вертолетостроителей есть, но они не так ярко выражены, как у коллег-самолетостроителей", - сказал собеседник агентства.

Двигателестроение

Как отмечает Пантелеев, двигателестроители имеют диверсифицированные поставки: помимо авиапроизводителей, крупными покупателями газотурбинной техники выступают компании топливно-энергетического комплекса.
Самые популярные мифы о новом коронавирусе
8 апреля 2020, 17:08
Инфографика
Самые популярные мифы о новом коронавирусеПосмотреть
"Дешевые нефть и газ явно не способствуют увеличению спроса на газоперекачивающие и энергетические установки. Однако реализация ряда крупных проектов по строительству магистральных трубопроводом продолжается, поэтому даже при неблагоприятном сценарии можно говорить не о сокращении объемов выпуска наземных установок, а о некоторой коррекции срока поставок", - предположил Пантелеев.

Прогнозы

Говоря о перспективах преодоления последствий коронавирусного кризиса, эксперт сообщил, что в гражданской авиации большинство наблюдателей ожидает масштабного падения спроса в 2020 году и стагнации в 2021 году.
"Начиная с 2022 года, вероятно, начнется постепенное восстановление. Именно к этому периоду необходимо вывести на рынок новые гражданские продукты, чтобы авиакомпании могли удовлетворить растущие потребности преимущественно за счет отечественной техники. И тут принципиально важно сохранение или наращивание масштаба государственной поддержки. Другого такого окна возможностей, когда основные мировые авиапроизводители предельно ослаблены, а в России запущены в производство самые современные авиалайнеры, больше не предвидится", - резюмировал Пантелеев.
Пандемия без стресса: шесть способов справиться с тревогой
9 апреля 2020, 18:57
Инфографика
Пандемия без стресса: шесть способов справиться с тревогойПосмотреть
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала