Штурм Вены:
как всего за восемь дней пала «Альпийская крепость»
Стремительное взятие Красной армией Вены всего за восемь дней имело важнейшее стратегическое значение. Именно эта операция открыла дорогу красноармейцам в Южную Германию и позволила начать наступление на Берлин.
Немецкие войска называли Австрию Альпийской крепостью, фашисты здесь всерьез рассчитывали на долгое и упорное сопротивление. На подступах к столице был создан оборонительный рубеж, состоявший из нескольких линий окопов. Внутри самого города к долговременной обороне подготовили практически каждый каменный дом, заложив кирпичом или мешками с песком окна первых этажей. А на верхних этажах были созданы пулеметные и снайперские позиции.
Чтобы разбить оборонительные редуты фашистов, командованием Красной армии был разработан план трех одновременных ударов: 4-я гвардейская армия и 1-й гвардейский механизированный корпус наступали с юго-востока, а 6-я гвардейская танковая армия вместе с 18-м танковым корпусом и частью сил, приданной фронту из резерва ставки 9-й гвардейской армии – с юга и юго-запада. А чтобы укрепившиеся в городе немецкие войска не могли в случае необходимости отступить на запад, с этого направления к Вене двигалась оставшаяся часть 9-й армии.
При этом советским воинам было предписано максимально сохранить Вену, ведь город по праву считался архитектурной и исторической жемчужиной Западной Европы.
Поэтому было запрещено наносить массивные артиллерийские и авиационные удары. Значит, главную роль в штурме города должна была сыграть пехота при поддержке танков и самоходных орудий.
«Австрия, пробудись!»
В штурме Вены красноармейцы рассчитывали на помощь австрийского сопротивления, представители которого появились в расположении советских войск за несколько дней до начала штурма. В частности, через линию фронта перешел майор вермахта Карл Соколл, который был лидером группы патриотов, намеревавшихся одновременно с началом штурма поднять восстание в городе. Свою запланированную операцию австрийцы назвали «Радецкий» – по имени знаменитого Йоганна Йозефа Радецкого, фельдмаршала Австрии.
Заговорщики получили от советской разведки радиостанцию, с помощью которой планировалось координировать усилия. Но операция провалилась, о ней стало известно немцам, которые за день до начала штурма сумели арестовать большинство участвовавших в восстании.
Кроме того, советское командование делало ставку на сознательность венцев. Маршал Толбухин выступил с радиообращением к жителям, в котором призвал их не покидать город, а остаться на местах и чем можно препятствовать его уничтожению.
После того как это обращение прозвучало по радио, его текст советская авиация разбросала над городом. Но рисковать своими жизнями венцы не стали, лишь отдельные участники организации сопротивления «Австрия, пробудись!» оказывали помощь советским войскам, когда те уже смогли войти в город.
Имперский мост в дымовой завесе
Штурм Вены начался с боев в предместьях города 5 апреля. В первый день советские войска продвинулись вперед совсем немного, в некоторых местах счет шел буквально на метры. На узких улочках танкам было трудно маневрировать, этим пользовались стрелки из фаустпатронов и противотанковая артиллерия, а пехоте то и дело приходилось залегать под пулеметным огнем, который велся со всех сторон.
Но все же давление красноармейцев нарастало, на отдельных участках танкистам и самоходчикам наконец удалось прорваться через последнюю линию обороны. Утром 6 апреля первые бойцы РККА добрались до южных окраин Вены. На домах начали появляться первые красные флаги, по которым было хорошо видно, как далеко удалось продвинуться нашим войскам.
За три дня, с 7 по 9 апреля 1945 года, штурмующим Вену советским войскам удалось дойти практически до центра города.
Одной из ключевых битв за освобождение Австрии стало сражение за Имперский мост (Райхсбрюке). Утром 11 апреля отряд бронекатеров при поддержке минометных катеров, вооруженных установками «Катюша», добрался до Райхсбрюке. Там под прикрытием дымовой завесы высадился десант – сотня с небольшим бойцов.
Красноармейцы сумели зацепиться за крохотные плацдармы по обе стороны моста, обезвредить мины и сутки с лишним держать оборону, пока на помощь не подоспел батальон 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.
Утром 13 апреля морские пехотинцы нанесли удар с тыла по контратакующим фашистам и усилили изможденных десантников, а вскоре в прорыв вошли самоходные установки, и мост окончательно перешел под контроль советских войск. Примечательно, что в этих боях в числе морских пехотинцев сражался матрос Георгий Юматов – будущий киноактер и звезда фильма «Офицеры».
Потеря Имперского моста окончательно разрушила немецкую оборону, и к двум часам дня 13 апреля уцелевший гарнизон города сдался.
Вперед, на Берлин!
С потерей Вены для Германии была потеряна вся Восточная Австрия, промышленность которой до последнего дня снабжала Третий рейх оружием и боеприпасами. Теперь перед Красной армией открылась дорога на Берлин, до взятия которого оставались две с половиной недели.
Мужество и героизм солдат и офицеров, штурмовавших столицу Австрии, были отмечены специальной наградой – медалью «За взятие Вены». Награждать ею начали летом 1945 года, и в общей сложности получили ее свыше 277 тысяч человек. Кроме того, 50 воинских частей и соединений, отличившихся в ходе операции, были удостоены почетного наименования «Венские».
Имперский мост, схватка за который решила судьбу штурма, по инициативе венцев с 1946 по 1956 год носил название «Мост Красной армии», а неподалеку от него все это время стоял первый, еще деревянный, памятник советским воинам, погибшим при освобождении столицы Австрии.
Материал подготовлен при поддержке сайта История.рф