Кристен Стюарт — 30
Как «золотая девочка» поставила Голливуд на уши
Анна Нехаева
Стильная «пацанка», уверенный в себе режиссер и саркастичная актриса — все это про Кристен Стюарт, которая отмечает сегодня 30-летие. Большинство знает ее как тихую Беллу из вампирской саги «Сумерки», но это даже не самая лучшая роль именинницы. Кристен знает, как оставаться собой в Голливуде и диктовать правила крутым боссам и киностудиям.
Борец за права — свои и не только
«Когда я была маленькой, то зависала с родителями на съемочной площадке и тогда же попросила разрешить мне ходить на прослушивания, потому что встречала там других детей, — вспоминает Стюарт. — Сначала я даже не хотела быть актрисой, просто мне нравилась вся эта кухня».
Родители (отец-продюсер и мать-сценарист) были против, но Кристен настояла на своем, показав пробивной характер. Не зря ее назвали «мужским» именем: Кристен Джеймс Стюарт.
Она с радостью перешла на домашнее обучение. Актриса признавалась, что в школе у нее были конфликты со сверстниками, одноклассники не общались с ней, считая странной. Так началась карьера в кино.
Стюарт вообще отличается жесткостью: следует своим правилам, а не идет на поводу у общества или голливудских боссов. Например, пару лет назад на Международном Каннском кинофестивале, который считается «ярмаркой тщеславия» мира кино, она вызвала настоящий скандал.
Перед премьерой одного из фильмов, проходя по красной ковровой дорожке, Кристен остановилась и демонстративно сняла с себя туфли на каблуке (важнейший атрибут дресс-кода на официальных мероприятиях смотра).
«Если вы не требуете от мужчин, чтобы они надевали шпильки и платья на ковровую дорожку, то и меня не заставите», — объяснила актриса.
Джинсы, шорты, два хвоста
Стиль Кристен — отдельная тема. «Предпочитаю одежду, подчеркивающую мою индивидуальность, в ней я чувствую себя более комфортно и уверенно. Скучно, если выгляжу как все. Люблю быть другой, даже если людям не нравится то, что я ношу», — признается она.
Актриса изящно разбавляет свой любимый street-casual гранжем: многоцветными клетчатыми рубашками и изодранными по краям джинсами или завязанными на боку футболками с логотипами популярных групп. А еще дополняет образ «авторскими» деталями: забавными шапками, кепками и другими аксессуарами. И каким бы небрежным ни выходил образ (стрижки и цвет волос — еще одно поле для фантазии), почти всегда Кристен начинают копировать.
На премьерах она появляется в экстремально коротких мини, полупрозрачных нарядах, на шпильках и даже в кедах. Но самый шик — брючные костюмы (особенно Стюарт любит надевать пиджаки на голое тело, ну или максимум — на кружевное бра).
А еще Кристен — make-up тренд-сеттер. В 2010-х все хоть раз пытались повторить ее классические smokey eyes. Актриса часто выбирает настоящий рок-н-ролльный макияж, использует тени с металлическим эффектом разных цветов (даже красно-розовые, шоколадные и ярко-голубые).
Стюарт стала лицом Balenciaga и Chanel. Теперь она непринужденно комбинирует высокую моду с уличным стилем, разбавляя повседневность элементами haute couture. Даже у ее кошки есть несколько ошейников от Chanel.
Из сумрака — к звездам
Прославилась Кристен благодаря вампирской саге «Сумерки». Хотя до этого снималась в «Комнате страха» с Джоди Фостер, «В стране женщин» с Мег Райан и «В диких условиях» Шона Пенна.
«Подготовиться к такому успеху фильма было невозможно. После «Сумерек» я могла выбирать самые странные проекты, в которые никто не верил, — и все потому, что я снялась в большой франшизе», — признается Стюарт.
При этом релиз картины, по словам актрисы, «лишил ее права на частную жизнь».
«Мне так хочется при знакомстве с человеком пожать руку и представиться, но я даже не успеваю начать фразу, как в ответ слышу что-то вроде «о, да я тебя знаю!» — говорит актриса.
Ажиотаж вокруг ленты добавил и роман с исполнителем главной мужской роли Робертом Паттинсоном. Пожалуй, именно они были самой обсуждаемой парой начала 2010-х. Расстались актеры тоже отчасти из-за «Сумерек».
Несмотря на бешеный успех франшизы, Стюарт не грозило застрять в одном образе. Она стала экспериментировать с внешностью и жанрами новых проектов.
Так, во время съемок фильма «Ранэвэйс» про рок-группу The Ranaways сделала стрижку маллет и покрасилась в черный. Все для того, чтобы больше походить на свою героиню, вокалистку Джоан Джетт. А для «Белоснежки и охотника» занялась боксом и борьбой, чтобы научиться драться в доспехах.
«Не люблю фильмы, сделанные по кальке, как будто имя главного персонажа поменяли с Боба на Маргарет. Мне нравятся те, в которых женщины используют свою внутреннюю силу», — подчеркивает актриса.
Такие, как перезапуск франшизы «Ангелы Чарли», где Стюарт сыграла одну из главных ролей. Картина с яркими костюмами и актуальной фем-повесткой провалилась в прокате, но Кристен не расстроилась.
«Если бы я снялась в плохом фильме, который посмотрели многие, то была бы раздавлена, но, к счастью, я горда этой картиной», — заявила она.
И несмотря на неуспех «Ангелов Чарли», Ассоциация кинокритиков Голливуда назвала Кристен лучшей актрисой десятилетия. А за драму «Зильс-Мария» ей присудили французский «Оскар» — премию «Сезар». Стюарт стала первой американкой, удостоенной этой награды.
Отделаться от критики за 10 лет
Кристен постоянно пытаются ограничить: диктовать, с кем встречаться, какие роли выбирать и как вести себя на публике. Но она гнет свою линию и оказывается права.
«Я знала, что хочу снимать фильмы, еще до того, как у меня появился материал для проекта. Какое-то время я находилась в смятении: было желание, но не было подходящей формы для самовыражения», — признается Стюарт.
Нечасто актеры, которые считают себя режиссерами, снимают что-то стоящее. Но первую же короткометражку Кристен — «Пойдем поплаваем» — показали на фестивале «Сандэнс», а также в Каннах.
И встретили довольно тепло. Стюарт тонко намекает, что на эту работу ее «вдохновило» расставание с Паттинсоном. Следующим, уже полнометражным, фильмом станет «Хронология воды» — байопик бывшей пловчихи Лидии Юкнавич.
При всем этом Стюарт остается непосредственной и сама подтверждает: «Мне почти 30, но я чувствую себя ребенком».
«И я не думаю, что когда-нибудь перестану сниматься. Не представляю, что бы я могла еще делать. К счастью, я постоянно чувствую новые вызовы», — уверяет актриса.