Рейтинг@Mail.ru
Созвездие Обранта: детский танцевальный ансамбль блокадного Ленинграда - РИА Новости, 02.04.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Созвездие Обранта

детский танцевальный ансамбль блокадного Ленинграда

В марте 1942 года по улицам опустевшего и разоренного блокадного Ленинграда шли несколько истощенных подростков во главе со старшим лейтенантом Красной армии Аркадием Обрантом. Шли в сторону линии фронта, потому что только там у них был шанс выжить. Так начиналась история уникального танцевального ансамбля, который возглавлял первый военный балетмейстер.

Аркадий Обрант
Аркадий Обрант

История главного героя этого подзабытого сейчас фронтового феномена началась в далеком 1906 году. Аркадий Обрант родился в Гомеле, учился игре на фортепиано в местной музыкальной школе, затем окончил Воронежский музыкальный техникум по специальности «музыка, ритмика, танец» и решил продолжить образование в Ленинграде, поступив в Государственный институт физической культуры имени Лесгафта.

После окончания института Обрант сначала преподавал ритмику в Ленинградском доме художественного воспитания детей, а в 1937 году записался на курсы балетмейстеров при Ленинградском хореографическом училище, организованные выдающимся танцовщиком, народным артистом РСФСР Федором Лопуховым.

Тогда же, в 1930-х, композитор, дирижер и пианист Исаак Дунаевский приглашает его занять должность балетмейстера первого детского ансамбля песни и танца при ленинградском Дворце пионеров. С тех пор творческая жизнь Обранта была неразрывно связана с детьми.

В 1941 году, в первые же дни войны, он записался в народное ополчение, воевал в действующей армии, был командиром взвода лыжников, перенес тяжелое ранение. В начале 1942 года Обрант был зачислен командиром взвода агитбригады политотдела 55-й армии Ленинградского фронта и получил непростое задание – создать танцевальную группу. Но среди солдат найти танцоров было практически невозможно.

Аркадий Обрант среди участников Молодежного фронтового ансамбля. 1945 год
Аркадий Обрант среди участников Молодежного фронтового ансамбля. 1945 год

Киндер-лейтенант

Именно в этот момент старший лейтенант вспомнил о воспитанниках из Дворца пионеров. В конце самой страшной – первой – блокадной зимы Обрант пришел в город разыскивать учеников и нашел их: истощенных, ослабевших, потерявших родных и близких, один и вовсе уже не мог ходить.

В таком состоянии Обрант доставил их в расположение армии, в прифронтовое село Рыбацкое, и так возник небывалый творческий коллектив – детский военный танцевальный ансамбль. Начались репетиции, и уже 30 марта 1942 года в зале местной школы состоялся первый концерт перед зрителями – сандружинницами и врачами.

«Дети танцевали, превозмогая слабость... А в зрительном зале плакали девушки-сандружинницы, невозможно было удержаться от слез при виде изможденных блокадных детей, старающихся из последних сил весело и темпераментно плясать», – вспоминал позднее Обрант в очерке «Их воспитал фронт».

После этого концерта детей почти на месяц отправили подлечиться в госпиталь, а за Обрантом закрепилось прозвище Киндер-лейтенант.

Дальше начались репетиции и выступления во фронтовых условиях, часто по несколько раз в день. Танцевать приходилось в палатках, в тесных избах при свечах, иногда практически на передовой – без музыки, настилая солому на пол, чтобы не был слышен стук каблуков.

Первоначально ансамбль состоял из девяти участников. Это были Нинель (Нелли) Раудсепп, Валентин Клейман, Геннадий Кореневский, Вероника Мефодьева, Феликс Морель, Валентина Сулейкина (Уварова), Вера Лудинова (Штейн), Мирэль Аваков и Владимир Иванов. Позднее состав был расширен до 18 человек.

В их репертуар входили военные и народные танцевальные номера: «Красноармейский перепляс», «Краснофлотский танец», «Яблочко», «Варшавянка», «Казачья пляска», «Танец татарских мальчиков», «Лезгинка» и комический грузинский танец «Багдадури», украинский, белорусский, молдавский, цыганский танцы. Своеобразным символом коллектива стала «Тачанка» – танцевальный номер на музыку К.Листова, созданный еще до войны.

До демобилизации в октябре 1945 года ансамбль дал более 3 тысяч концертов в прифронтовой зоне и освобожденных районах страны. Юные танцоры рисковали каждую минуту. Так, одну из балерин, Валентину Сулейкину, серьезно ранили в ногу, и выступать она больше не могла.

В начале лета 1944 года ансамбль приехал в Москву, чтобы принять участие в антифашистском слете молодежи и выступить с концертом в Колонном зале Дома Союзов.

«Когда на сцену Колонного зала выбежали подростки в военной форме с новенькими медалями «За оборону Ленинграда», зрительный зал встал. Шквалом аплодисментов сопровождали зрители весь матросский танец», – вспоминал потом писатель и журналист Юрий Алянский.

Танцевальный номер Марш Победы (Победный марш) 1945 год
Танцевальный номер "Марш Победы" ("Победный марш") 1945 год

С этого дня ансамбль обрел известность, выступал в Георгиевском зале Кремля, на сцене Театра Красной армии, а 9 мая 1945 года – на Дворцовой площади Ленинграда.

«Зимний дворец и арка Главного штаба освещались прожекторами, которые затмевали призрачное свечение белой ночи. Ребята танцевали на высоком помосте посреди огромной толпы, запрудившей площадь от края до края. Снова не было вокруг тишины, но теперь гремел праздничный салют», – писал Алянский.

Балерины политотдела

После войны на основе фронтового коллектива был создан Молодежный ансамбль танца Ленгосэстрады, который выступал под музыку Дунаевского, Свиридова, Шостаковича. Также артисты ансамбля исполнили поставленные Обрантом танцевальные номера в фильмах «Небесный тихоход» (1945) и «Карнавальная ночь» (1956).

Кроме того, коллектив дал сотни концертов по всей стране в сопровождении джазового оркестра, однако именно джазовая музыка стала причиной ликвидации ансамбля. В 1958 году, в ходе кампании по борьбе с «буржуазным влиянием в искусстве», он был расформирован.

Тем не менее судьба многих артистов сложилась благополучно. Нелли Раудсепп и Эдуард Саттаров стали известным комедийным эстрадным дуэтом, Феликс Морель – тренером-хореографом сборной РСФСР по художественной гимнастике; Геннадий Кореневский руководил хореографическим коллективом ленинградского Дворца пионеров. Обрант возглавлял танцевальную группу Ленконцерта, ставил танцы на сцене драматических театров.

Новый интерес к истории уникального коллектива вспыхнул в конце 1970-х благодаря книге Юрия Яковлева «Балерина политотдела», написанной по воспоминаниям и архивам Аркадия Обранта. В основу произведения легла история Валентины Сулейкиной. В 1980 году по сценарию автора книги на киностудии «Ленфильм» режиссер Наум Бирман снял фильм «Мы смерти смотрели в лицо». В роли главного героя – военного балетмейстера Корбута – снялся Олег Даль. Это была предпоследняя роль артиста в кино.

Аркадий Обрант с артистами ансамбля. Сад Эрмитаж, Москва 1946 год
Аркадий Обрант с артистами ансамбля. Сад "Эрмитаж", Москва 1946 год

Планета Обранта

По сей день память о выдающемся военном балетмейстере хранят не только ученики и соратники, но и почитатели его таланта. В 2002 году в честь 60-летия первого плац-концерта фронтового ансамбля в честь Обранта была названа малая планета Солнечной системы под номером 8471 – астероид, вращающийся на орбите между Марсом и Юпитером.

Событие было организовано в рамках подготовки к еще одной знаменательной дате – 300-летию Санкт-Петербурга. Помимо этого был создан посвященный Обранту мемориал артистам юного поколения осажденного Ленинграда.

«Есть правило, что если малая планета названа в честь кого-то, то на Земле должно быть некое отражение – памятник, мемориал. И тогда мы решили создать мемориал Обранта как некое культурное пространство, как есть, например, спортивные мемориалы, то есть, по сути, творческий фестиваль патриотической направленности», – рассказал инициатор проекта, президент центра «Солдатские звезды», культуролог Сергей Смирнов.

Мероприятия проходят не каждый год, а, как правило, приурочены к юбилею основателя военного ансамбля. Все они основаны на творческой судьбе воспитанников Обранта и ее отражении в представлениях современных танцевальных и музыкальных коллективов.

«Этот мемориал проводится как гимн силе духа и красоте подвига юных участников ансамбля. Надеюсь, в год 75-летия Великой Победы мы снова вспомним об этом в новом формате», – уверен Смирнов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала