Рыцари, стрельцы, солдаты
Приуральская машина времени
Наталия Белякова
Пермский край — нужный маршрут для любителей исторических реконструкций и интересующихся архитектурой XVIII — начала XX века. Здесь сохранились каменные дворянские особняки и деревянные крестьянские срубы, гостей учат старинным ремеслам и местному говору, ведут в таинственное подземелье и угощают чайным разнотравьем из самовара. О приуральских достопримечательностях и активностях — в материале РИА Новости.
Поокать в Хохловке
В архитектурно-этнографическом музее «Хохловка» (с ударением на первый слог), который находится в 45 километрах от Перми, туристам рассказывают о быте и традициях Северного и Южного Прикамья, коми-пермяков. Деревянные храмы, избы, сараи, охотничьи заимки — все подлинное, перенесено из пустеющих деревень. Там велик шанс потерять это безвозвратно.
А тут — борьба идет буквально за каждое бревно (замена только в крайнем случае). В этнопарке проводят интерактивные экскурсии, организуют наглядное ремесленничество. Сотрудники в одежде крестьян XIX века общаются на окающем-ыкающем и равноударном говоре, который в позапрошлом столетье был более выраженным, чем сейчас. Кстати, название столицы региона местные произносят исключительно как «Перьмь».
Попрактиковаться в приуральском диалекте можно прямо в кафе музея. В избе на деревянных лавках за длинными столами согреваются чайным разнотравьем с местным вареньем, блинами и посикунчиками (пирогами с сочной начинкой).
В начале августа на Хохловских холмах разворачиваются «Большие маневры» — трехдневный фестиваль исторической реконструкции. Участники наряжаются в костюмы разных эпох: от средневековых рыцарей и лучников до петровских стрельцов и солдат Второй мировой.
Полюбоваться архитектурой
В Усолье (183 километра от Перми) по праву вспоминают старинную поговорку: «Усолье-град — Петербургу брат». За доказательствами ходить не надо — вас окружает классицистическая архитектура разной степени сохранности.
На площади восстанавливают барочный ансамбль, возведенный купцами Строгановыми, автором проекта Никольской церкви считается сам Андрей Воронихин — архитектор Казанского собора в Северной столице. В историко-архитектурном заповеднике «Усолье Строгановское» (земля принадлежала купцам, и многие здания возводились при них) достаточно хорошо сохранились Спасо-Преображенский собор, палаты, контора сользавода, а также особняк князей Голицыных.
Многие строения еще предстоит реконструировать. К слову, билет на полноценные спектакли, проходящие на территории комплекса, — с актерами, частушками-прибаутками и чаепитием за старинным самоваром — стоит дешевле чашки кофе.
С высокого крыльца палат зимой и ранней весной можно наблюдать за снежным кайтингом — это фестиваль «Строгановская миля». Есть и не спортивные развлечения: в настоящей изразцовой мастерской и кузнице устраивают мастер-классы, в купеческом доме — лекции по истории для детей.
Познакомиться с крестьянским бытом
В этом музее, в 140 километрах от Перми, собраны экспонаты крестьянского быта XIX-XX веков. Его основал легендарный тренер Леонард Постников, одна из главных заслуг которого — школа спортивного олимпийского резерва «Огонек». Там после Второй мировой войны готовили звезд зимних видов спорта — «летающих лыжников» и «русских ракет» — саночников.
Постников считал, что чемпионов нужно воспитывать там, где они познакомятся с историей родины, научатся ее любить. Сегодня музей возглавляет дочь тренера. И это по-прежнему территория детей, где трогать можно и нужно все.
Для взрослых спортсменов-любителей, осваивающих горнолыжные склоны курорта Губаха в часе езды от этнопарка, визит туда — альтернатива apres ski (традиционным развлечениям после катания — вечеринкам, шопингу и так далее).
Спуститься в подземелье
Оказавшись в пешеходной зоне в центре Соликамска, загляните в дом воеводы — старейшее гражданское каменное строение Северного Урала. Поднимитесь на крыльцо, прогуляйтесь по залам музея, а выйти можно… через тайный подземный ход, который экскурсовод покажет под большим секретом.
На детей действует безотказно. Взрослые, пригибаясь под кирпичными сводами, перебирают в памяти классику — «Иван Васильевич меняет профессию», «Граф Монте-Кристо», «Дети подземелья».
Кстати, точной карты подземного Соликамска нет до сих пор. Это бодрит романтиков «потуда и посюда», по-пермски говоря.