От Древнего Египта до Леди Гаги. Как татуировки завоевали мир
"Мы хотели поразмышлять, какое место в современной культуре занимает татуировка. При этом не даем однозначного ответа, — говорит куратор, ведущий специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Александра Савенкова. — Мы призываем посетителей подумать, что же это — искусство, ремесло или что-то большее".
"С 1970-х наша работа изменилась радикально, — рассказал нидерландский художник. — Интернет поменял многое: раньше мы делали уникальные рисунки для клиентов. Сейчас это поп-арт, но никак не фолк-арт".
Найти новое в известных вещах — это про всем известную фигурку-ложечку в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках (Египет, 1550-1185 до нашей эры).
Оказывается, у нее на бедрах — изображение бога Бэса.
"Он считался хранителем дома и покровителем деторождения, — рассказывает американский исследователь, антрополог Ларс Крутак. — На поясе у девушки — рисунки, символизирующие лотос, а также похожие на клинопись треугольники на шее".
По словам Ларса, в Древнем Египте рисунки на тело наносили в основном аристократы и жрецы. Это было признаком статуса и престижа.
![Ложечка в виде плывущей девушки с цветком лотоса на выставке Тату, посвященной искусству и истории татуировки, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С.Пушкина Ложечка в виде плывущей девушки с цветком лотоса на выставке Тату, посвященной искусству и истории татуировки, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С.Пушкина](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/03/02/1566876483_0:0:3072:2048_768x0_80_0_1_5f2570b3144cd80e0c38f40b9acfe277.jpg)
Найти новое в известных вещах — это про всем известную фигурку-ложечку в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках (Египет, 1550-1185 до нашей эры).
Оказывается, у нее на бедрах — изображение бога Бэса.
"Он считался хранителем дома и покровителем деторождения, — рассказывает американский исследователь, антрополог Ларс Крутак. — На поясе у девушки — рисунки, символизирующие лотос, а также похожие на клинопись треугольники на шее".
По словам Ларса, в Древнем Египте рисунки на тело наносили в основном аристократы и жрецы. Это было признаком статуса и престижа.
Женские татуировки — особые как по виду, так и по смыслу. Например, на выставке есть фотографии и гравюры народов Крайнего Севера. А именно — изображения ныне живущих чукотских женщин. Им уже за 90, но на лицах сохранились рисунки, нанесенные еще в семилетнем возрасте.
Ларс Крутак объясняет, что эта традиция — как минимум с XVIII века.
"Эти рисунки наносили специально девочкам для дальнейшей успешной семейной жизни, плодовитости и в знак защиты", — добавляет куратор Александра Савенкова.
![Выставка Тату в ГМИИ Выставка Тату в ГМИИ](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/03/02/1566962698_0:0:2016:1512_768x0_80_0_1_68b4f915dcbd203e8a3f34bdb746dda5.jpg)
Женские татуировки — особые как по виду, так и по смыслу. Например, на выставке есть фотографии и гравюры народов Крайнего Севера. А именно — изображения ныне живущих чукотских женщин. Им уже за 90, но на лицах сохранились рисунки, нанесенные еще в семилетнем возрасте.
Ларс Крутак объясняет, что эта традиция — как минимум с XVIII века.
"Эти рисунки наносили специально девочкам для дальнейшей успешной семейной жизни, плодовитости и в знак защиты", — добавляет куратор Александра Савенкова.
У многих северных народов рисунки часто располагались в районе рта. "Такая татуировка была своеобразным оберегом от злых духов", — говорит куратор.
Картинки были разные. Если у жителей Севера они размещались на подбородке и напоминали бороды, то южнее (например, у аборигенов островов вокруг Японии) область вокруг губ закрашивали черной краской. Получалась улыбка, почти как у Джокера.
![Посетительница выставки Тату, посвященной искусству и истории татуировки, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С.Пушкина Посетительница выставки Тату, посвященной искусству и истории татуировки, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С.Пушкина](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/03/02/1566879196_0:0:3072:2048_768x0_80_0_1_a42b1cf4827236a21181778e90af0b3d.jpg)
У многих северных народов рисунки часто располагались в районе рта. "Такая татуировка была своеобразным оберегом от злых духов", — говорит куратор.
Картинки были разные. Если у жителей Севера они размещались на подбородке и напоминали бороды, то южнее (например, у аборигенов островов вокруг Японии) область вокруг губ закрашивали черной краской. Получалась улыбка, почти как у Джокера.
В России татуировка долго ассоциировалась только с криминалом.
"Мы не хотели делать на этом акцент, но и не могли обойти вниманием. Тем более что на Западе переосмыслили это стилевое направление: например, известное английское издание опубликовало четырехтомную энциклопедию о российской криминальной татуировке (наколке)", — комментирует Савенкова.
На выставке есть снимки челябинского фотографа Сергея Васильева, который сделал серию, посвященную татуировкам заключенных. Приводятся и расшифровки.
Например, изображение корабля с белыми парусами означает, что человек не занимался общественно полезным трудом. А аббревиатура ЛЕВ — фразу "люблю его всегда".
![Посетители выставки Тату, посвященной искусству и истории татуировки, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С.Пушкина Посетители выставки Тату, посвященной искусству и истории татуировки, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С.Пушкина](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/03/02/1566880823_0:0:3072:2048_768x0_80_0_1_888f3a6573ea497664b5ab0ccede8dec.jpg)
В России татуировка долго ассоциировалась только с криминалом.
"Мы не хотели делать на этом акцент, но и не могли обойти вниманием. Тем более что на Западе переосмыслили это стилевое направление: например, известное английское издание опубликовало четырехтомную энциклопедию о российской криминальной татуировке (наколке)", — комментирует Савенкова.
На выставке есть снимки челябинского фотографа Сергея Васильева, который сделал серию, посвященную татуировкам заключенных. Приводятся и расшифровки.
Например, изображение корабля с белыми парусами означает, что человек не занимался общественно полезным трудом. А аббревиатура ЛЕВ — фразу "люблю его всегда".
Можно вдохновиться и старыми альбомами с зарисовками, сделанными во время кругосветного путешествия Крузенштерна в начале XIX века.
На них — портреты на лицах туземцев в том виде, какими их набивали до прихода европейцев.
"Эти рисунки потом дублировались и тиражировались в качестве гравюр. А в ГМИИ мы можем посмотреть на первозданные картинки, которые проплыли вокруг всего света", — отмечает Савенкова.
![Альбомы с зарисовками с натуры, сделанными во время кругосветного путешествия с И. Ф. Крузенштерном, на выставке Тату, посвященной искусству и истории татуировки, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С.Пушкина Альбомы с зарисовками с натуры, сделанными во время кругосветного путешествия с И. Ф. Крузенштерном, на выставке Тату, посвященной искусству и истории татуировки, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С.Пушкина](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/03/02/1566877961_0:0:3071:2048_768x0_80_0_1_24fea2933d09466d6362771b76440475.jpg)
Можно вдохновиться и старыми альбомами с зарисовками, сделанными во время кругосветного путешествия Крузенштерна в начале XIX века.
На них — портреты на лицах туземцев в том виде, какими их набивали до прихода европейцев.
"Эти рисунки потом дублировались и тиражировались в качестве гравюр. А в ГМИИ мы можем посмотреть на первозданные картинки, которые проплыли вокруг всего света", — отмечает Савенкова.
В 1995 году в Москве провели первую тату-конвенцию.
Приехали зарубежные мастера, поделились с российскими своим опытом и техническими новинками. Один из них — нидерландский тату-художник Хенк Шиффмахер, известный под псевдонимом Хенки Пенки.
"Где-то году в 1993-м первая конвенция прошла в Берлине, там я встретил парня, который был главой клуба "Ночные Волки", по имени Саша. Мы сделали ему татуировку, а потом он пригласил нас в Москву, — рассказывает Шиффмахер. — На конвенцию в Россию приехали порядка 20 мастеров из разных стран".
По словам Хенка, в 1995-м немногие русские осмелились сделать рисунки на теле, так что мастера били татуировки друг другу, демонстрируя свои навыки. Так у Шиффмахера на левой руке появилась надпись "Москва 1995" .
"Надеюсь увидеть кого-то из старых друзей сегодня на открытии выставки, это будет своеобразное воссоединение", — признался мастер.
![Тату художник Хенк Шиффмахер (Нидерланды) на выставке, посвященной искусству и истории татуировки, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С.Пушкина Тату художник Хенк Шиффмахер (Нидерланды) на выставке, посвященной искусству и истории татуировки, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С.Пушкина](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/03/02/1566880341_0:0:3072:2048_768x0_80_0_1_0b9516666f21a44fe07fea7114f8b67d.jpg)
В 1995 году в Москве провели первую тату-конвенцию.
Приехали зарубежные мастера, поделились с российскими своим опытом и техническими новинками. Один из них — нидерландский тату-художник Хенк Шиффмахер, известный под псевдонимом Хенки Пенки.
"Где-то году в 1993-м первая конвенция прошла в Берлине, там я встретил парня, который был главой клуба "Ночные Волки", по имени Саша. Мы сделали ему татуировку, а потом он пригласил нас в Москву, — рассказывает Шиффмахер. — На конвенцию в Россию приехали порядка 20 мастеров из разных стран".
По словам Хенка, в 1995-м немногие русские осмелились сделать рисунки на теле, так что мастера били татуировки друг другу, демонстрируя свои навыки. Так у Шиффмахера на левой руке появилась надпись "Москва 1995" .
"Надеюсь увидеть кого-то из старых друзей сегодня на открытии выставки, это будет своеобразное воссоединение", — признался мастер.
Аккуратно: татуировка может сильно поменять жизнь. Например, один таец по имени Супакит Тисарано чудил и ни в чем себе не отказывал.
"Он увлекался азартными играми и однажды проиграл два собственных пальца", — сообщили в пресс-службе музея.
Несколько священных рисунков, нанесенных на тело, помогли 51-летнему Супакиту исправиться.
Сейчас он монах и поддерживает со своим татуировщиком тесную связь.
![Посетительница выставки Тату, посвященной искусству и истории татуировки, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С.Пушкина Посетительница выставки Тату, посвященной искусству и истории татуировки, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С.Пушкина](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/03/02/1566878621_0:0:3072:2048_768x0_80_0_1_51da43e5c1de40645ae67ee36dee5ab8.jpg)
Аккуратно: татуировка может сильно поменять жизнь. Например, один таец по имени Супакит Тисарано чудил и ни в чем себе не отказывал.
"Он увлекался азартными играми и однажды проиграл два собственных пальца", — сообщили в пресс-службе музея.
Несколько священных рисунков, нанесенных на тело, помогли 51-летнему Супакиту исправиться.
Сейчас он монах и поддерживает со своим татуировщиком тесную связь.
А итальянский скульптор Фабио Виале татуирует классику. Так, на плечах и спине Венеры Милосской — рисунок в японском стиле. Своеобразный bodysuit. Современно, довольно смело и провокационно.
![Работа Фабио Виале Венера, представленная на выставке Тату, посвященной искусству и истории татуировки, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С.Пушкина Работа Фабио Виале Венера, представленная на выставке Тату, посвященной искусству и истории татуировки, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С.Пушкина](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/03/02/1566879695_0:0:3072:2048_768x0_80_0_1_631b443ea3418deb98165a5a06c3a925.jpg)
А итальянский скульптор Фабио Виале татуирует классику. Так, на плечах и спине Венеры Милосской — рисунок в японском стиле. Своеобразный bodysuit. Современно, довольно смело и провокационно.