Дали, великий и ужасный. Каким он был, рассказывают в "Манеже"
"Мы хотели показать российской публике всего Дали, ведь мы знаем, что у вас он очень популярен", — рассказывает куратор выставки, директор Музеев Дали и Центра изучения его наследия Монсе Агер.
В Москву привезли живопись, рисунки, акварели и гравюры из фонда "Гала — Сальвадор Дали" и национального музея "Центр искусств королевы Софии".
Экспозиция организована по хронологическому принципу — от первых творческих поисков и экспериментов до поздних, вдохновленных классикой работ.
![Посетитель на открытии выставки Сальвадор Дали. Магическое искусство в Центральном выставочном зале Манеж в Москве Посетитель на открытии выставки Сальвадор Дали. Магическое искусство в Центральном выставочном зале Манеж в Москве](https://cdnn21.img.ria.ru/images/156393/96/1563939608_0:0:3072:2048_768x0_80_0_1_a6c5d6a28c208455c2c386cbbf248cea.jpg)
"Мы хотели показать российской публике всего Дали, ведь мы знаем, что у вас он очень популярен", — рассказывает куратор выставки, директор Музеев Дали и Центра изучения его наследия Монсе Агер.
В Москву привезли живопись, рисунки, акварели и гравюры из фонда "Гала — Сальвадор Дали" и национального музея "Центр искусств королевы Софии".
Экспозиция организована по хронологическому принципу — от первых творческих поисков и экспериментов до поздних, вдохновленных классикой работ.
По словам научного консультанта проекта Александры Даниловой, Дали — это загадка. "Не знаю, есть ли люди, которые до конца поняли, что он был за человек, — призналась собеседница агентства. — Он был очень сложным, переменчивым. Эта экспозиция тем и хороша, что представляет нам Дали не какого-то одного, а удивительно разнообразного".
Именно такой аспект и делает выставку интересной: Дали предстает обычным человеком со своими слабостями (например, наглядно показана его любовь к рисованию мух и фобия кузнечиков), а не недосягаемым гением.
![Выставка Сальвадор Дали. Магическое искусство Выставка Сальвадор Дали. Магическое искусство](https://cdnn21.img.ria.ru/images/156394/06/1563940649_0:0:3072:2048_768x0_80_0_1_bce1ec319c3b0a1fefd4d5d0772b556b.jpg)
По словам научного консультанта проекта Александры Даниловой, Дали — это загадка. "Не знаю, есть ли люди, которые до конца поняли, что он был за человек, — призналась собеседница агентства. — Он был очень сложным, переменчивым. Эта экспозиция тем и хороша, что представляет нам Дали не какого-то одного, а удивительно разнообразного".
Именно такой аспект и делает выставку интересной: Дали предстает обычным человеком со своими слабостями (например, наглядно показана его любовь к рисованию мух и фобия кузнечиков), а не недосягаемым гением.
Открывают выставку импрессионистские юношеские пейзажи 1910-х. Они размещены в зале с синими стенами, что выгодно подчеркивает их палитру.
Интересно, что с тех пор и на протяжении всей жизни Дали возвращался к пейзажам окрестностей Кадакеса, где рос в доме бабушки и дедушки, а потом всегда проводил лето.
![Посетители на открытии выставки Сальвадор Дали. Магическое искусство в Центральном выставочном зале Манеж в Москве Посетители на открытии выставки Сальвадор Дали. Магическое искусство в Центральном выставочном зале Манеж в Москве](https://cdnn21.img.ria.ru/images/156393/97/1563939774_0:0:3072:2048_768x0_80_0_1_b73619b4c3bcb441c8e2c47a1d131110.jpg)
Открывают выставку импрессионистские юношеские пейзажи 1910-х. Они размещены в зале с синими стенами, что выгодно подчеркивает их палитру.
Интересно, что с тех пор и на протяжении всей жизни Дали возвращался к пейзажам окрестностей Кадакеса, где рос в доме бабушки и дедушки, а потом всегда проводил лето.
За импрессионистическим периодом последовали кубистический, футуристический.
"Интересны его первые протосюрреалистические работы, в которых прослеживается влияние испанской метафизики. Здесь заметны влияние Хуана Гриса (один из основоположников кубизма. — Прим. ред.) и параллели в творчестве с Хуаном Миро", — продолжает Данилова.
Кстати, под впечатлением от Миро написаны абстрактные "Четыре жены рыбаков в Кадакесе", представленные на выставке.
![Посетительница у картины Четыре жены рыбаков в Кадакесе на открытии выставки Сальвадор Дали. Магическое искусство в Центральном выставочном зале Манеж в Москве Посетительница у картины Четыре жены рыбаков в Кадакесе на открытии выставки Сальвадор Дали. Магическое искусство в Центральном выставочном зале Манеж в Москве](https://cdnn21.img.ria.ru/images/156393/98/1563939803_0:0:3072:2048_768x0_80_0_1_61bbfce6593b07740e38f30803c24234.jpg)
За импрессионистическим периодом последовали кубистический, футуристический.
"Интересны его первые протосюрреалистические работы, в которых прослеживается влияние испанской метафизики. Здесь заметны влияние Хуана Гриса (один из основоположников кубизма. — Прим. ред.) и параллели в творчестве с Хуаном Миро", — продолжает Данилова.
Кстати, под впечатлением от Миро написаны абстрактные "Четыре жены рыбаков в Кадакесе", представленные на выставке.
В залах очень темно, акцент — на работах, самый светлый, в прямом смысле, раздел посвящен "Божественной комедии". К 700-летию Данте Алигьери Дали сделал серию графических работ в сложной технике — смешанная акварель, гуашь, перо.
"Серию тогда выставили в Риме, но экспозиция с треском провалилась. Дали раскритиковали за визуальный язык, — говорит Данилова. — Итальянская публика была не готова к такой трактовке своего национального достояния". То, что серия из 100 работ показана в Москве целиком, — значимое событие.
![Посетитель на открытии выставки Сальвадор Дали. Магическое искусство в Центральном выставочном зале Манеж в Москве Посетитель на открытии выставки Сальвадор Дали. Магическое искусство в Центральном выставочном зале Манеж в Москве](https://cdnn21.img.ria.ru/images/156393/98/1563939877_0:0:3072:2048_768x0_80_0_1_2ef662b2f9f4434113ecfc96b200f5fe.jpg)
В залах очень темно, акцент — на работах, самый светлый, в прямом смысле, раздел посвящен "Божественной комедии". К 700-летию Данте Алигьери Дали сделал серию графических работ в сложной технике — смешанная акварель, гуашь, перо.
"Серию тогда выставили в Риме, но экспозиция с треском провалилась. Дали раскритиковали за визуальный язык, — говорит Данилова. — Итальянская публика была не готова к такой трактовке своего национального достояния". То, что серия из 100 работ показана в Москве целиком, — значимое событие.
В России впервые экспонируется важнейшее для Дали произведение 1940-х годов — "Мягкий автопортрет с жареным беконом".
В этой работе, как отмечают организаторы выставки, заметно желание художника "избавиться от своей старой кожи" и обратиться к идеалам Возрождения.
"Дали был человеком, страстно желавшим бессмертия всему, что он любил, — объясняет председатель правления культурно-исторического фонда "Связь времен", директор Музея Фаберже Владимир Воронченко. — Эти поиски нашли отражение в его живописи, в равной степени обращенной в прошлое человеческой культуры и в будущее".
![Выставка Сальвадор Дали. Магическое искусство Выставка Сальвадор Дали. Магическое искусство](https://cdnn21.img.ria.ru/images/156394/29/1563942969_0:0:3072:2048_768x0_80_0_1_da7a782429584a7af731e3ded66cf2ca.jpg)
В России впервые экспонируется важнейшее для Дали произведение 1940-х годов — "Мягкий автопортрет с жареным беконом".
В этой работе, как отмечают организаторы выставки, заметно желание художника "избавиться от своей старой кожи" и обратиться к идеалам Возрождения.
"Дали был человеком, страстно желавшим бессмертия всему, что он любил, — объясняет председатель правления культурно-исторического фонда "Связь времен", директор Музея Фаберже Владимир Воронченко. — Эти поиски нашли отражение в его живописи, в равной степени обращенной в прошлое человеческой культуры и в будущее".
Завершает выставку раздел с поздними работами художника, в которых он обращался к искусству "классики" и "старых мастеров". Это, например, "Рафаэлевская галлюцинация" 1979 года.
Тут Дали использует фактуру доски, превращая ее неровности в достоинства. По мере того как зритель разглядывает работу, проявляются части пейзажа, фигуры или стада овец. Полотно превращается в сюрреалистическое пространство.
![Посетительница на открытии выставки Сальвадор Дали. Магическое искусство в Центральном выставочном зале Манеж в Москве Посетительница на открытии выставки Сальвадор Дали. Магическое искусство в Центральном выставочном зале Манеж в Москве](https://cdnn21.img.ria.ru/images/156393/96/1563939659_0:0:3072:2047_768x0_80_0_1_e5f9e9667d32426fe9eacb25bbfdd37c.jpg)
Завершает выставку раздел с поздними работами художника, в которых он обращался к искусству "классики" и "старых мастеров". Это, например, "Рафаэлевская галлюцинация" 1979 года.
Тут Дали использует фактуру доски, превращая ее неровности в достоинства. По мере того как зритель разглядывает работу, проявляются части пейзажа, фигуры или стада овец. Полотно превращается в сюрреалистическое пространство.
"Гала — единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без Галы я никто", — писал Дали о жене.
На выставке — ее портреты, а в подписях приводятся высказывания художника о своей модели.
Монсе Агер уверена, что Сальвадор и Гала были безумно влюблены: "Она была его музой и интеллектуальным товарищем. Ее характер, знания влияли на все творчество Дали".
Председатель фонда "Гала — Сальвадор Дали" Хорди Меркадер Миро добавил, что вместе с Галой "они развивали интеллектуальные, социальные проекты, которые опережали свое время". "Это же можно сказать и о феминизме, о котором они говорили уже в 1920-х годах", — уверен он.
Согласиться с куратором или составить собственное мнение можно на выставке, которая открыта до 25 марта.
![Посетитель на открытии выставки Сальвадор Дали. Магическое искусство в Центральном выставочном зале Манеж в Москве Посетитель на открытии выставки Сальвадор Дали. Магическое искусство в Центральном выставочном зале Манеж в Москве](https://cdnn21.img.ria.ru/images/156393/98/1563939876_0:0:3072:2048_768x0_80_0_1_b0e2f609427ebdacb36bad4467360e3f.jpg)
"Гала — единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без Галы я никто", — писал Дали о жене.
На выставке — ее портреты, а в подписях приводятся высказывания художника о своей модели.
Монсе Агер уверена, что Сальвадор и Гала были безумно влюблены: "Она была его музой и интеллектуальным товарищем. Ее характер, знания влияли на все творчество Дали".
Председатель фонда "Гала — Сальвадор Дали" Хорди Меркадер Миро добавил, что вместе с Галой "они развивали интеллектуальные, социальные проекты, которые опережали свое время". "Это же можно сказать и о феминизме, о котором они говорили уже в 1920-х годах", — уверен он.
Согласиться с куратором или составить собственное мнение можно на выставке, которая открыта до 25 марта.