Рейтинг@Mail.ru
Дед Мороз и Снегурочка были всегда?! - РИА Новости, 17.01.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Дед Мороз и Снегурочка были всегда?!

© РИА Новости / Давид ШоломовичДед Мороз и Снегурочка с детьми на новогодней елке в одном из московских клубов
Дед Мороз и Снегурочка с детьми на новогодней елке в одном из московских клубов
Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 7 янв — РИА Новости, Мэган Виртанен. Кажется, что Дед Мороз и Снегурочка — часть народной традиции из глубины веков, но это совершенно не так. Откуда в России появились добрый старец с подарками и его внучка — в материале РИА Новости.

"Сне-гу-роч-ка! Сне-гу-роч-ка!"

Найдется ли хоть один человек в стране, который ни разу не кричал это на детском утреннике? Образы Деда Мороза и Снегурочки перед новогодними праздниками повсюду: от елочных игрушек и принтов на кухонных прихватках до костюмов из ассортимента магазинов "для взрослых".
В случае с этими персонажами мы наблюдаем описанное Эриком Хобсбаумом "изобретение традиции" — явление, подразумевающее преемственность по отношению к прошлому, но на деле заново созданное и призванное привить определенные ценности и нормы.
© РИА Новости / Александр Гальперин | Перейти в медиабанкФестиваль "Большие святочные гулянья" в Ленинградской области
Фестиваль Большие Святочные Гулянья в Ленинградской области
Фестиваль "Большие святочные гулянья" в Ленинградской области
Исторически в России рядиться в образы потусторонних персонажей было принято на Святки, но ни Деда Мороза, ни Снегурочки в числе таких личин мы не обнаружим. Аристократы XVIII века, несмотря на любовь к новогодним балам-маскарадам, тоже предпочитали совершенно другие образы.

Елочка, гори!

Все изменилось в XIX веке, когда высшее общество начало перенимать немецкие рождественские традиции. Считается, что инициатива принадлежала великой княгине Александре Федоровне, дочери прусского короля, выросшей в Берлине. Именно благодаря ей 24 декабря 1817 года состоялась первая рождественская елка императорской фамилии. После коронации Николая Первого такие праздники в Зимнем дворце стали регулярными, а к 1850-м годам обычай устоялся и в дворянском обществе.
Участница карнавала в Сочи в честь официального открытия курортного сезона
Под маской все чины равны? Кому нужны карнавалы с вампирами и ангелами
Новая традиция переплелась с привычным маскарадом. Правда, наряжались только взрослые, для детей это считалось неуместным вплоть до 1880-х. Знакомые нам детсадовские и школьные маски, привычные новогодние персонажи — все это изобретение педагогов и писателей второй половины XIX века.
Пик моды на литературные сказки новогодней тематики пришелся на первое десятилетие прошлого столетия. Именно к рубежу веков начали оформляться персонифицированные образы Старого и Нового года, Снежинок, Метелицы, Деда Мороза.
© Фото : Фото из личного архива Александра КолобневаАлександр Колобнев
Александр Колобнев
Александр Колобнев
В Европе распространенные верования в Святого Николая, дарящего послушным детям подарки под Рождество (и, кстати, наказывающего непослушных), воплотились в Санта-Клаусе. Отечественные писатели, добавив элементы восточнославянского культа Мороза, получили доброго дедушку с подарками.
Мороз, укутывающий снежком елочку, чтобы та не замерзла, — таким был новый образ в стихах Раисы Кудашевой, опубликованных в 1903 году в рождественском номере журнала "Малютка". В 1905-м Леонид Бекман написал музыку, и песня "В лесу родилась елочка" стала непременным атрибутом новогодних праздников.

Под красной советской звездой

После революции в России искореняли традиции. С начала 1920-х развернулась борьба против религиозных предрассудков, в том числе и рождественских гуляний, которые предлагалось заменить на "комсомольские елки" и маскарады с современными персонажами. Пресса бичевала отсталый и буржуазный обычай. И все же за плотно завешенными окнами продолжали устраивать праздники.
"Если безобразие нельзя предотвратить, его нужно возглавить", — возможно, именно под этим девизом формировалась новая советская традиция, призванная вытеснить привычные рождественские.
© РИА Новости / Евгений Одиноков | Перейти в медиабанкНовогодние игрушки из коллекции Музея Москвы.
Новогодние игрушки из коллекции Музея Москвы
Новогодние игрушки из коллекции Музея Москвы.
1 из 6
© РИА Новости / Анатолий Гаранин | Перейти в медиабанкЕлочный базар на Пушкинской площади в Москве. 1947 год.
Елочный базар на Пушкинской площади в Москве. 1947 год.
Елочный базар на Пушкинской площади в Москве. 1947 год.
2 из 6
© РИА Новости / Анатолий Гаранин | Перейти в медиабанкНовогодняя ярмарка на Пушкинской площади. Москва, 1947 год.
Новогодняя ярмарка на Пушкинской площади, Москва
Новогодняя ярмарка на Пушкинской площади. Москва, 1947 год.
3 из 6
© РИА Новости / В. Шияновский | Перейти в медиабанк

Новогодняя елка в Московском Дворце пионеров на Ленинских (сейчас Воробьевых) горах.

Московский дворец пионеров

Новогодняя елка в Московском Дворце пионеров на Ленинских (сейчас Воробьевых) горах.

4 из 6
© РИА Новости / Геннадий Шишкин

Выставка советских елочных игрушек и новогодних украшений в доме-музее Сухановых во Владивостоке.

Выставка советских елочных игрушек и новогодних украшений в доме-музее Сухановых во Владивостоке

Выставка советских елочных игрушек и новогодних украшений в доме-музее Сухановых во Владивостоке.

5 из 6
© РИА Новости / Руслан Кривобок | Перейти в медиабанк

Елочные игрушки на выставке в Центральном музее Великой Отечественной войны.

Советская ёлочная игрушка

Елочные игрушки на выставке в Центральном музее Великой Отечественной войны.

6 из 6
Новогодние игрушки из коллекции Музея Москвы.
1 из 6
Елочный базар на Пушкинской площади в Москве. 1947 год.
2 из 6
Новогодняя ярмарка на Пушкинской площади. Москва, 1947 год.
3 из 6

Новогодняя елка в Московском Дворце пионеров на Ленинских (сейчас Воробьевых) горах.

4 из 6

Выставка советских елочных игрушек и новогодних украшений в доме-музее Сухановых во Владивостоке.

5 из 6

Елочные игрушки на выставке в Центральном музее Великой Отечественной войны.

6 из 6
Двадцать восьмого декабря 1935 года газета "Правда" опубликовала заметку П. П. Постышева "Давайте организуем детям хорошую елку!". Теперь главное зимнее дерево называлось не рождественским или новогодним, а советским. Вифлеемскую звезду заменила красная, на елке повисли "воспитательные" и "идеологически верные" игрушки, а в библиотеки школ и домов культуры поступили книги с инструкциями, как правильно проводить новогодние празднования.
Одним из обязательных элементов стал детский маскарад. Дореволюционный образ Деда Мороза заиграл новыми красками, а кроме того, у него появилась спутница. Снегурочка, какой мы ее знаем, — советское изобретение. За основу взяли "Весеннюю сказку" Александра Островского, написанную в 1873 году, но идеологи для ясности превратили Снегурочку из дочери Деда Мороза во внучку.
© РИА Новости / Давид ШоломовичДед Мороз и Снегурочка с детьми на новогодней елке в одном из московских клубов
Дед Мороз и Снегурочка с детьми на новогодней елке в одном из московских клубов
Дед Мороз и Снегурочка с детьми на новогодней елке в одном из московских клубов
Перемены в России 1990-х затронули многое, но главные новогодние персонажи остались такими же, и ревнители традиций регулярно фыркают в адрес "их" Санта-Клауса по сравнению с "нашим исконным" Дедом Морозом. В конечном итоге, нет разницы, сколько именно лет традиции. Воспринимается как живая, вызывает эмоциональный отклик? Значит, она настоящая.
Девушка читает книгу у рождественской елки
Книга — лучший подарок
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала