С пожеланием скорейшей победы:
открытки к Новому году с фронта
Среди 50 тысяч открыток, хранящихся в фондах Музея современной истории России, особое место занимает собрание новогодних почтовых карточек периода Великой Отечественной войны. Наряду с плакатами они были важнейшим средством художественной пропаганды и в то же время передавали слова и чувства людей друг к другу.
Новый год в Советском Союзе не переставали отмечать даже в период Великой Отечественной войны. Каждый декабрь защитники родины и те, кто ждал их дома, готовились к встрече праздника. Он был символом мирной жизни, к которой мечтали вернуться как можно скорее, и внушал надежду на то, что в новом году война закончится и враг будет разбит.
В один из самых тяжелых периодов – в самый разгар битвы под Москвой в октябре – ноябре 1941 года издательство «Искусство» выпустило новогодние поздравительные почтовые карточки тиражом 300 000 экземпляров.
Это были необычные открытки. В них традиционная новогодняя тематика сочеталась с «боевым» иллюстративным рядом, а ведущие карикатуристы обличали и высмеивали врага. Среди изображений можно встретить репродукции фронтовой живописи, графики, плакаты крупнейших советских художников, посвященные подвигам советских солдат, партизан и тружеников тыла, и даже Деда Мороза, изгоняющего фашистов.
По письмам на обратной стороне карточек можно представить, как проходило празднование Нового года на передовой. Вот так, например, описывал свой праздник майор Никандр Раздобрев, погибший полгода спустя, летом 1942 года:
«Новый год – 1942 год – мы встречали так, как никто никогда не встречал и, по всей вероятности, не будет встречать. Ровно в 24.00 фашистам в виде новогодних подарков полетели тысячи снарядов, мин и целый дождь пулеметных очередей. В общем, подарки мы им послали на славу. Будут, сволочи, помнить долго».
Как правило, вместе с открытками с теплыми словами родных и близких до бойцов и командиров доходили и подарки, присланные из тыла. Именно они, вместе со словами поздравлений создавали у солдат праздничное настроение.
Фронтовая посылка обычно состояла из следующего набора: табак – 100 г, папиросы – 2 пачки; спички – 2 коробки; кисет – 1 штука, трубка – 1 штука, писчая бумага – 5 листов, колбаса – 400 г, печенье – 250 г, конфеты – 200 г, носки – 1 пара. Известно также, что 1 января выдавали 100 граммов водки.
В тылу, если была возможность, люди старались отпраздновать Новый год как в мирное время: увидеться с друзьями, организовать небольшой стол, нарядить елку пусть даже самыми простыми игрушками из подручных средств. И загадать самое заветное желание:
«Через 2–3 минуты будет 24.00 31.12.42. Здравствуй, 1943 год! Будь светлее и радостней, и чище, чем твой предшественник. Буду надеяться, что именно ты принесешь нам ту великую радость, которую пока страна затаила в глубине своего сердца, но которая вырвется и захлестнет весь мир в тот день, когда газеты напечатают аршинными буквами слово «Победа!» (из дневника научного сотрудника Всесоюзного электротехнического института, инженера Сергея Юрова).
К 75-летию Победы Музей современной истории России и МИА «Россия сегодня» запустили проект «АртеФАКТ Войны», в рамках которого рассказывают о самых интересных экспонатах и судьбах людей, которые прячутся за ними.
Музей современной истории России — один из самых крупных музеев новейшей истории в мире. Экспозиция музея отражает события отечественной истории со второй половины XIX века до наших дней. Музей расположен в самом центре столицы, на Тверской улице, в здании, которое является архитектурным памятником русского классицизма конца XVIII века.
МИА «Россия сегодня» — международная медиагруппа, миссией которой является оперативное и взвешенное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, Спорт РИА Новости , Недвижимость РИА Новости, «Прайм», Рейтинг РИА Новости, ИноСМИ. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik.