https://ria.ru/20191226/1562870228.html
Валерий Фадеев: СПЧ не потеряет свою актуальность и дерзость
Валерий Фадеев: СПЧ не потеряет свою актуальность и дерзость - РИА Новости, 03.03.2020
Валерий Фадеев: СПЧ не потеряет свою актуальность и дерзость
Совет по правам человека при президенте РФ в октябре возглавил новый председатель Валерий Фадеев. В интервью РИА Новости Фадеев рассказал о переменах в работе... РИА Новости, 03.03.2020
2019-12-26T14:00
2019-12-26T14:00
2020-03-03T18:34
интервью - авторы
валерий фадеев
россия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/156287/10/1562871036_0:26:2930:1674_1920x0_80_0_0_44f4c648e5f59facf80f47febd0fc428.jpg
Совет по правам человека при президенте РФ в октябре возглавил новый председатель Валерий Фадеев. В интервью РИА Новости Фадеев рассказал о переменах в работе СПЧ и тех традициях, которые он сохранит в Совете, поделился планами проведения мониторинга за практикой применения закона о СМИ-иноагентах, своем отношении к существующим политическим партиям и предложению сделать 31 декабря нерабочим днем. Беседовала Виктория Тархова.— Вы совсем недавно возглавили СПЧ, удалось ли уже войти в курс дела? Как прошли ваши встречи с членами Совета?— В Совете обширнейшая повестка дня. Я встретился почти со всеми членами Совета индивидуально и понял, что они глубоко занимаются своими проблемами и являются ведущими экспертами в разных сферах. Простой пример – тема обманутых дольщиков. И сама по себе жилищная политика практически отсутствует. Создание такой политики, которая ставила бы целью, чтобы, по крайней мере, большинство граждан не только имели право, но и реально могли улучшить свои жилищные условия, я считаю, что это вопрос Совета по правам человека. Некоторые коллеги высказывают опасения, что, расширяя повестку, мы потеряем некую актуальность, может быть, даже в некотором смысле дерзость СПЧ. Не потеряем. И чем более широкий круг прав граждан мы будем отстаивать, тем сильнее будет позиция Совета.— Вы говорили, что намерены просить Тамару Морщакову остаться в СПЧ, была ли достигнута такая договоренность? Если нет, что будет с комиссией по гражданскому участию в правовой реформе, которую она возглавляла? Кто ее возглавит теперь? Продолжит ли комиссия свою работу?— Я дважды разговаривал с Тамарой Георгиевной. У нее, в общем, нет претензий, она ссылается на возраст. Я бы очень хотел, чтобы она продолжила работу. Комиссия сама избирает своего председателя, и если Тамара Георгиевна сложит полномочия, то коллеги сами выберут нового руководителя. Кандидатов достаточно много, так как в Совете сильные юристы и специалисты по правам человека. Юрий Костанов, Леонид Поляков, Анатолий Ковлер, который 13 лет работал судьей в Европейском суде по правам человека.Структура Совета зависит от широты спектра тех проблем, которыми мы занимаемся. Оценивая ее с управленческих позиций, на мой взгляд, 20 комиссий на 50 членов Совета это многовато. Но председатель СПЧ не является начальником, и все вопросы, связанные с реформированием структуры Совета, надо широко обсуждать с членами Совета и учитывать их предложения. Жду от коллег своего представления, и надеюсь в январе начать их обсуждать.— Раньше комиссию по избирательным правам возглавлял Илья Шаблинский, а кто теперь ее возглавит? Останется ли эта комиссия в СПЧ? — Да, конечно, это очень важный вопрос, и эта комиссия останется, без сомнения. Кто ее возглавит, должны решить члены этой комиссии.— Планирует ли СПЧ создать рабочую группу по работе с молодежью в области радикализма?— Я считаю, что от радикализма молодежь должны защищать родители, учеба и работа, воспитательная работа в школе, правовое воспитание. С другой стороны, от радикализма молодежь защищают перспективы. Если страна и общество развиваются, если есть перспективы, если рисуются какие-то эффективные, плодотворные карьерные траектории, тогда и радикализма становится меньше, тогда молодежь занята собой, развитием на благо людей, своего коллектива, семьи и так далее. Если возможности меньше, если видения будущего нет, тогда усиливаются элементы радикализма. Проблема скорее в социально-экономических вопросах. Нужен второй экономический рывок, как в 2000-х годах. Если бы был еще один рывок, была бы другая страна – раза в два богаче, с пенсией не в 15 тысяч рублей, а в 30 тысяч рублей. Многие проблемы бы решились. Уровень жизни важен, и перспектива важна. Люди должны, особенно молодые, ощущать, что у них впереди интересная жизнь: можно себя реализовать, можно заработать денег, можно иметь интересную работу – вот чего не хватает. В Москве более менее нормально, а в очень большом числе регионов, провинциальных городах, райцентрах – тяжело. Наш коллега Александр Николаевич Сокуров на встрече с президентом высказывался о том, что надо работать с молодежью, что мало перспектив, что высшее образование часто платное. Он настаивает, чтобы все высшее образование творческих специальностей стало бесплатным, в противном случае не появятся новые Шукшины и Бондарчуки. Мы с ним лично обсуждали эту тему. Если он в Совете возьмется за какую-то систематизированную работу с молодежью, я буду очень рад.— Сразу в нескольких субъектах РФ решили сделать 31 декабря нерабочим днем. Что вы думаете об этой инициативе? Нужно ли ее закрепить в масштабах всей страны? — Я консерватор, в советское время был один выходной — 1 января, и ничего — работали. А теперь мы 9 января выходим, еще и 31 декабря зацепили. Думаю, что работать надо больше. Другое дело, что люди мне на это возразят – мы и так много работаем, а зарплата маленькая. Я с ними соглашусь. Но сдвигать страну в сторону все большего количества выходных — это неправильно. Страну надо сдвигать в сторону экономического роста и к заметному росту доходов, а не в сторону каникул.— Недавно член СПЧ Александр Брод сообщил, что будет просить вас сформировать рабочую группу и выехать в Крым, сделать заключение о ситуации с правами человека, о жизни крымчан и представить этот документ российской и зарубежной общественности. Он обратился к вам с этой просьбой? Появится ли такая группа? Предпримете ли поездку в Крым?— Вполне возможно предпримем такую поездку. Если коллеги захотят, то почему нет? Такие вопросы решает президиум Совета. Выезды в регионы для СПЧ очень важны, и эта традиция была заложена раньше. Михаил Александрович Федотов организовывал довольно много совещаний и заседаний в регионах. Мы, несомненно, будем продолжать эту работу.— Будет ли СПЧ следить за правоприменительной практикой работы закона о СМИ-иноагентах? Не ограничивает ли он право на свободное получение информации? Не ограничивает ли прессу? Не разорятся ли попросту СМИ, если учесть, что штраф может достигать пяти миллионов рублей за неисполнение закона?— Мы, несомненно, будем очень внимательно следить за практикой применения этого закона, потому что у активной части общества он вызывает обоснованное волнение. Здесь ни в коем случае нельзя перегибать палку. Я думаю, что очень многие коллеги из нашего Совета будут внимательно наблюдать за реализацией этого закона. Логика законодателя такова: закон ведь не запрещает деятельность СМИ в России, он требует только указать, что это СМИ получает иностранное финансирование. Но вот пример — история с давлением на Sputnik в Эстонии. Насколько я понимаю, там нет аналогичного закона, но тем не менее сотрудникам российского СМИ грозят увольнением, уголовным преследованием, какими-то другими карами абсолютно беззаконно. А в нашей стране принят закон, учитывающий зарубежный опыт. Да, он такой — несколько в неудобное положение ставит СМИ, получающие финансирование из-за границы, но он не препятствует их деятельности. И ограничений в действиях никаких нет. Все, что они должны, это указывать, ставить значок, объясняющий, что они получают иностранное финансирование. И я не уверен, что из-за этого СМИ потеряет свою аудиторию. Да, штрафы предусмотрены довольно крупные. Пять миллионов рублей для редакции в сегодняшних условиях — это очень серьезные деньги. Абсолютное большинство СМИ находится в трудных условиях, и выживать им непросто. Будем следить за этим, конечно.— Как вы думаете, как можно снизить поток фейковых сообщений на выборах?— По поводу фейковых сообщений очень много претензий было к ассоциации "Голос", особенно на этих сентябрьских выборах. На самом деле у нас, конечно, не идеально проходят выборы, но динамика, безусловно, положительная. И если кто еще помнит, как проходили выборы во многих регионах нашей страны в 2000-х годах, то это небо и земля, и, конечно, мы движемся в сторону чистых выборов. Если вспомнить выборы прошлого года президента России, то там вообще никаких сколько-нибудь заметных нарушений не было. По мировым меркам это фактически идеально проведенные выборы. Не все выборы в регионах проходят так, но надо работать, надо стараться достичь идеала. Надо контролировать, наказывать чиновников, нужен контроль – во время дня выборов контроль уже очень эффективный. Есть еще одна проблема, она не связана с самими выборами. Это проблема слабости политических партий. Кто угодно может зарегистрировать политическую партию – у нас их вроде больше 50. Но они не становятся сильными, они не могут предъявить избирателю что-то интересное — программу, идеи. Время такое. Должны появиться люди с энергетикой. Если не будет таких людей, с энергетикой, которые могут возглавить новые партии, то сверху вы их не построите. — Как вы относитесь к переходу на электронную систему голосования? — Мне кажется, это правильно. Раз уж есть технологическая возможность, почему бы не перейти на такую систему. Я не уверен, что это увеличит количество голосующих. И есть опасения, что некоторые молодые люди будут голосовать по приколу, а это неправильно. Политика – это серьезное дело. И выборы – дело тоже серьезное. И по приколу кого попало не надо выбирать в органы власти, даже если это региональные или муниципальные органы. Я вижу такую опасность. Предотвратить ее можно только воспитанием, привычкой. Это должно войти в обычай, стать будничным.— Перед встречей с президентом вы сказали, что брошенный в сторону полиции пустой бумажный стаканчик не должен приводить к тюремному сроку. Как, по-вашему, добиться того, чтобы судебные решения были соразмерны содеянному? Как это регулировать? Почему за одно деяние степень наказания разная?— В том, что касается судебных процессов в Москве после протестных акций в июле-августе, то я сам изучал видеоролики, документы, статьи, и оттуда появилась идея о соразмерности. Кто-то дрался с полицией, кто-то, как Раджабов, бросил пустую пластиковую бутылку и не попал. Потом его поймали и отправили в СИЗО.Президент видит риски радикализации подобного рода акций. Это можно понять – такие риски есть. Но мы – Совет по правам человека. Поэтому мы должны настойчиво высказывать другие аргументы. Отсюда эта тема соразмерности. Если нет никакого вреда – ни физического, ни морального, ну зачем человека сажать в тюрьму? Это не контроль на уровне законодательства, это вопрос политической культуры, которую надо вырабатывать. И мы должны настаивать на выработке мягкой культуры. Здесь, скорее всего, президент с такой позицией не согласится. В части взаимодействия силовиков и протестующих активистов у нас эта культура не выработана. Что можно, а что нельзя? Общество тоже должно выработать свою точку зрения – можно ли хватать полицейского за жилет или нельзя? Я вот человек консервативный и считаю, что не надо хватать полицейского ни за что – ни за шлем, ни за жилет, ни толкать его. Но в то же время считаю, что СПЧ должен двигать силовиков к более мягкому отношению.— В случае студента Егора Жукова – ему вынесен приговор о лишении свободы условно, но все-таки это приговор и ему с ним потом еще жить. По сути, будущее молодого человека под большим вопросом – где он сможет учиться, работать? Приговор по такой статье это серьезно. Как вы думаете, как в таких случаях поступать с молодежью? Как не сломать им жизнь? Как это можно регулировать законодательством?— Приговор виновному выносится на усмотрение судьи. И уголовный, и административный кодексы дают довольно большую вилку наказания по любому преступлению – хоть это убийство, хоть это коррупция, хоть это хулиганство. Вот тот же Егор Жуков – он мог получить больше четырех лет. Больше даже, чем требовало обвинение. А он получил условное наказание. Во многом эта традиция формируется судьями. Судьи тоже часть общества. В силу своего мировоззрения, своего опыта они принимают те или иные решения и должны учитывать много разных обстоятельств. В случае Жукова я указывал на то, что это молодой человек, старательный, вроде бы талантливый, которому хорошо бы дать возможность продолжать учиться, а не ломать жизнь. Если бы он был бандитом, рецидивистом, возможно, у судьи было бы иное отношение.— Передали ли президенту доклад Николая Сванидзе? Что в докладе? Согласны ли вы с позицией автора?— Да, доклад передан, как и почти все документы, которые были представлены членами Совета. В докладе предложения к разным министерствам, ведомствам. Одним из самых заметных, ярких предложений в нем стало введение большого жетона для сотрудников Росгвардии, полиции, на котором были бы указаны данные для его идентификации, например, номер. Если кто-то будет нарушать правила задержания, потом можно будет найти нарушителя. Также у Сванидзе есть идея о регламенте по согласованию проведения публичных мероприятий. На согласованных акциях, митингах почти никогда не бывает никаких проблем, и все это понимают. Проблемы бывают только на тех акциях, которые не согласованы. И нужно как-то этот регламент согласования продумать. Общая идея Сванидзе заключается в том, чтобы минимизировать число несогласованных акций и согласовывать все, что можно согласовать, за исключением провокаций.— Как вы относитесь к закону о противодействии семейно-бытовому насилию?— Тема принятия закона о профилактике домашнего насилия стала чрезвычайно политизированной. Я пытался читать статьи сторонников, противников. Одни кричат, что это разрушает семью, другие кричат, что своим протестом, своим препятствием принятию этого закона люди помогают убийцам, насильникам. Я планирую в январе собрать людей, разбирающихся в этом, членов Совета и экспертов. Я полагаю, что все члены Совета хотят иметь аргументированное мнение по этому вопросу. Теоретически борьба с домашним насилием – это правильно. Но когда я иногда слышу в СМИ от сторонников этого закона, что мужья убивают в семье 14 тысяч женщин, а оказывается, что 14 тысяч – это больше, чем общее число убийств в России, я начинаю сомневаться в правдивости этих аргументов.— В октябре вы сказали, что важно позволить общественности принимать участие в разработке важнейших для страны решений. Что вы имели в виду?— Я имею в виду потенциально резонансные проекты, затрагивающие жителей города, региона. Уверен, что еще до начала работ надо создавать группы с участием чиновников, бизнеса, если это бизнес-проект, общественников, гражданских активистов, профессионалов. И сразу всем вместе обсуждать этот проект. Сейчас же часто бывает так, что чиновники принимают решение и проводят фактически фальшивые общественные слушания, где граждане якобы одобряют этот проект. На этой почве возникают недовольства, волнения, манифестации, митинги, ситуации политизируются. Как в случае с Шиесом, когда пришлось вмешиваться президенту. Все должно быть открыто сразу, публично. Здесь мы будем взаимодействовать с общественными институтами – региональными общественными палатами, региональными СПЧ, уполномоченными по правам человека. Умные чиновники понимают, что выиграют от этого, получат доверие населения. — Продолжит ли СПЧ работу в рамках форума "Петербургский диалог"?— Обязательно продолжит. Я планирую в середине января встретиться с зарубежными коллегами, которые занимаются правами человека в Германии. Эта страна очень важна для нас как одно из ключевых государств Европы.— Как будет строиться сотрудничество с Общественной палатой? По каким направлениям? Не произойдет ли такого, что СПЧ сольется с Общественной палатой? Как выдержать эту золотую середину?— Проблемы в стране одни, и они являются общими и для президентских Советов (Совета по развитию гражданского общества и правам человека, Совета по науке образованию, Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей и другие – прим. ред.) и для Общественной палаты. Но важно понимать, что СПЧ в первую очередь консультативный орган, который помогает президенту страны формировать и проводить политику в области развития гражданского общества и прав человека. А главная задача Общественной палаты – налаживать коммуникацию между властью и обществом и обеспечивать общественный контроль. Хотя есть целый ряд общих тем. Например, Общественные наблюдательные комиссии. Другая смежная тема – общественное наблюдение на выборах. Общественная палата подготовила перед выборами президента 150 тысяч общественных наблюдателей. У Совета есть своя мониторинговая группа на выборах. Надо усилия объединять.Экологическая тема сильна как в Общественной палате, так и в Совете, и здесь уже налажено взаимодействие, в том числе на площадке общественного совета при Минприроды — это очень сильный ресурс для того, чтобы повестку дня работы профильного министерства делать более приближенной к людям.
https://ria.ru/20190826/1557908720.html
https://ria.ru/20191224/1562765858.html
https://ria.ru/20191216/1562448196.html
https://ria.ru/20191216/1562446963.html
https://ria.ru/20191208/1562117812.html
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/156287/10/1562871036_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_77406e2aa72884ab56f4da441b134690.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
интервью - авторы, валерий фадеев, россия
Интервью - Авторы, Валерий Фадеев, Россия
Совет по правам человека при президенте РФ в октябре возглавил новый председатель Валерий Фадеев. В интервью РИА Новости Фадеев рассказал о переменах в работе СПЧ и тех традициях, которые он сохранит в Совете, поделился планами проведения мониторинга за практикой применения закона о СМИ-иноагентах, своем отношении к существующим политическим партиям и предложению сделать 31 декабря нерабочим днем. Беседовала Виктория Тархова.
— Вы совсем недавно возглавили СПЧ, удалось ли уже войти в курс дела? Как прошли ваши встречи с членами Совета?
— В Совете обширнейшая повестка дня. Я встретился почти со всеми членами Совета индивидуально и понял, что они глубоко занимаются своими проблемами и являются ведущими экспертами в разных сферах.
Простой пример – тема обманутых дольщиков. И сама по себе жилищная политика практически отсутствует. Создание такой политики, которая ставила бы целью, чтобы, по крайней мере, большинство граждан не только имели право, но и реально могли улучшить свои жилищные условия, я считаю, что это вопрос Совета по правам человека.
Некоторые коллеги высказывают опасения, что, расширяя повестку, мы потеряем некую актуальность, может быть, даже в некотором смысле дерзость СПЧ. Не потеряем. И чем более широкий круг прав граждан мы будем отстаивать, тем сильнее будет позиция Совета.
— Вы говорили, что намерены просить Тамару Морщакову остаться в СПЧ, была ли достигнута такая договоренность? Если нет, что будет с комиссией по гражданскому участию в правовой реформе, которую она возглавляла? Кто ее возглавит теперь? Продолжит ли комиссия свою работу?
— Я дважды разговаривал с Тамарой Георгиевной. У нее, в общем, нет претензий, она ссылается на возраст. Я бы очень хотел, чтобы она продолжила работу.
Комиссия сама избирает своего председателя, и если Тамара Георгиевна сложит полномочия, то коллеги сами выберут нового руководителя. Кандидатов достаточно много, так как в Совете сильные юристы и специалисты по правам человека. Юрий Костанов, Леонид Поляков, Анатолий Ковлер, который 13 лет работал судьей в Европейском суде по правам человека.
Структура Совета зависит от широты спектра тех проблем, которыми мы занимаемся. Оценивая ее с управленческих позиций, на мой взгляд, 20 комиссий на 50 членов Совета это многовато. Но председатель СПЧ не является начальником, и все вопросы, связанные с реформированием структуры Совета, надо широко обсуждать с членами Совета и учитывать их предложения. Жду от коллег своего представления, и надеюсь в январе начать их обсуждать.
— Раньше комиссию по избирательным правам возглавлял Илья Шаблинский, а кто теперь ее возглавит? Останется ли эта комиссия в СПЧ?
— Да, конечно, это очень важный вопрос, и эта комиссия останется, без сомнения. Кто ее возглавит, должны решить члены этой комиссии.
— Планирует ли СПЧ создать рабочую группу по работе с молодежью в области радикализма?
— Я считаю, что от радикализма молодежь должны защищать родители, учеба и работа, воспитательная работа в школе, правовое воспитание. С другой стороны, от радикализма молодежь защищают перспективы. Если страна и общество развиваются, если есть перспективы, если рисуются какие-то эффективные, плодотворные карьерные траектории, тогда и радикализма становится меньше, тогда молодежь занята собой, развитием на благо людей, своего коллектива, семьи и так далее. Если возможности меньше, если видения будущего нет, тогда усиливаются элементы радикализма.
Проблема скорее в социально-экономических вопросах. Нужен второй экономический рывок, как в 2000-х годах. Если бы был еще один рывок, была бы другая страна – раза в два богаче, с пенсией не в 15 тысяч рублей, а в 30 тысяч рублей. Многие проблемы бы решились. Уровень жизни важен, и перспектива важна. Люди должны, особенно молодые, ощущать, что у них впереди интересная жизнь: можно себя реализовать, можно заработать денег, можно иметь интересную работу – вот чего не хватает. В Москве более менее нормально, а в очень большом числе регионов, провинциальных городах, райцентрах – тяжело.
Наш коллега Александр Николаевич Сокуров на встрече с президентом высказывался о том, что надо работать с молодежью, что мало перспектив, что высшее образование часто платное. Он настаивает, чтобы все высшее образование творческих специальностей стало бесплатным, в противном случае не появятся новые Шукшины и Бондарчуки. Мы с ним лично обсуждали эту тему. Если он в Совете возьмется за какую-то систематизированную работу с молодежью, я буду очень рад.
— Сразу в нескольких субъектах РФ решили сделать 31 декабря нерабочим днем. Что вы думаете об этой инициативе? Нужно ли ее закрепить в масштабах всей страны?
— Я консерватор, в советское время был один выходной — 1 января, и ничего — работали. А теперь мы 9 января выходим, еще и 31 декабря зацепили. Думаю, что работать надо больше. Другое дело, что люди мне на это возразят – мы и так много работаем, а зарплата маленькая. Я с ними соглашусь. Но сдвигать страну в сторону все большего количества выходных — это неправильно. Страну надо сдвигать в сторону экономического роста и к заметному росту доходов, а не в сторону каникул.
— Недавно член СПЧ Александр Брод сообщил, что будет просить вас сформировать рабочую группу и выехать в Крым, сделать заключение о ситуации с правами человека, о жизни крымчан и представить этот документ российской и зарубежной общественности. Он обратился к вам с этой просьбой? Появится ли такая группа? Предпримете ли поездку в Крым?
— Вполне возможно предпримем такую поездку. Если коллеги захотят, то почему нет? Такие вопросы решает президиум Совета. Выезды в регионы для СПЧ очень важны, и эта традиция была заложена раньше. Михаил Александрович Федотов организовывал довольно много совещаний и заседаний в регионах. Мы, несомненно, будем продолжать эту работу.
— Будет ли СПЧ следить за правоприменительной практикой работы закона о СМИ-иноагентах? Не ограничивает ли он право на свободное получение информации? Не ограничивает ли прессу? Не разорятся ли попросту СМИ, если учесть, что штраф может достигать пяти миллионов рублей за неисполнение закона?
— Мы, несомненно, будем очень внимательно следить за практикой применения этого закона, потому что у активной части общества он вызывает обоснованное волнение. Здесь ни в коем случае нельзя перегибать палку. Я думаю, что очень многие коллеги из нашего Совета будут внимательно наблюдать за реализацией этого закона.
Логика законодателя такова: закон ведь не запрещает деятельность СМИ в России, он требует только указать, что это СМИ получает иностранное финансирование. Но вот пример — история с давлением на Sputnik в Эстонии. Насколько я понимаю, там нет аналогичного закона, но тем не менее сотрудникам российского СМИ грозят увольнением, уголовным преследованием, какими-то другими карами абсолютно беззаконно. А в нашей стране принят закон, учитывающий зарубежный опыт. Да, он такой — несколько в неудобное положение ставит СМИ, получающие финансирование из-за границы, но он не препятствует их деятельности. И ограничений в действиях никаких нет. Все, что они должны, это указывать, ставить значок, объясняющий, что они получают иностранное финансирование. И я не уверен, что из-за этого СМИ потеряет свою аудиторию.
Да, штрафы предусмотрены довольно крупные. Пять миллионов рублей для редакции в сегодняшних условиях — это очень серьезные деньги. Абсолютное большинство СМИ находится в трудных условиях, и выживать им непросто. Будем следить за этим, конечно.
— Как вы думаете, как можно снизить поток фейковых сообщений на выборах?
— По поводу фейковых сообщений очень много претензий было к ассоциации "Голос", особенно на этих сентябрьских выборах. На самом деле у нас, конечно, не идеально проходят выборы, но динамика, безусловно, положительная. И если кто еще помнит, как проходили выборы во многих регионах нашей страны в 2000-х годах, то это небо и земля, и, конечно, мы движемся в сторону чистых выборов. Если вспомнить выборы прошлого года президента России, то там вообще никаких сколько-нибудь заметных нарушений не было. По мировым меркам это фактически идеально проведенные выборы. Не все выборы в регионах проходят так, но надо работать, надо стараться достичь идеала. Надо контролировать, наказывать чиновников, нужен контроль – во время дня выборов контроль уже очень эффективный.
Есть еще одна проблема, она не связана с самими выборами. Это проблема слабости политических партий. Кто угодно может зарегистрировать политическую партию – у нас их вроде больше 50. Но они не становятся сильными, они не могут предъявить избирателю что-то интересное — программу, идеи. Время такое. Должны появиться люди с энергетикой. Если не будет таких людей, с энергетикой, которые могут возглавить новые партии, то сверху вы их не построите.
— Как вы относитесь к переходу на электронную систему голосования?
— Мне кажется, это правильно. Раз уж есть технологическая возможность, почему бы не перейти на такую систему. Я не уверен, что это увеличит количество голосующих. И есть опасения, что некоторые молодые люди будут голосовать по приколу, а это неправильно. Политика – это серьезное дело. И выборы – дело тоже серьезное. И по приколу кого попало не надо выбирать в органы власти, даже если это региональные или муниципальные органы. Я вижу такую опасность. Предотвратить ее можно только воспитанием, привычкой. Это должно войти в обычай, стать будничным.
— Перед встречей с президентом вы сказали, что брошенный в сторону полиции пустой бумажный стаканчик не должен приводить к тюремному сроку. Как, по-вашему, добиться того, чтобы судебные решения были соразмерны содеянному? Как это регулировать? Почему за одно деяние степень наказания разная?
— В том, что касается судебных процессов в Москве после протестных акций в июле-августе, то я сам изучал видеоролики, документы, статьи, и оттуда появилась идея о соразмерности. Кто-то дрался с полицией, кто-то, как Раджабов, бросил пустую пластиковую бутылку и не попал. Потом его поймали и отправили в СИЗО.
Президент видит риски радикализации подобного рода акций. Это можно понять – такие риски есть. Но мы – Совет по правам человека. Поэтому мы должны настойчиво высказывать другие аргументы. Отсюда эта тема соразмерности. Если нет никакого вреда – ни физического, ни морального, ну зачем человека сажать в тюрьму? Это не контроль на уровне законодательства, это вопрос политической культуры, которую надо вырабатывать. И мы должны настаивать на выработке мягкой культуры. Здесь, скорее всего, президент с такой позицией не согласится.
В части взаимодействия силовиков и протестующих активистов у нас эта культура не выработана. Что можно, а что нельзя? Общество тоже должно выработать свою точку зрения – можно ли хватать полицейского за жилет или нельзя? Я вот человек консервативный и считаю, что не надо хватать полицейского ни за что – ни за шлем, ни за жилет, ни толкать его. Но в то же время считаю, что СПЧ должен двигать силовиков к более мягкому отношению.
— В случае студента Егора Жукова – ему вынесен приговор о лишении свободы условно, но все-таки это приговор и ему с ним потом еще жить. По сути, будущее молодого человека под большим вопросом – где он сможет учиться, работать? Приговор по такой статье это серьезно. Как вы думаете, как в таких случаях поступать с молодежью? Как не сломать им жизнь? Как это можно регулировать законодательством?
— Приговор виновному выносится на усмотрение судьи. И уголовный, и административный кодексы дают довольно большую вилку наказания по любому преступлению – хоть это убийство, хоть это коррупция, хоть это хулиганство. Вот тот же Егор Жуков – он мог получить больше четырех лет. Больше даже, чем требовало обвинение. А он получил условное наказание. Во многом эта традиция формируется судьями. Судьи тоже часть общества. В силу своего мировоззрения, своего опыта они принимают те или иные решения и должны учитывать много разных обстоятельств. В случае Жукова я указывал на то, что это молодой человек, старательный, вроде бы талантливый, которому хорошо бы дать возможность продолжать учиться, а не ломать жизнь. Если бы он был бандитом, рецидивистом, возможно, у судьи было бы иное отношение.
— Передали ли президенту доклад Николая Сванидзе? Что в докладе? Согласны ли вы с позицией автора?
— Да, доклад передан, как и почти все документы, которые были представлены членами Совета. В докладе предложения к разным министерствам, ведомствам. Одним из самых заметных, ярких предложений в нем стало введение большого жетона для сотрудников Росгвардии, полиции, на котором были бы указаны данные для его идентификации, например, номер. Если кто-то будет нарушать правила задержания, потом можно будет найти нарушителя.
Также у Сванидзе есть идея о регламенте по согласованию проведения публичных мероприятий. На согласованных акциях, митингах почти никогда не бывает никаких проблем, и все это понимают. Проблемы бывают только на тех акциях, которые не согласованы. И нужно как-то этот регламент согласования продумать. Общая идея Сванидзе заключается в том, чтобы минимизировать число несогласованных акций и согласовывать все, что можно согласовать, за исключением провокаций.
— Как вы относитесь к закону о противодействии семейно-бытовому насилию?
— Тема принятия закона о профилактике домашнего насилия стала чрезвычайно политизированной. Я пытался читать статьи сторонников, противников. Одни кричат, что это разрушает семью, другие кричат, что своим протестом, своим препятствием принятию этого закона люди помогают убийцам, насильникам.
Я планирую в январе собрать людей, разбирающихся в этом, членов Совета и экспертов. Я полагаю, что все члены Совета хотят иметь аргументированное мнение по этому вопросу. Теоретически борьба с домашним насилием – это правильно. Но когда я иногда слышу в СМИ от сторонников этого закона, что мужья убивают в семье 14 тысяч женщин, а оказывается, что 14 тысяч – это больше, чем общее число убийств в России, я начинаю сомневаться в правдивости этих аргументов.
— В октябре вы сказали, что важно позволить общественности принимать участие в разработке важнейших для страны решений. Что вы имели в виду?
— Я имею в виду потенциально резонансные проекты, затрагивающие жителей города, региона. Уверен, что еще до начала работ надо создавать группы с участием чиновников, бизнеса, если это бизнес-проект, общественников, гражданских активистов, профессионалов. И сразу всем вместе обсуждать этот проект. Сейчас же часто бывает так, что чиновники принимают решение и проводят фактически фальшивые общественные слушания, где граждане якобы одобряют этот проект. На этой почве возникают недовольства, волнения, манифестации, митинги, ситуации политизируются. Как в случае с Шиесом, когда пришлось вмешиваться президенту. Все должно быть открыто сразу, публично.
Здесь мы будем взаимодействовать с общественными институтами – региональными общественными палатами, региональными СПЧ, уполномоченными по правам человека. Умные чиновники понимают, что выиграют от этого, получат доверие населения.
— Продолжит ли СПЧ работу в рамках форума "Петербургский диалог"?
— Обязательно продолжит. Я планирую в середине января встретиться с зарубежными коллегами, которые занимаются правами человека в Германии. Эта страна очень важна для нас как одно из ключевых государств Европы.
— Как будет строиться сотрудничество с Общественной палатой? По каким направлениям? Не произойдет ли такого, что СПЧ сольется с Общественной палатой? Как выдержать эту золотую середину?
— Проблемы в стране одни, и они являются общими и для президентских Советов (Совета по развитию гражданского общества и правам человека, Совета по науке образованию, Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей и другие – прим. ред.) и для Общественной палаты. Но важно понимать, что СПЧ в первую очередь консультативный орган, который помогает президенту страны формировать и проводить политику в области развития гражданского общества и прав человека. А главная задача Общественной палаты – налаживать коммуникацию между властью и обществом и обеспечивать общественный контроль.
Хотя есть целый ряд общих тем. Например, Общественные наблюдательные комиссии. Другая смежная тема – общественное наблюдение на выборах. Общественная палата подготовила перед выборами президента 150 тысяч общественных наблюдателей. У Совета есть своя мониторинговая группа на выборах. Надо усилия объединять.
Экологическая тема сильна как в Общественной палате, так и в Совете, и здесь уже налажено взаимодействие, в том числе на площадке общественного совета при Минприроды — это очень сильный ресурс для того, чтобы повестку дня работы профильного министерства делать более приближенной к людям.