Рейтинг@Mail.ru
"Без России не решить проблемы". Почему ЕС хочет диалога с Москвой - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Без России не решить проблемы". Почему ЕС хочет диалога с Москвой

Читать ria.ru в
МОСКВА, 15 дек — РИА Новости, Галия Ибрагимова. Тридцать лет назад Россия и Евросоюз установили официальные отношения. За эти годы стороны то сближались, то отдалялись — по разным причинам. Но в канун юбилейной даты Москва и Брюссель признали, что просто обречены на диалог и сотрудничество. Как складывалось взаимодействие сторон в эти годы, вспоминает РИА Новости.

"Европа — наш общий дом"

"Мы живем в уязвимом, довольно хрупком, но взаимосвязанном мире. В мире, где необходимо сосуществовать друг с другом. Что бы нас ни разделяло, планета у нас одна. Европа — наш общий дом. Дом, а не "театр военных действий", — заявил Михаил Горбачев в 1984 году, выступая перед членами парламента Великобритании.
Холодная война в начале восьмидесятых была в самом разгаре, и ни о какой оттепели в отношениях СССР и Запада не шло и речи. Но положение в советской экономике стремительно ухудшалось, а сменившие Леонида Брежнева престарелые члены политбюро — сначала Юрий Андропов, потом Константин Черненко — были далеки от реформ.
Европа тоже не стремилась к сотрудничеству с Советами, но опасалась, что уход дряхлых генсеков может привести к новому обострению в отношениях с Москвой. Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер начала искать выход на молодые кадры в верхушке КПСС, которые потенциально могли возглавить страну.
Горбачев, занимавший в 1984 году пост секретаря ЦК, показался европейцам наиболее перспективным кандидатом для начала диалога. К тому же молодой советский политик и сам искал контактов с европейцами, чтобы позаимствовать экономический опыт.
"С этим человеком можно иметь дело. Мне он даже понравился", — охарактеризовала Тэтчер Горбачева после первой встречи.
Начавшийся в середине восьмидесятых диалог Москвы и Запада привел к международной разрядке. Более того, он стал основой для дальнейшего сотрудничества России — как правопреемницы Советского Союза — с Европой.
© AP PhotoСекретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев и премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер в Лондоне. 1984 год
Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев и премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер в Лондоне. 1984 год
Секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев и премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер в Лондоне. 1984 год

Два столпа

Восемнадцатого декабря 1989 года СССР и страны Европы, объединявшиеся в единое сообщество, подписали первое соглашение о сотрудничестве сроком на десять лет.
Двусторонние договоры с европейскими странами, заключенные Москвой еще в шестидесятые-семидесятые годы, в восьмидесятые денонсировали: управление экономикой, политикой, социальной сферой на континенте передавалось наднациональным структурам.
Советы оказались перед реальной угрозой изоляции. Чтобы удержать экономику и выйти на новые рынки, руководство компартии пошло на сделку с Европой. Брюссель, в свою очередь, был заинтересован в расширении экономических связей в такой специфической сфере, как ядерные исследования. Вскоре после подписания соглашения с Москвой европейцы отменили ограничения советского экспорта.
После распада СССР в российской экономике начались структурные изменения. Европа опасалась, что переход на новую модель усугубит ситуацию внутри страны. Восточному соседу стали активно помогать. В начале девяностых европейцы поставляли по программе TASIS продовольствие.
© РИА Новости / Олег Ласточкин | Перейти в медиабанкЖители Москвы покупают продукты, присланные Европейским сообществом в рамках гуманитарной помощи
Жители Москвы покупают продукты, присланные Европейским Сообществом в рамках гуманитарной помощи
Жители Москвы покупают продукты, присланные Европейским сообществом в рамках гуманитарной помощи
Брюссель также помогал Москве реализовывать политические, административные и судебные реформы. В 1996 году Россия вступила в Совет Европы, а через два года ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.
Российские власти всерьез рассматривали и идею вступления в ЕС. Однако европейцы тут же дали понять, что это невозможно.
"Мы предлагаем концепцию "Европа на двух столпах". Она предусматривает создание двух центров силы: Евросоюза и России", — заявлял в начале девяностых председатель Еврокомиссии Жак Делор.
Отказ Брюсселя принять Россию в единую европейскую семью был связан с опасениями, что промышленные товары, нефть, алюминий, уран, вооружения из нашей страны могут оказаться дешевле европейских и составят серьезную конкуренцию на мировом рынке.
© РИА Новости / Дмитрий Донской | Перейти в медиабанкБорис Ельцин на концерте звезд эстрады в поддержку его кандидатуры на предстоящих президентских выборах. Екатеринбург, 1996 год
Борис Ельцин концерте звезд эстрады в поддержку его кандидатуры на предстоящих выборах в Екатеринбурге. 1996 год
Борис Ельцин на концерте звезд эстрады в поддержку его кандидатуры на предстоящих президентских выборах. Екатеринбург, 1996 год

Взгляд на Чечню

Но экономика — не единственная сфера, где между Москвой и Брюсселем возникли трения. На первый план вышла политика. Начавшаяся в декабре 1994-го первая чеченская кампания вызвала на Западе критику. Европейские чиновники встали на защиту самопровозглашенной Ичкерии и призывали федеральные власти начать переговоры с сепаратистами.
Единственное, что удерживало ЕС от принятия жестких мер в отношении Москвы, — опасения, что к власти вернутся коммунисты. В 1996 году, с одной стороны, в Чечне продолжалась военные действия, с другой — по всей стране шла подготовка к президентским выборам. Геннадий Зюганов, по всем опросам, опережал Бориса Ельцина. Тогда критика в адрес Москвы несколько поутихла.
© РИА Новости | Перейти в медиабанкВвод российских войск в Чечню в 1994 году
Ввод российских войск в Чечню в 1994 году
Ввод российских войск в Чечню в 1994 году
Накануне парламентских выборов в России в 1999 году Запад ужесточил давление на Москву. Госсекретарь США Стройб Тэлботт специально прибыл в российскую столицу после выборов и потребовал от властей начать прямые переговоры с главарями чеченских боевиков. Страны ЕС эти требования поддержали.
Более того, западные союзники устанавливали прямые контакты с сепаратистами. В 1997-м глава "независимой Ичкерии" Аслан Масхадов прибыл с визитом в США. Ему удалось расположить к себе американских чиновников, а Россию представить как страну, подавляющую стремление народов к свободе.
Только после вторжения исламистов в Дагестан в августе 1999-го, послужившего толчком ко второй чеченской кампании, Запад стал квалифицировать действия Москвы на Северном Кавказе как внутреннее дело России. Осуждающие антироссийские резолюции перестали принимать только в 2004-м. Но появились новые проблемы.
© РИА Новости / Александр Поляков | Перейти в медиабанкАслан Масхадов во время перерыва в переговорах представителей России и Чечни по урегулированию чеченского конфликта. 1996 год
Аслан Масхадов во время перерыва в переговорах представителей РФ и Чечни по урегулированию чеченского конфликта. 1996 год
Аслан Масхадов во время перерыва в переговорах представителей России и Чечни по урегулированию чеченского конфликта. 1996 год

От революции к революции

"Оранжевая революция" 2004 года на Украине снова вбила клин в российско-европейские отношения. Брюссель утверждал, что открытая поддержка Москвой одного из кандидатов в президенты — Виктора Януковича — вывела украинцев на Майдан. Более того, ЕС обвинял российские власти и в том, что они пытались заставить Киев отказаться от многовекторной политики и принять пророссийский курс.
Претензии Москвы сводились к тому, что это как раз Запад спровоцировал противостояние на Украине. Конкурента Януковича — Виктора Ющенко — в России называли "проектом Госдепа" и обвиняли ЕС и США в лоббировании его интересов.
Протесты на Майдане стихли только после третьего тура выборов — победу присудили прозападному Ющенко. Отношения Москвы и Брюсселя оставались напряженными, хотя экономические связи продолжали развиваться.
© РИА Новости / Михаил Климентьев | Перейти в медиабанкВладимир Путин на саммите Россия — ЕС в Брюсселе. 2012 год
Владимир Путин на саммите Россия-ЕС в Брюсселе. 2012 год
Владимир Путин на саммите Россия — ЕС в Брюсселе. 2012 год
В тот же период Европейский союз форсировал процесс объединения шести стран СНГ — Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины — в рамках проекта "Восточное партнерство". Россия расценивала эти действия как попытки разрушить ее связи на постсоветском пространстве.
Через девять лет после "оранжевой революции" на Украине Россия и Европа снова рассорились. В 2013-м после отказа Киева подписывать соглашение об ассоциации с ЕС люди снова вышли на улицы. Протестующие обвинили Москву в давлении на украинские власти, ЕС поддержал эти претензии.
Последовавшее воссоединение Крыма с Россией вызвало новую волну антироссийской критики. В отношении Москвы западные страны консолидированно ввели экономические санкции. Ответственность за развязывание конфликта на юго-востоке Украины европейцы тоже возложили на российские власти и ввели очередные рестрикции.
Украинский фактор и сегодня остается главным раздражителем в отношениях России и ЕС.
© РИА Новости / Дмитрий Чеботаев | Перейти в медиабанкСторонники Виктора Ющенко во время "оранжевой революции" на Украине. 2004 год
Сторонники Виктора Ющенко во время Оранжевой революции на Украине. 2004 год
Сторонники Виктора Ющенко во время "оранжевой революции" на Украине. 2004 год

Поток, еще поток

Несмотря на противоречия и санкции, Москва и Брюссель продолжают взаимодействие. Евросоюз остается основным экономическим партнером нашей страны, на его долю приходится почти половина товарооборота. Россия, в свою очередь, входит в пятерку основных торговых партнеров ЕС.
Сотрудничество продолжается и в сфере энергетики. Главный проект в этой области — магистральный газопровод "Северный поток — 2". Он соединит газовые системы России и Германии через Балтийское море. Топливо пойдет в Европу в обход Украины.
Кроме того, "Северный поток — 2" составит конкуренцию сжиженному газу США, стремящемуся на европейский рынок. Поэтому Вашингтон давит на ЕС, требуя отказаться от участия в проекте. Однако большая часть трубопровода уже построена, и европейцы не намерены от него отказываться.
Но не по всем энергетическим проектам Брюссель занимает такую принципиальную позицию. Так, начавшаяся в 2012 году разработка газопровода "Южный поток", который должен был пройти через Черное море на Балканский полуостров, в итоге была заморожена. Причиной снова стал украинский фактор.
Европейские страны долгое время сомневались, стоит ли участвовать в проекте из-за Крыма и событий в Донбассе. Точку поставил Владимир Путин, заявив в конце 2014 года, что тема закрыта.
© Фото : Nord Stream 2 / Axel SchmidtТрубы для строительства газопровода "Северный поток — 2" недалеко от порта Мукран, Германия
Трубы для строительства газопровода Северный поток - 2 недалеко от порта Мукран, Германия
Трубы для строительства газопровода "Северный поток — 2" недалеко от порта Мукран, Германия

Призывы к диалогу

В начале 2010-х российские власти предлагали Евросоюзу вернуться к идее создания Большой Европы "от Лиссабона до Владивостока". Путин тогда напомнил, что еще в восьмидесятые годы европейцы поддержали эту идею, впервые выдвинутую де Голлем. Ее суть в расширении экономических связей, создании общей торговой зоны, единого энергетического рынка, расширении культурных и образовательных связей. Вначале европейцы проявили интерес, но потом охладели.
Скептически в Европе восприняли и идею объединить системы противоракетной обороны России, США и Европы. Ставку сделали на интеграцию систем ПРО Европы и США. Ее элементы, согласно плану Вашингтона, должны быть размещены в Польше и Чехии, вблизи российских границ, что вызвало возмущение Москвы.
© РИА Новости / Сергей Венявский | Перейти в медиабанкПодготовка Международного пресс-центра к саммиту "Россия — ЕС"
Подготовка Международного пресс-центра к Саммиту Россия-ЕС
Подготовка Международного пресс-центра к саммиту "Россия — ЕС"
Тем не менее Москва и ЕС признают, что, оставаясь соседями, следует сохранять нормальные рабочие отношения. Многие европейские страны выступают за отмену антироссийских санкций и ищут способы продолжить сотрудничество с Москвой.
Президент Франции Эммануэль Макрон открыто заявил, что считает Россию частью европейского мира, и призвал налаживать диалог.
В канун 30-летия установления отношений между Россией и Евросоюзом надежду на их оздоровление выразил и постпред России в ЕС Владимир Чижов.
"Без России не решить ни одной значимой международной проблемы, а наши задачи на мировой арене во многом близки", — заключил дипломат.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала