Лучезарный талант!
Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова снова удивляет
Ирина Овчинникова
Сегодня на Исторической сцене Большого театра — премьерный показ новой программы Modanse Светланы Захаровой, которую называют одной из лучших балерин современности. Как прима главного театра страны и звезда миланского Ла Скала перевоплотилась в Коко Шанель, почему ей хочется удивлять и при чем здесь «уникальная стопа» — в материале РИА Новости.
Великая мадмуазель
«Она гениальна! Ей просто нет равных в мире! Лучезарный талант!» — так о Светлане Захаровой говорил модельер Ив Сен-Лоран. То же самое можно сказать о балете Gabrielle CHANEL из программы балерины о другом французском модельере.
Она в кресле на авансцене. Чуть холодноватое достоинство идеально прямой спины, полумрак вокруг. Из темноты появляются образы: «Великая Мадемуазель» в знаменитом белом костюме с широкополой шляпой или строгой рубашке с узким черным галстуком.
В роли Габриель, конечно, Светлана: и на сцене — в луче света, и в проекциях. Сходство поразительное — грация, пластика, линии силуэта. Еще пара минут, и веришь: если бы Шанель профессионально танцевала, то именно так, как Захарова.
Свободно, вдохновенно, легко исполняя сложнейшие движения, в поиске совершенства доходя до изнеможения, которое не увидит зритель.
Костюмы от CHANEL
Этот балет с нуля создавали авторы нашумевшего «Нуреева» — композитор Илья Демуцкий, хореограф Юрий Посохов, а также режиссер и автор либретто Алексей Франдетти.
Балет построен как воспоминания Коко о своем пути от неизвестной провинциальной певицы до главы одного из самых влиятельных модных домов мира. Здесь скачки на ипподроме, дефиле по подиуму, рождение «CHANEL № 5», «Русские сезоны» и Дягилев, а также отсылка к знаменитому спектаклю «Голубой экспресс» Брониславы Нижинской, костюмы — купальные наряды — авторства Коко. А еще любовный треугольник, гибель возлюбленного в автокатастрофе и то самое одинокое кресло. Но в темноте сидит не просто женщина, а дама в элегантном черном платье, к которому идеально подходит белый шифоновый шарф.
Костюмы для этого балета шили в мастерской Большого театра по эскизам, предоставленным модным домом CHANEL. Их задумывали не просто соответствующими духу Мадемуазель, но и удобными для танцоров. Получилось — даже в строгих брюках и рубашке, застегнутой на все пуговицы, Захарова снова поражает своей невозможной техникой.
Кстати, когда рассказывают о Светлане, часто упоминают ее «уникальную стопу» с очень высоким красивым подъемом. Из-за чего, говорят, она снашивает в два раза больше пуантов, чем другие балерины — чуть ли не по паре за спектакль. Зрители первых показов Gabrielle CHANEL уверены, что эта особенность еще больше подчеркивает ее попадание в образ — стильный до мельчайших линий.
Получилось ли это легко? По словам самой Светланы — нет: «Великая Мадемуазель далась мне нелегко. Но и ни одна премьера не давалась легко».
Время для экспериментов
Светлана Захарова рассказывала, что станцевала уже все партии, о которых можно мечтать. А «Лебединое озеро» исполнила более чем в десяти вариантах на разных сценах мира. Теперь же ей хочется экспериментов — испытать свои возможности в чем-то другом.
Похоже, желание балерины воплотилось в еще одном балете Modanse — «Как дыхание». Это работа итальянского хореографа Мауро Бигонцетти, адаптация его собственного балета, премьера которого состоялась в театре Ла Скала в 2017 году. Главные партии тогда исполнили Светлана Захарова и Роберто Болле.
Балет на музыку Георга Генделя, с дерзкими костюмами — необычными пачками (напоминающими фижмы) для балерин и почти спортивными трико (при оголенных торсах) для танцовщиков — в программе показывают до Gabrielle CHANEL.
«Как дыхание» — почти акробатический танец, но при этом откровенный и экстравагантный. Впечатление такое, что три четверти часа подглядываешь за исполнителями во время чего-то очень личного, почти интимного.
И главное откровение — Светлана Захарова: чувственная и смелая, изящная и легкая.
Даже после высокого прыжка не услышать стука пуанта — словно она парит над сценой.