Рейтинг@Mail.ru
Что-то громадное и сверхсовременное? Значит, объект китайской культуры - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Что-то громадное и сверхсовременное? Значит, объект китайской культуры

© AFP 2024 / Anthony WallaceКартина Пабло Пикассо "Женщина в берете и клетчатом платье (Мария Тереза Вальтер)" на аукционе Sotheby's
Картина Пабло Пикассо Женщина в берете и клетчатом платье (Мария Тереза Вальтер) на аукционе Sotheby's
Читать ria.ru в
Дзен
Тысячи и тысячи китайцев в данный момент имеют возможность (и активно используют ее) посмотреть на работы Пабло Пикассо и Альберто Джакометти из знаменитых музеев Франции. Все они будут показаны десять раз в предстоящие пять лет в разных выставочных центрах Китая.
И самое интересное — что это за центры. Если коротко, то все они новые, громадные (стоящие не менее громадных денег, как государственных, так и частных) и сверхсовременные, то есть безумных и дерзких форм. Еще: их много, по всей стране и у кого-то даже может возникнуть вопрос — а хватит ли шедевров, чтобы их наполнить?

Китайские арт-центры — масштабно и дорого

Деньги в нашем разговоре будут присутствовать еще не раз, потому что история превращения Китая в культурную сверхдержаву была связана с осознанием того, что современное искусство стоит денег, но и приносит деньги, во всех смыслах.
Вот и Джакометти — в местных СМИ обязательно упоминается, что речь о единственном в мире скульпторе, чья работа на аукционе зашкалила за 100 миллионов долларов.
Соглашение по выставочному обмену в Китае подписывал президент Франции Эммануэль Макрон. Он недавно побывал на открытии шанхайского арт-центра , который в полуколониальные времена был промышленной зоной. А сейчас становится зоной множества центров искусства. Дизайнер арт-центра — знаменитый британец Дэвид Чипперфилд, отлично переделывающий бывшие фабрики в дворцы.
© AFP 2024 / Liu Jin Посетитель арт-центра в Шанхае
Посетитель в Арт-центре в Шанхае
Посетитель арт-центра в Шанхае
Похожий арт-центр создается в Пекине у самых стен Запретного города, там тоже будут французские выставки, но сдадут эту стройку века только в следующем году. Классик архитектуры, уже местный, Тони Ван, совместил пагоду Лунфу 1452 года с очередной старой фабрикой и древними одноэтажными кварталами. Обошлось это сооружение (180 тысяч квадратных метров) в 1,3 миллиарда долларов: тот самый китайский размер и стоимость.
© РИА Новости / Валерий Левитин | Перейти в медиабанк

Картина Пабло Пикассо "Голова женщины" (работа выполнена 12 марта 1935 года) и бронзовая скульптура Альберто Джакометти "Большая голова Диего" (1955 год) на выставке Masterpieces аукционного дома Sotheby's в Российской академии художеств

Выставка Masterpieces аукционного дома Sotheby's

Картина Пабло Пикассо "Голова женщины" (работа выполнена 12 марта 1935 года) и бронзовая скульптура Альберто Джакометти "Большая голова Диего" (1955 год) на выставке Masterpieces аукционного дома Sotheby's в Российской академии художеств

1 из 4
© AP Photo / Frank Augstein

Скульптура Альберто Джакометти Luster avec femme, homme et oiseu в аукционном доме Sotheby's

Скульптура Альберто Джакометти Luster avec femme, homme et oiseu в аукционном доме Sotheby's

Скульптура Альберто Джакометти Luster avec femme, homme et oiseu в аукционном доме Sotheby's

2 из 4
© РИА Новости / Кирилл Каллиников | Перейти в медиабанк

Экспозиция Альберто Джакометти "Женщина Венеции III" на выставке "Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное" в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Экспозиция Альберто Джакометти Женщина Венеции III на выставке Коллекция Fondation Louis Vuitto

Экспозиция Альберто Джакометти "Женщина Венеции III" на выставке "Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное" в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

3 из 4
© AFP 2024 / Justin TallisКартина Пабло Пикассо "Алжирские женщины (версия "О")" в аукционном доме в Британии
Картина Пабло Пикассо Алжирские женщины (версия О) в аукционном доме в Британии
Картина Пабло Пикассо "Алжирские женщины (версия "О")" в аукционном доме в Британии
4 из 4

Картина Пабло Пикассо "Голова женщины" (работа выполнена 12 марта 1935 года) и бронзовая скульптура Альберто Джакометти "Большая голова Диего" (1955 год) на выставке Masterpieces аукционного дома Sotheby's в Российской академии художеств

1 из 4

Скульптура Альберто Джакометти Luster avec femme, homme et oiseu в аукционном доме Sotheby's

2 из 4

Экспозиция Альберто Джакометти "Женщина Венеции III" на выставке "Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное" в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

3 из 4
Картина Пабло Пикассо "Алжирские женщины (версия "О")" в аукционном доме в Британии
4 из 4
А еще в стране растут частные музеи примерно такого же уровня — вот хотя бы "Музей семьи Хэ" в провинции Гуандун (мы к нему еще вернемся).

Настоящая культурная революция

Что происходит? Если коротко, то третья фаза настоящей, а не маоистской культурной революции Китая. Первая началась в середине 80-х, когда китайцам стало ясно, что коммунизму конец и при этом в стране заработала экономика и появились деньги.
И поначалу страшно модным стало то, что иностранцы, собственно, и считают китайской культурой: одежда со стоячим воротничком и косой застежкой, традиционные крыши с приподнятыми кромками и многое другое. Революционеры, напомним, традиционную культуру стараются свергнуть, заменив ее чем-то похожим на… да хоть на Пикассо.
«

Этот феномен, кстати, повторялся еще во многих странах: как только у людей появлялись деньги и относительная свобода, так страна с удовольствием обращалась к своим корням (то есть глобализация наоборот). Но дальше в Китае классика стала уходить на периферию внимания, пришел новый стиль.

Поделюсь личными впечатлениями от общения с двумя китайскими художниками — Джеком Лю и его подругой Цзя Ли. Они в 90-е годы уехали учиться в Париж.
Цинхай-Тибетская железная дорога
Как тебе такое, Илон Маск: поезд отправится за облака
Джек Лю прославился серией громадных полотен со свирепыми псами, рвущими мясо, а Цзя Ли — изображениями "новых китаянок", наслаждающихся богатством.
Оба — слегка левых убеждений и таким образом атаковали звериный оскал китайского капитализма. Псы Джека с их мрачными багрово-лилово-зелеными тонами оказались неожиданно популярны в России, где их звериный оскал оценили "новые русские".
Гонконг
Китаю никто не нужен, он нужен всем
В результате оба уехали обратно в Китай — открывать свою галерею. Дело в том, что к началу 2000-х годов мир арт-дилеров современного искусства заметил две закономерности. Первая: имя новому поколению китайских художников делали западные критики. Вторая: но покупали их работы китайские коллекционеры и инвесторы. Потому что в самой стране начал складываться мощный рынок, галерей все больше.

Почем китайские художники?

Китайское современное искусство растет в цене невероятными темпами. Сегодня есть минимум 50 живых художников из Китая, одно полотно которых может на первичной и тем более вторичной продаже взять более одного миллиона долларов в самой стране. Или больше: на выставке, которая открылась в Шанхае, кроме Пикассо, Шагала или Джексона Поллока, можно увидеть Дин И и Цая Гоцяна, вполне сравнимых с европейцами по ценам.
© Pablo Picasso Картина Пабло Пикассо Homme et femme nus, 1962-1973 (1969)
Картина Пабло Пикассо Homme et femme nus, 1962-1973 – 1969 г.
Картина Пабло Пикассо Homme et femme nus, 1962-1973 (1969)
Мы обещали вернуться к частному "Музею семьи Хэ": семья — это прежде всего Хэ Сянцзянь, 77 лет, пятый по богатству человек в стране с состоянием в 23 миллиарда долларов по "Форбсу".
Среди прочего он прославился тем, что купил на аукционе Homme et Femme Nus — работу Пикассо 1968 года. Цена — 15,6 миллиона долларов. Собственно, под нее и построен тот самый музей, дизайна очередной знаменитости, японца Тадао Андо (что-то вроде сплетенной из соломы невесомой корзинки). Впрочем, есть в музее Хэ Сянцзяня и настоящий Дин И, и Лю Е, и многое другое — китайское, современное, безумно дорогое.
«

Итак, деньги новой сверхдержавы породили второй этап культурной революции — хаотичный рост "арт-пространств", прибыльных комплексов, сочетающих продажи чего угодно, от самого искусства до модной еды.

А третий этап — то, что мы видим сегодня, это, словами Шао Шу, директора "Музея семьи Хэ", возврат к рациональности, к музеям, которые совмещают историю (с ее древней городской застройкой) с современностью, объединяют новое искусство и новый стиль жизни.
Вот в эту третью волну и вписался президент Макрон с его сокровищами художественной Франции.
Сталин и Мерлин, Леонид Соков, 2015 год
Сталин в обнимку с Монро и картина Цоя. Что смотреть на выставке Vladey
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала